ПОСЛЕ ПЕРЕВОРОТА
Виктор Боровиков
Украине обещана «Украина». Сильная — при твёрдой руке, а ещё — ну, очень — богатая, красивая и процветающая. Претенденты на президентство не скупились на эффектные оп-ределения, своей безличностью, однако, одинаково узнаваемые в какой-никакой «по-сткоммунистической» стране, где склоняются перед жуликами, грабителями и диктатора-ми, по-холопски уповая на распределительную халяву и посулы «светлого будущего». Обидно, правда, что никто не додумался прибавить «умная», «трудолюбивая», «талантли-вая», «правовая», «справедливая», так и не пожелав когда-то «Благословенной» — во вре-мена Л. Украинки, пусть какого-нибудь «плодородия».
Наверное, потому, что общечеловеческие эти качества, способные сделать энергию граж-дан созидательной, а государство значительным, не вписываются в представления отече-ственных политиков об успешной державности. Сегодня понукаемая нетерпением нового перераспределения, Украина предрешила собственную судьбу. Неумно и неправедно, по-нищенски понуро уступив натиску легионеров «пятой колонны».
Неважно, чьи госинтересы написаны на щите этой мафиозной партии экс-кагэбэшников, парторгов и речистых комсоргов, довольно того, что не украинские. Фальсификации и прямые нарушения на февральских выборах привели на власть эту странную конгломера-цию «постсоветских» кухарей и кухарок, рвущихся управлять финансовыми потоками, Швондеров-Шариковых, время от времени умилительно именующих себя «господами», чья догматичная идеология «по коммунистическим понятиям» совмещается с установка-ми региональных мафиози.
Вспомнилось, как депутат Верховной Рады и компартийный функционер Катерина Са-мойлик, при участии депутатов-партийцев Януковича, выступая перед студенчеством и преподавателями Национального университета в Донецке, предложила назвать этот вуз именем «сталинского железного наркома Кагановича». Зал аплодировал. Кстати, другой руководитель университетской науки сетовал по поводу бютовских рефлексий и результа-тов различных выборов. Мол, что же они, демократы, не понимают? Сели за один стол с шулерами, так пускай не обижаются, что проиграли. Депутат Рады, ближайший соратник Тимошенко и при Кучме сиделец — Е. Шаго, заметил приватно о том, что, дескать, «мы сами виноваты и знаем это».
Испытав удар на выборах, и не будучи способными отыграть справедливость в ангажиро-ванных регионщиками судах, они тяжело выходят из этого состояния. Новая власть напо-минает о грядущих аудитах кабмина Тимошенко, внутреннем и международном. Дамок-ловым мечом над самой Тимошенко нависает не закрытое, а лишь «приостановленное» российскими прокурорами дело будто бы о коррупции ЕЭСУ в Москве в конце 80-х, на-чале 90-х годов прошлого столетия. Новый премьер Азаров, не уставая, вещает о провалах в экономике и колоссальном ущербе, якобы нанесённом стране предыдущим правительст-вом. С прискорбием озвучиваются миллиардные суммы внешнего долга, причём, в пере-счёте на каждого украинца.
Это не помешало Азарову и Ко возобновить прерванные (ими же!) переговоры с МВФ и Европой о следующих кредитных траншах, и аппетиты возросли — в отличие от Тимо-шенко, новых — вчерашних кучмистов, не устраивает транш в 4 млрд. долл., императив-но запрашиваются 5 млрд. долл. Подзабыв о предвыборных обещаниях «повысить соци-альные стандарты», они играют на понижение, талдыча о безысходном состоянии эконо-мики, доведённой до кризиса «помаранчевыми», и эксклюзивно — Ю. Тимошенко, из-за чего-де гражданам следует потуже затягивать пояса.
В сознание потомков Кобзаря и Постышева вколачиваются идеологемы «спасения» с Януковичем-Азаровым. Ибо, только им, новоявленным чудотворцам, ведомы пути, на которых многострадальное население ожидают успех и благосостояние. Президент-спаситель, интригуя на публике, вещает о некоем загадочном «плане», умалчивая, однако, о какой-либо концепции. «У меня есть план…», далее озвучивается текст о выходе из «кризисного становища, в которое завела Тимошенко». Это похоже на проходную сцену из мультика о путешествии вокруг света за 80 дней. «У вас есть план, мистер Фикс? Да у меня есть план», раз за разом повторяет тучный персонаж, удивительно смахивающий на украинского президента. Впрочем, ведёт себя президент-святоша, будто самонадеянный аферист, или провинциальный фокусник с претензиями библейского Моисея, рассчитывая по крайней мере, лет на сорок своего правления.
