БУДЕТ МНОГО ГИЛАДОВ ШАЛИТОВ
Ури ЭЛИЦУР
Не верно, что Нетаниягу колеблется и не принимает решения. Он решил сказать «нет». Это решение, и даже смелое решение. И возможно, если ХАМАС отвергнет нынешнее израильское предложение, будет правильным решить начать переговоры сначала История с Шалитом — это трагедия, которая не может закончиться хорошо.
Если не будет сделки (по освобождению) — что будет с Шалитом и сколько это будет продолжаться; а если будет сделка — цена его освобождения ужасна. Это мощный допинг не только ХАМАСу, но и всемирной оси зла, от Тегерана до Дамаска.
Исламская держава видится сейчас как огромный динозавр, просыпающийся после сотен лет спячки. Он собирается с силами, чтобы встать на окаменевшие задние ноги, и никто не знает, сколько порций жара и крови требуется им, чтобы вернуться к функционированию и позволить огромному животному двигаться. Ахмадинеджад и его ядерная программа впрыскивают в его ножные вены большую порцию крови. И обрушивание Башен в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. было как большая порция крови. Как и создание сети «аль-Джазира».
Динозавр еще не встал на ноги, но земля вокруг него уже дрожит. Объятия Турции с Ираном и с Сирией в последнее время. Унизительный визит Саада Харири к Башару Асаду — убийце его отца. Вызывающее поведение Ирана, пинающего Америку и Запад. Еще и еще порции теплого компресса и крови к ногам огромного просыпающегося животного. Весь мусульманский мир смотрит, слушает и реагирует на признаки пробуждения — кто с воодушевлением, кто со страхом.
В этот момент освобождение тысячи террористов ХАМАСа, и среди них всего командного состава и ведущих террористов, ответственных за самые ужасные теракты, будет усилением исламской державы. Это будет событие, равное по мощи падению Башен-близнецов.
У меня нет никакой симпатии к Абу-Мазену и его банде и никаких ожиданий от них, но неужели самым наивным в мире — от Обамы до Ципи Ливни — строящим на Абу-Мазене свою политическую стратегию, не ясно, что он будет сброшен в море волной, которую придаст это освобождение иранскому исламу?
Тот, кто захочет, сможет утешить себя, что могло быть хуже. Впечатление, что Нетаниягу смог сбить цену ХАМАСа и результат будет менее ужасным, чем это казалось несколько месяцев назад. Но это напоминает историю об отце, который говорил своему сыну: не отчаивайся, могло быть хуже. И сын не отчаялся, и положение стало еще хуже. Не будем обманывать себя: если выпустим тысячу террористов в обмен на Шалита, в следующий раз заплатим больше.
В «сделке Джибриля» цена была 383 террориста за каждого пленного израильтянина. За Тененбаума мы заплатили 450, теперь цена в районе 1000. Невозможно будет уменьшить цену в следующий раз. Если отодвигаем кризис до следующей сделки, то цена только возрастет. Можно понизить цену, но только сейчас. Только когда есть конкретный похищенный, парень, у которого есть любящие родители, ведутся переговоры — и все же не платим.
А, возможно, что и в этот раз уже нельзя уменьшить цену. Согласно публикациям, Израиль уже согласился с количеством, и переговоры только по второстепенным вопросам. Я не знаю, на что согласились, на что — нет, и дано ли уже обязательство. Иногда государство не может отказаться от данного обязательства, иногда обязательство обусловлено действиями другой стороны, и если переговоры взорвутся, можно начать все сначала. В любом случае глупостью является иллюзия, что можно заплатить такую цену сегодня, только сегодня, и решить, что в следующий раз цена будет не такой тяжелой. Она будет более тяжелой.
Так или иначе, есть одна простая вещь, которую важно сказать: по состоянию на сейчас решение Нетаниягу сказать «нет». Вроде бы, это понятно каждому, кто читал газеты или слушал новости, но барабаны там-там СМИ пытаются иногда запутать даже простые факты, чтобы ввести общественность в заблуждение.
Израильские СМИ полностью мобилизованы в пользу сделки, как будто нет вообще конфликта. И не путайтесь, если время от времени публикуется статья против или цитируется министр, противящийся сделке. Это фиговые листки. Те, кто формируют мнение в СМИ, заботятся, чтобы общая картина оставалась ясной и однозначной. Поэтому каждый раз, когда правительство решает сказать «нет», СМИ представляют это так, как будто нет решения. Еще в дни Ольмерта писали комментаторы: хватит колебаться, невозможно оставить это без решения. Было решение — ясное решение сказать «нет», но в глазах «хозяев» «Гаарец» неверное (по их мнению) решение не считается решением.
И на этот раз они представляют это так, и смехотворно, когда иногда они пишут: «Вновь правительство не решило, решите уже «да» или «нет». При этом истинное их намерение «да» или «да». «Примите уже решение, которое мы диктуем. Другое решение мы не примем. Настолько не примем, что назовем нерешением».
И поскольку принято решение сказать «нет» нынешнему предложению ХАМАСа, может, это время спросить: как мы пришли к такому сумасшедшему положению, нелогичному и неприемлемому, при котором начальная цена тысяча в обмен на одного. Как мы пришли к такому сумасшествию и как выйти из него. И если ХАМАС оттолкнет и нынешнее израильское предложение, то, может, верно будет принять в самом деле мужественное решение и начать переговоры заново.
(«Макор ришон»)
Перевел Ханан ФРИДМАН
МАОФ
mnenia.zahav.ru