«ЩЕ НЕ ВМЕРЛА УКРАИНА…»
Если бы я был советником нового президента Украины, то я посоветовал бы ему своим первым указом отменить действующий государственный гимн Украины и внести на рассмотрение Верховной Рады текст нового. Кого могут вдохновить плаксивые слова, что Украина ещё не умерла, что её враги будут наказаны, и что всем им мы «…покажем, что мы браття козацького рода». В чей адрес эта угроза? Не иначе, что это в адрес москалей. Или всё-таки ляхов? В Советском Союзе даже тогда, когда он был при смерти, текст гимна этого не напоминал и не утверждал и внимания на этом не сосредотачивал.
Новый президент принимает страну не в самом лучшем состоянии. Государственный долг Украины 36 млрд. долларов США, по 783 доллара на душу населения, включая грудных младенцев и пенсионеров с плачевной пенсией. Я взял почти наугад две страны с численностью населения, сопоставимой с населением Украины — Испанию и Танзанию — и сопоставил их между собой по некоторым характерным показателям.
Вероятно, показатель коррупции нуждается в пояснении. По принятой международной методике наивысший показатель 10 баллов может быть присвоен стране, где коррупции совсем нет. Таких стран сегодня не существует. Минимальный уровень коррупции зафиксирован в Финляндии,
которой присвоено 9,7 балла. А Украина вместе с Танзанией находятся в конце списка из 180 стран. При этом, если в 2008 году Украина по этому позорному для любой страны показателю находилась на 134-м месте в мире, то в 2009 году передвинулась на 146-е. Тенденция, однако. Хочу привести пример украинской коррупции, позаимствованный не из приговора суда и не из печати, а из жизни.
Женщина, приехала в Израиль из города Донецкой области. Не называю города и фамилию действующего лица, потому что преступником может объявить человека только суд, которого в данном случае не было. Когда она оформляла документы на выезд, то начальник ОВИР продавал ей каждый бланк за 15 гривен. Бланки она заполнила, но разрешения не получила, потому что в своё время работала в военкомате и считалась носительницей секретов.
Она приехала с жалобой в областной центр и с большим удивлением узнала, что бланки в ОВИР должны выдаваться бесплатно. Можно себе представить, как богато живёт начальник ОВИР, который хорошо запомнил указание Михаила Жванецкого: «Что охраняешь, то и имеешь».
Впрочем, это не главный украинский коррупционер. Недавно во Франции ограбили дочь киевского мэра Кристину Черновицкую. В сумочке, которую у неё выхватили из рук, были ювелирные украшения на сумму 4,5 млн. долларов.
При этом, надо полагать, что она не все свои украшения берёт с собой в зарубежные поездки. Правоохранительные органы моли бы спросить у неё: «Откуда дровишки?». Но не спрашивают. Они помогают французской полиции найти украденное. А много ли на Украине правоохранительных органов? Много. Не будем подсчитывать службы безопасности, прокуратуру и судей. Возьмём только министерство внутренних дел. Его численность 386,6 тысяч. Это, не считая внутренних войск, которых 44 тысячи. В Испании суммарная численность полиции и народной милиции — 51,4 тысячи человек. В Танзании совокупная численность полиции и гражданской гвардии — 154 тысячи человек. Казалось бы, раз на Украине столько милиции, преступность должна быть минимальной. Но дело обстоит как раз наоборот: на Украине 149 тысяч заключённых, в Испании — 70 тысяч, а в Танзании 44 тысячи. О чём это говорит? У специалистов нет единого мнения. Некоторые считают, что милиция или полиция, когда их много, начинают искать себе применение, чтобы оправдать собственное существование, то есть арестовывают невиновных, или тех, кто виноват в административных правонарушениях, обвиняют в уголовных.
Виктор Суворов утверждал, что, когда он командовал танковой ротой, у него был ротный старшина Савенко, который на случайно выбранной лопате за минуту находил 30 недостатков. Видимо, людей именно с такими навыками подбирают для службы, например, в ГАИ. Это с одной стороны. А с другой стороны прокуратура Украины в 2009 году обнаружила 18 тысяч преступлений, которые совершены, но не зарегистрированы. Ни один милиционер за это не наказан.