Ловкие пассы, и вот из шляпы показались долгожданные кроличьи уши… Пока же отправлены в отставку губернаторы украинских областей, а также руководители республики Крым, взамен которых расставлены члены этой партии, в большинстве — не выразительные внешне кадры «капоне» — поселкового, районного, городского масштабов, либо криминальные авторитеты — «доны», и персоналии из их окружения — «капо-аль-капо», отнюдь не скрывающие этой сопричастности. Один шофёр тамошнего «дона», к примеру, занял пост милицейского начальника в Крыму.
Восьмидесяти дней мало. Недостаточно, конечно же, будет и 100, чтобы публично заявить об итогах спасения по Януковичу-Азарову. Накручивание интриги вокруг таинственной программы «выхода из кризиса», о которой иные допытливые депутаты всё-таки норовят расспрашивать регионалов, и которой, скорее всего, вовсе не существует, не имеет прецедентов. Кучма, и тот, играя втёмную, не демонстрировал столь откровенного пренебрежения публичностью. Вместо «антикризисной программы» любопытным презентуют предвыборные фантомы Януковича. Красочно оформленные (в бело-голубых колёрах), чем-то напомнившие брежневские эпохалки о борьбе генсека за мир во всём мире, эти «книги счастья» обещают кратное повышение пенсий, пособий и зарплат. «Уже сегодня» — и именно в этой заманчивой формулировке.
Теперь, когда регионщики забаллотировали в Раде собственный законопроект о повышении социальных стандартов и круто переменив галс, заговорили об отказе от «бюджета проедания», увеличении газовых тарифов для населения, остаётся хотя бы сопоставить ожидания с известными фактами и данными из достоверных источников. За манипуляциями массовым сознанием просматривается оперативная установка — не считаясь с предвыборными посулами, решить своекорыстные стратегические задачи разделения страны на цеховые региональные интересы, создавая при этом выгодный политический фон.
Точно также, отвлекая внимание пассами, жульничают напёрсточники.
Олигархическая клика предыдущего правителя действовала менее жёстко и не столь примитивно-линейно, будучи озабоченной видимостью гражданских свобод, за разговорами о которых, как за ширмой, происходила подмена. Обещанные демократические ценности заменялись ультра-национальными. Апофеозом стало награждение Степана Бандеры званием Героя Украины, чем Ющенко поставил последнюю, однако, не убедительную, «крапку», вбросив на оставленный и не готовый к национальной определённости плацдарм, дополнительный предмет раздоров. Хорошо понимая, откуда подует морозный ветер, и какими «незлими тихими» словами потомки вспомнят «постмайданную» пятилетку обманутых надежд, президент с повадками Голохвастова польстил себе, желая отыграть карт-бланш и таковым запомниться Украине.
К слову, один правитель Сиракуз, прослывший среди современников алчностью и иными не лучшими качествами, однажды провозгласил гораздо более непопулярного преемника. А когда спросили, почему, сказал: чтобы его самого поминали с благодарностью… Нечто подобное случилось на исходе украинской зимы. Если, конечно, до поры умолчать о стимулирующих мотивациях, приведших на президенство до оскорбительности одиозного, послушного матушке-России и неподконтрольного неньке-Украине, доктора наук и профессора, спотыкающегося на русской грамматике и незнакомого с языком, историей и культурой страны, на которую поставлен управлять. Шоу, однако, состоялось…
К парадному входу в Раду подкатил представительский лимузин. Наружу выкатился не-улыбчивый крепыш, рядом с которым, наверное, уместно смотрелась бы Эллочка-людоедка. Костюм от известного Кутюрье. Ан, выпирающее из-под пуговиц округлое брюшко, манера передвигаться враскорячку и надуваться деланным величием, портили впечатление от знаменитого бренда. Припомнились портреты Ле Пэна и нестарого Л. Брежнева. Но чего, спрашивается, удивляться этой похожести. В. Янукович, как есть в на-туре, торжественный и напомаженный. «Наш президент» — плакатами с благолепным изображением в украинских городах и весях оклеивались даже дамские сортиры, его ико-нописный лик водворён по соседству со святыми в одной из донецких церквей. Автори-тетный угодник выдвинулся на финишную дистанцию: выйдет на трибуну Верховной Ра-ды, скажет президентскую клятву — и готово инаугурационное дело! На миг вообразил невозможное. Вот летит в него обыкновенное яйцо… Однако повторения «ЧП» шестилет-ней давности, когда Янукович не выдержал яичного попадания и, словно барышня, сва-лился без чувств, теперь вряд ли состоится. Вот всходит по ступеням, перед ним широко распахнутые двери… он проходит одну, шагает ко второй — внутренней… и тут массив-ная створка норовит закрыться прямо перед ним, едва не хозяином Банковой. Телекамера запечатлела мгновение: сожмурившись и сдвинув брови, он выбрасывает вперёд руку, от-важным усилием отталкивая от себя капризную дверь. То ли сквозняк сыграл шутку, то ли повинна притягательная, как утверждают, биоэнергетика Януковича, но досадный экс-трим, или знамение — как истолковать, случился аккурат на пороге чудного президентст-ва. Невнятный спич с трибуны ВР — по бумажке — во внешней политике задекларировал ключевое «улучшение отношений с Россией и утверждение европейских ценностей». Ни-чего нового. Статья Януковича с названием «Украина будет мостом между Востоком и Западом», опубликованная в «The Wall Street Journal», общими словами также заявляет о его намерении подготовить Украину к вступлению в Евросоюз.
