ПИСАТЬ ИСТОРИЮ ВО МНОЖЕСТВЕ ЕЁ ГРАНЕЙ
Жорж-Анри ДЮМОН
Утвердить сознание единства человечества при всем его разнообразии – такую задачу ставила перед собой ЮНЕСКО, когда сразу после создания Организации предложила международную программу по созданию многотомной «Истории человечества». Задача была не из легких. А через 30 лет возникла необходимость пересмотреть первое издание, сменить методологический подход и, главное, – постараться преодолеть идеологические преграды. В этом году вышел последний том этого фундаментального труда.
Программа по созданию «Истории научного и культурного развития человечества» была предложена ЮНЕСКО уже в 1946 году. Идея принадлежит британцу Джулиану Хаксли, первому Генеральному директору ЮНЕСКО. Естественно, он думал не о том, чтобы заново переписать одну из многих уже существовавших историй, каждая из которых, претендуя на универсальность, на самом деле оставалась евро-центристской. Напротив, он хотел подготовить фундаментальный труд на основе коллективной памяти, по-новому осветить вклад всех народов в универсальную цивилизацию. Это, как минимум, дерзкое предприятие соответствовало идеалам основанной всего за год до этого Организации.
В 1947 году в Мехико Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла решение о создании Международной редакционной коллегии по изданию «Истории человечества». Через три года несколько групп историков приступили к работе под руководством бразильца Пауло Е.Берредо Карньеро. Первый том вышел в 1961 году и затем, до 1968 года, один за другим были изданы еще пять.
Однако, несмотря на успешное распространение этого труда, он был не вполне одобрительно воспринят критикой за пределами западных стран. И на то были свои основания. Большинство авторов, даже неосознанно, мыслили категориями колониальных держав и мало задумывались об историческом существовании покоренных народов. Возможно, именно этим можно объяснить тот факт, что Африке в этом многотомном труде было отведено всего лишь 1.5% общего объёма.
Кроме того, связь и взаимоотношения между историей наук и историей культур были недостаточно освещены, хотя издание задумывалось именно для того, чтобы отразить научное и культурное развитие человечества.
Помимо этих пробелов, были отмечены и проблемы методологического порядка. Если раньше историография рассматривала, в основном, зафиксированную в документах историю государств, то в последние три десятилетия она обратилась к антропологическим исследованиям, но этот новый аспект абсолютно не учитывался.
НАЧАТЬ С НУЛЯ
Еще в 1969 году Пауло Карньеро, представляя первое издание «Истории человечества», сказал: «Придет день, когда написанные нами тексты также придется заменить... Мне приятно думать, что этим займутся наши последователи и что на заре нового тысячелетия сможет выйти пересмотренное и дополненное издание написанных нами томов».
Этот день настал в 1978 году, когда Генеральная конференция приняла резолюцию о новом издании. Работа началась через два года. Практически все надо было начинать с нуля.
Работа историка — это, на самом деле, бесконечный процесс, а история — безостановочный поток, где ничто нельзя считать окончательным, идет ли речь о фактах или же об их интерпретации.
Цель ЮНЕСКО — представить универсальную историю через призму различных культурных и научных достижений человечества — оставалась неизменной, но новый проект требовал бóльшей детальности и разнообразия. Для начала была назначена новая Международная редакционная коллегия во главе с французским историком Шарлем Моразе, в которую вошли 26 членов, представлявших все части света.
Для работы над каждым из семи томов, которые охватывают период от предыстории до ХХ века, было учреждено правление из заслуженных специалистов. В задачу правления входила проверка содержания предложенных текстов, обсуждение спорных вопросов и соблюдение однородности всего издания в целом. Параллельно проходили заседания рабочих групп, которые обсуждали как вопросы истории, так и вопросы методологии (по каким критериям отбирать тот или иной вклад в культуру). Было решено, что в любом случае значение того или иного исторического периода должно оцениваться в зависимости от его вклада в общую историю, а не от его продолжительности.
Казалось, что такая структура должна работать без проблем, однако через несколько месяцев Шарль Моразе натолкнулся на неожиданную преграду — сложность, а порой и невозможность примирить различные подходы к истории, существовавшие среди членов Международной редколлегии и у некоторых сотрудников. Западные историки по-прежнему следовали принципам гуманистического движения «Анналы», основанному в 1929 году французскими историками Марком Блоком и Люсьеном Февром, тогда как историки из стран восточной Европы — марксистской исторической школе. Не сумев найти выход из положения, Шарль Моразе подал Генеральному директору ЮНЕСКО прошение об отставке. Это могло обернуться катастрофой для продолжения всей программы.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ШАНС
В 1989 году Генеральный директор Федерико Майор предложил мне заменить Шарля Моразе, несомненно, потому, что я был историком и одновременно членом Исполнительного совета ЮНЕСКО. Не пугаясь сложностей, я согласился и сразу же начал переговоры в поисках компромисса. Это было довольно трудно, однако шанс был словно преподнесен мне на блюдце: в том же году пала Берлинская стена и, вместе с ней, разрушилась идеологическая напряженность. До такой степени, что мой болгарский коллега и друг Николай Тодоров предложил правлению расширить часть издания, касающуюся религий. Он даже организовал в Риме встречу между христианами и мусульманами — под эгидой Ватикана!
Для того чтобы избежать возможных «заносов» и гарантировать сохранение диалога, междисциплинарного подхода и обмена знаниями, я решил систематически председательствовать на всех собраниях правления, будь то во Франции, Индии или Иордании... Тематическая часть каждого тома имела очень широкий охват: от антропологии до демографии и юридических наук, включая влияние научных и технологических открытий на культуру и искусство. Чтобы писать на эти темы, авторы должны были избегать какой-либо идеологической предвзятости и придерживаться междисциплинарного подхода. Им также следовало особо подчеркивать взаимосвязь народов, гений которых является основой научного и культурного наследия человечества.
Сегодня, когда я смотрю на выстроенные на моей книжной полке семь томов «Истории человечества», я испытываю чувство гордости. Я говорю себе, что этот монументальный труд есть лучшее противодействие теориям о столкновении цивилизаций, которые еще властвуют над многими умами, враждуя с идеалами отцов-основателей ЮНЕСКО.
Жорж-Анри ДЮМОН, бельгийский историк, с 1989 года — председатель Международной редколлегии по изданию «Истории человечества».
unesco.org