НАПРАСНАЯ СМЕРТЬ?

НАПРАСНАЯ СМЕРТЬ?

Виктория МАРТЫНОВА

Рейчел Корри так старалась преодолеть подозрительность палестинцев, что однажды на глазах у школьников Газы даже подожгла флаг своего отечества

В тель-авивской «Синематеке» состоялась премьера документального фильма «Rachel», посвященного Рейчел (Рахель) Корри, американской еврейке, трагически погибшей семь лет назад при попытке предотвратить снос палестинского дома в Рафиахе.
Одновременно Хайфский окружной суд приступил к рассмотрению дела о причинах гибели Рейчел, поскольку и сегодня не до конца ясно, действительно ли бульдозерист ЦАХАЛа не заметил девушку в оранжевой куртке, как он утверждает, или наезд на нее совершен им намеренно.
Для того чтобы подать дело в суд, в Израиль прибыли родители погибшей, Синди и Крейг Корри, а также ее сестра Сара. Родственники требуют подробнейшего расследования обстоятельств гибели Рейчел, поскольку, как они утверждают, до сих пор оно так и не было проведено. Иск в окружной суд Хайфы подан против ЦАХАЛа и государства Израиль, не предотвратившего, по их мнению, гибель девушки, прибывшей из-за океана с миссией мира. Конечно, вряд ли репутация Израиля сильно изменится от того или иного результата расследования, но многим американцам важно, чтобы оно, это расследование, было справедливым. Рейчел невольно стала первой американкой, погибшей в ПА при выполнении миротворческой миссии. До сих пор если американские евреи, приезжавшие к нам, гибли, то случалось это либо во время терактов, либо во время военных действий ЦАХАЛа. Впервые погиб человек, прибывший в зону палестино-израильского конфликта в составе молодежной группы, солидаризировавшейся с палестинцами. Вопрос о необходимости провести дополнительное расследование по этому поводу поднимался в американском конгрессе. И вот сейчас премьера фильма и подача иска в суд совпали с пребыванием в Израиле высокопоставленной американской делегации, возглавляемой вице-президентом Джо Байденом. Родителей и сестру Рейчел приняли сотрудники вице-президента.
...На экране возникает лицо симпатичной девушки. Ей было всего двадцать три года. Возраст уже не девчоночий, но еще подвластный романтическим идеям. Ее воспитали в духе сострадания к другим людям, и юношеский порыв служения идеалам борьбы за права обделенных и несчастных привел ее в Газу. «Я увидела здесь, в Рафиахе, совершенно другую жизнь, — писала она родным. — Я узнала, в каких трудных и мучительных условиях живут палестинцы, как они страдают от израильской оккупации, и поняла, что я должна бороться за то чтобы изменить их жизнь».
Веснушчатое лицо девушки обрамляет характерный белый платок в черную клеточку. Она старалась солидаризироваться с палестинцами во всем и одевалась так, чтобы продемонстрировать: она здесь, среди них, своя.
Романтически настроенные молодые люди зачастую стремятся принести себя в жертву высоким идеалам. Этим юношеским романтизмом искусно пользуются взрослые организаторы всевозможных протестных движений, собирающие средства для проведения громких мероприятий с участием экзальтированного юношества. Для еврейки Рейчел защита палестинцев стала смыслом жизни до такой степени, что столь прозаические вещи, как необходимость заботиться о собственной безопасности, потеряли значимость.
Рейчел Корри вступила в организацию «Международное движение солидарности» (International Solidarity Movement — ISM) сразу после церемонии вручения дипломов в колледже Evergreen в городке Олимпия, штат Вашингтон. Организация эта мобилизует молодежь из стран Европы и США на противостояние действиям ЦАХАЛа на «территориях». Рейчел в составе группы активистов-общественников направили в Газу бороться против действий израильской армии в отношении палестинцев. Группа, в которую входила девушка, поселилась в палестинском доме, чтобы на себе испытать все трудности жизни в Газе. В письмах домой Рейчел описывала противоречивые будни войны, посреди которой оказалась по собственной воле. Писала о палестинских детях, которые погибают от пуль израильских солдат, и об израильских солдатах, которым приходится выполнять приказы армейского командования, в том числе и разрушать палестинские дома. С огромным сочувствием писала о бедных семьях, которых Израиль лишает крова. Как утверждают некоторые эксперты, писала ярко, даже талантливо. Репортажи с переднего края борьбы ее воодушевляли.
Чтобы доказать свою верность палестинскому национальному делу, она участвовала в нескольких акциях протеста, поджигала на глазах у школьников Газы американский флаг — флаг своего отечества, участвовала в символическом суде, осудившем «преступления администрации Буша».