Но давайте хоть что-нибудь скажем про экономику. Средняя зарплата, если её не сопоставлять с розничными ценами мало о чём говорит. Оставим временно в покое бедную Танзанию. Выберем какой-нибудь продукт, который потребляется ежедневно и везде. Я не намекаю на водку. Я выбрал сахар. Цена 1 кг сахара на Украине — 1,37 доллара, а в Испании 1,27 — разница несущественная. Но на среднюю украинскую зарплату можно купить 198 кг сахара, а на испанскую — 1512. Почему?
На Украине 134 крупных свеклосовхоза (или сейчас они иначе называются?). В 2002 году они вырастили свёклы 14 млн. тонн, а в 2009 — 9,4. Сахарные заводы Украины испытывают трудности с сырьём, то есть ссылки на кризис можно в расчёт не принимать. И так обстоит дело не только со свёклой и сахаром. Если такую же операцию проделать с украинскими и испанскими ценами на промышленные товары, разница будет ещё более удручающей, потому что цены на одежду, обувь, хозтовары и электронику в Испании на порядок ниже, чем на Украине. Можно привести и обобщающие цифры. Удивительно, но годы независимости на пользу экономике Украины не пошли, несмотря на все разговоры о рынке и его возможностях. Внутренний валовой продукт Украины в 2005 году к 1990 составлял 62,7%, а в 2009 — 63,1. То есть Украина не только Испанию, она и себя ещё не догнала.
По продолжительности жизни населения Украина занимает предпоследнее место в Европе и 113-е в мире. Кто в этом виноват, население или государство? В 2009 году на здравоохранение Украины из бюджета было выделено 32 млрд. гривен. Выделено, это не значит израсходовано, потому что какая-то часть украдена. Так или иначе, на человека приходится 87 долларов США. В Испании, которую международные организации критикуют за самый низкий бюджет здравоохранения в Европейском Союзе, аналогичная цифра составляет 1646 долларов. То есть умереть на Украине легко, а выжить трудно. На Украине для здравоохранения тратится 3-4% ВВП в год — В Испании — 8,1%. Даже в захудалой Танзании — 4,9% от её скудного бюджета выделяют на здравоохранение. Может быть, врачей на Украине мало? Их 223 тысячи, это намного больше, чем в Испании, не говоря уже о Танзании. И больниц на Украине 2537. В них 403 тыс. больничных коек. В Испании 800 больниц и 186,4 тыс. больничных коек.
Правда, в некоторые больницы нужно приходить со своей едой, своим постельным белеем и своими лекарствами. Но не в этом дело.
В Испании больной в больнице задерживается ненадолго, а на Украине — надолго. Причины надо искать в медицинском оборудовании и лекарственных препаратах. Раз причины известны, что мешает их устранить? Их устраняют с помощью руководящих документов. Про 2009 год не знаю, а в 2008 году по вопросам развития и совершенствования украинского здравоохранения принято 25 законов и нормативно-правовых актов, 13 распоряжений президента, 44 постановления Верховной Рады, издано 86 постановлений и 157 распоряжений правительства и 832 приказа министра здравоохранения. Нет сомнения, что по этому показателю Украина опередила всех, кого только возможно. С Россией, правда не сравнивал, может быть, в Москве не дали себя опередить.
Продолжительность и качество жизни населения — это ключевые показатели для любой страны. Положительная их динамика внушает надежды, отрицательная приводит в отчаяние. Что Украину ожидает в годы каденции нового президента — движение в сторону Испании, или сползание в сторону Танзании? Где искать ответ на этот вопрос? Его надо искать в сфере образования. Сколько и каких специалистов придут завтра в промышленность, сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение и культуру государства. На Украине работает 350 высших учебных заведения, в два раза больше, чем 1990 году. В них обучается 1,9 млн. студентов. В Танзании университетов 12. В области образования она Украине не конкурент. В Испании, где полноценное высшее образование можно получить лишь в университете, насчитывается 47 государственных и 10 частных университетов. Оказывается, кое в чём есть перевес в пользу Украины над Испанией. И это внушает надежды на ближайшее будущее.