Однако из Брюсселя последовало предложение оформить заявку на вступление в ЕС, и Банковая отреагировала умолчанием. В это время президентская рать вела неофициальные консультации с представителями РФ. Ранее запланированный визит Януковича в Брюс-сель, разрекламированный как результативный, не добавил ясности. Зато сам визитёр вы-сказался понятнее: Украина не готова в ЕС. Впрочем аналогичным отказом, разве что ме-нее категоричным, Янукович ответил на предложение Путина «войти в таможенный евра-зийский союз». Причина, почти как отговорка: Украина состоит членом СОТ, и прежде требуется-де состыковать трёхсторонние интересы.
Нет, вряд ли эта страна станет «мостом», скорее ей уготована роль «звена» между Восто-ком и Западом, слабого и ненадёжного. Пытаясь воплотить кучминскую политику до 2005 г., когда Украину сравнивали с флюгером на европейском перекрёстке, Янукович снова просится в объятия России, не замечая, что северный сосед за минувшие пять-шесть лет застолбил свои интересы в центральной Европе, не нуждаясь в новых непрочных мостках. Надобность, однако, имеется другая, и это украинская газотранспортная система — труба. Здесь у регионщиков перспективные интересы. В прошлый вторник руководители Нафто-газа выехали на переговоры в Москву. Перед этим была заявлена возможность снизить цены, предложив не новый кучминский вариант передачи «трубы» в концессию несколь-ким странам. России, в первую очередь, европейским потребителям. «Труба» пребудет в украинской собственности, уверяет вице-премьер Клюев, премьер Азаров, иже с ними. Учитывая, что украинцев загодя разогрели грядущим повышением тарифов, любое приве-зенное из Москвы решение воспримется как панацея. Если даже газовая конфорка нена-много подрастёт в цене. Скорее всего, произойдёт по-белорусски. 50% «трубы» отойдёт Газпрому, остальное поделит президентско-премьерское окружение.
PR-манипуляции ориентированы понизить общественный градус. Говорится, например, что Россия протянет два газопровода в обход Украины, и потому-де, надо спешить дого-вариваться, пока братья-славяне не передумали. Умалчиваются, однако, факторы дорого-визны и технологических сложностей удалённых альтернативных путей. Обсуждается ве-роятность прямых газпромовских поставок в Украину, без трейдеров. Накануне приезда в Москву переговорщиков Нафтогаза, патриарх всея Руси Кирилл обратился к Газпрому со светской просьбой рассмотреть возможность таких прямых поставок на предприятия ук-раинского химпрома. Проблемой Кирилл проникся во время благословения Януковича на президентство, который всем иным конфессиям предпочёл сего российского пастыря.
Среди наиболее газопотребляемых числятся химические, металлургические предприятия, которыми и владеют дружки-финансисты Януковича. Вопрос в том, что потеряют и обре-тут Украина и украинцы. Кабмин умалчивает о сроках аренды пресловутой трубы, об ус-ловиях концессии, тогда как кулуарно оговариваются 25, 50 и 100 лет, за которые Украина практически утратит способность распоряжаться магистралью, а доходы поступят сторо-нам-концессионерам и частным лицам-совладельцам.
«Не важно, что говорить, важно, что при этом делать», как-то откровенничал старинный дружок Януковича. Кстати запомнились инаугурационные тезисы президента-угодника. Цитирую. «Первоочередная задача… — реформирование системы власти и, прежде всего, кабинета министров, превращение его в команду профессионалов, а не политических официантов». Кто же эти «не официанты», и кто профессионалы? Министром экономики назначен бывший при Кучме в 2004 г. министром МВД, до Киева — председатель колхоза из-под Одессы, В. Цушко. Министром финансов стал относительно безымянный «профес-сионал» — бывший директор птицефабрики, министром здравоохранения — главврач Феофании, когда-то лечсанупровского учреждения, через который проходила советско-партийная элита… Остальные, того же кучминского розлива, члены партии регионов.