Впрочем, есть свидетельства того, что далеко не всегда местные жители понимали и поддерживали таких, как она, и могли оценить их жертвенность. Так, буквально за несколько дней до гибели Рейчел Корри палестинские боевики распространили листовку, в которой весьма нелестно высказывались о таких правозащитниках, как она: «Кто они? Почему они здесь? Кто звал их сюда?» Правда, сама Корри до последнего дня своей короткой жизни пыталась преодолеть подозрительность, которая существует у палестинцев по отношению к чужакам.
16 марта 2003 года вместе с товарищами по движению Рахель участвовала в сидячей акции, протестуя против разрушения палестинских домов в Рафиахе. Но именно под этими домами, по сведениям наших служб безопасности, проходили туннели, по которым из Египта в Газу боевики доставляли оружие и взрывчатые вещества для осуществления терактов в Израиле. Солдаты ЦАХАЛа получили приказ снести дома палестинцев, расположенные вдоль границы с Египтом, чтобы в Филадельфийском коридоре не было жилых строений.
...Кинокамера следит за каждым шагом участников акции протеста. Вот они приближаются к тому месту, где работают израильские бульдозеры. Камера запечатлевает каждое движение Рейчел. Внезапно внимание оператора что-то отвлекает, он направляет око своей камеры в другую сторону, а когда оно возвращается к Рейчел, к одному из бульдозеров уже бегут с криками люди. Но поздно — Рейчел мертва. Палестинец, в доме которого она жила, рассказывает, что видел последние мгновения ее жизни. Она отчаянно пыталась выбраться из-под груды обрушившегося на нее песка, но не смогла...
Бульдозеристы в Газе работали, согласно правилам техники безопасности, в бронированных кабинах. Одни из них, с отчетливым русским акцентом, рассказывал в фильме об условиях работы. «В кабине стоит такой грохот, что мы не слышим ни единого слова. Кроме того, бульдозер "сaterpillar" снабжен огромным ножом два на три метра, и рабочий в кабине не имеет возможности видеть то, что находится за ним».
Сообщение о гибели молодой американки не стало сенсацией ни в израильских, ни в мировых СМИ. Интифада была в разгаре. Израильтяне гибли в чудовищных терактах, палестинцы — от пуль наших солдат. Рассказы о погибших заполняли страницы газет. На этом фоне история девушки, прибывшей из-за океана, чтобы выразить свою солидарность с населением Газы, и «прыгнувшей» под израильский бульдозер, была воспринята скорее как ДТП, а не как героическая смерть во имя мира. В печати почти незамеченными прошли маленькие заметки об этом происшествии.
Рассказывает режиссер фильма Симон Битон, еврейка марокканского происхождения, израильтянка, проживающая ныне во Франции.
— Когда я решила сделать документальный фильм о Рейчел и стала собирать материал для будущей ленты, меня все время спрашивали, почему я увлеклась историей этой наивной девушки-идеалистки. Но я не согласна с тем, что Рейчел была наивной девушкой. Нет, в свои неполные 24 года (всего три недели оставалось до дня ее рождения) она многое понимала правильно. А вот в том, что она была идеалисткой, у меня сомнений нет, и я считаю, что идеализм — не такое уж плохое качество. Да, у нее были свои идеалы, свои моральные, социальные, политические ценности... Если у молодых людей нет духовных ценностей, это очень плохо.
— Но серьезные люди утверждают, что группой, в которой действовала Рейчел, манипулировал ХАМАС. История-то разворачивалась в Газе…
— Я с этим не согласна. Я беседовала со многими ребятами, приехавшими в Газу вместе с Корри. Это очень независимые молодые люди. Надо быть очень примитивным человеком, чтобы тобой манипулировали. К Рейчел и ее друзьям это не относится. Работая над фильмом, я часто вспоминала свою молодость. Когда мне было 25 лет, я и мои друзья в Израиле тоже выступали против оккупации. Сегодня мне 53 года, и я вынуждена признать, что наше поколение потерпело поражение. Ситуация сейчас хуже, чем была пару десятилетий назад. Сейчас прекратить оккупацию сложнее, чем раньше, поэтому нынешнее поколение молодых борется за свои идеалы без особой надежды на победу. И эту разницу важно отметить.
Такова позиция Симон Битон, автора фильма о Рейчел Корри. Кроме философских проблем, режиссер стремилась, используя профессиональные возможности, ответить на вопрос, виновато ли Государство Израиль перед еврейской семьей из Америки. В фильм включены свидетельства солдат ЦАХАЛа, врачей и патологоанатомов, видеоматериалы из армейского архива и видеозаписи, сделанные той общественной организацией, к которой принадлежала Корри. Но родители погибшей считают, что объяснения, представленные Армией обороны Израиля, неубедительны, и требуют независимого расследования. «Мы хотим добиться справедливости, — говорит отец Рейчел. — Мы начали судебный процесс для того чтобы получить дополнительную информацию, проливающую свет на истинные причины гибели нашей дочери. Мы надеемся, что на этот раз расследование будет проведено более тщательно и окажется честным и прозрачным».

«Новости недели» — «Континент»