Вторую неделю разгораются страсти вокруг назначения знаковой персоны — Д. Табачни-ка, министром образования и науки. Для многих просто Дима, в 90-х приехавший в Киев из Днепропетровска вместе с тогдашним «изгнанником» Кучмой, знаменит высказыва-ниями о западных украинцах — галичанах. Будто бы и не украинцы они вовсе, и руки мыть научились совсем недавно, и… У министерства проходят митинги протеста, студен-чество и родители юных украинцев требуют уволить министра-ксенофоба. Дима оправды-вается: мол, то говорилось в период предвыборной кампании, а ныне, на посту министра, он собирается поменять ориентацию. Т.е., говорить одно, думать другое, делать третье. Янукович не торопится с увольнением. И, пожалуй, не единственно потому, что Д. Табач-ник — свой в доску — славен также заимствованием из украинских музеев картин и мебе-ли для собственной коллекции и крымской дачи. Под водительством Януковича и при со-действии политтехнологов зарождается новая идеология. Суть шароварной новации в том, чтобы априори лишить западные области Украины права влиять на украинскую духов-ность, а сию историческую обязанность возложить на восток и срединную части страны, населяемые более терпимыми непротестными жителями. Д. Табачник-министр, согласи-тесь, как нельзя лучше подходит для реализации сверхзадачи этой новой аннексии.
Помнится, за неделю до второго тура выборов, Тимошенко поклялась, что «рука Януко-вича не коснётся Пересопницького евангелия». Украинская святыня, датируемая 16 веком, какой-то период времени принадлежала Мазепе, что символично. Бывшая пани премьерка сколачивает оппозицию, теневой Кабмин. Не очень получается. Оппозиционеры досаду-ют: они-то, в 2005-м без лишних разговоров отдали Януковичу сразу несколько комитетов Рады… Оппозиционеры не понимают. Эти, с востока, пришли не на пять лет — лет на двадцать, по меньшей мере. Или, пока позволят рулить северные партнёры. Не публичный план регионщиков, о котором тимошенковцы, увы, не догадываются, предполагает про-дление полномочий президента до семи лет, разделение парламента на две палаты с одно-временным сокращением депутатских мест, и, наконец — поступательную федерализа-цию Украины. Не говоря уже о «мелочах», наподобие продления времени пребывания в Крыму Черноморского флота России.
Тимошенко, основательно заглянцевевшая на обложках модных журналов, не делает принципиальных различий между ситуацией 2004 г. и нынешней, «постмайданной». В этом её неличная трагедия, поскольку отобранная реваншем у «помаранчевых», недемо-кратичная власть партии регионов и коммунистов предполагает узурпацию и диктаторст-во. Монопольные интересы красных и бело-голубых подравниваются по линейке двойных стандартов. Пример этому, сформированное за рекордные пару дней правительство Аза-рова. Вначале потребовалось создать коалицию из 226 депутатов. В обход положений конституции, предписывающей формировать коалиционное большинство исключительно фракциями, а никак не посредством отдельных нардепов-перебежчиков, Верховная Рада внесла изменения в регламент, которые позволяют дополнять коалицию отдельными де-путатами из разных фракций. После этого коалиционное большинство сформировало пра-вительство. Оппозиционеры назвали эти действия конституционным переворотом.
Иск и простесты с настояниями вынести справедливый и окончательный вердикт, направ-лены в Конституционный суд. На решение рассчитывают до 12 апреля с.г., когда Януко-вич предположительно отправится в США. Однако регионщики, довольные собственным оптимизмом, предсказывают судебное поражение Тимошенко. Доводы неправовые. «Высший совет юстиции — наш, генпрокуратура — наша, менты — наши, все губернато-ры — наши, сбу — наше, гаи, и то — наше…», не стесняясь, радостно загибают пальцы новенькие большевики. Ну, а если всё-таки суд вынесет вердикт не в пользу Януковича? По закону, за этим последует роспуск Рады. Досрочные выборы и отставка правительства. Такое развитие, наверное, устроило бы Тимошенко. Сегодня не устроит набирающих обо-роты и входящих во вкус безраздельной власти новых авторитарных правителей.
Прошлую субботу на Майдане собирался митинг оппозиции. Милицейские спецназовцы прибыли быстрее. Поигрывая дубинками и щитами, в касках и бронежилетах, они мгно-венно оцепили часть площади, рассредоточились в подземном переходе внизу. Пришед-шие разбрелись. Патрули остались.