О СКОЛЬКО НАМ ОШИБОК ТРУДНЫХ ГОТОВИТ XXI ВЕК!
Дмитрий Карасев — главный редактор городской деловой газеты «Бизнес в Сибири»
История учит, что становление каждой новой общественно-политической формации обычно сопровождается насилием, обманом миллионов людей и перераспределением собственности от более мягких, доверчивых и беззлобных особей к хитрым, бессовестным и обладающим холодным прагматичным разумом тварям. Западный «социальный» капитализм, прежде чем стать «мягким» и «пушистым», был весьма грабительским и бесчеловечным. Не говоря уже о том (как учит нас последний фильм Влада Галкина «Котовский»), что члены РСДРП (б) еще при царском режиме добывали деньги для партии на «большой дороге» и оперировали весьма прагматичным лозунгом «Грабь награбленное!», не говоря уже о миллионах жертв гражданской междоусобицы, коллективизации и изничтожения «врагов народа».
Вот и руководители нашего государства, наверное осознают, что чиновники заигрались во «взяточки», а бизнес в «жесткий капитализм», а потому их бросает из крайности в крайность. Причем совместить либерализацию экономики с контролем за аппетитами коммерческого сектора экономики получается не очень.
Поскольку в кризис налоговые поступления и «нефтяные» доходы бюджета сокращаются, российское государство решило «сбалансировать» интересы, образно говоря, «волков» и «овец» в пользу первых. Как сообщил на Инновационном форуме малого и среднего предпринимательства премьер-министр России, на поддержку малого и среднего бизнеса в 2010 году из антикризисного фонда будет дополнительно выделено 13 млрд. рублей. В частности, 3 млрд. запланировано на поддержку столь актуальных на сегодня инновационных предприятий, 2 млрд. — на развитие предпринимательства в моногородах, 1 млрд — на развитие предпринимательства на Северном Кавказе (помните «кавказского мальчика» из Ильфа и Петрова: «Деньги, деньги давай!») и целых 5 млрд. рублей перепадет малым предприятиям, занятым с сфере ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья. Куда «уйдет» еще 2 млрд. руб., не разглашается. Может это «закрытая» статья, а может, на «откаты»?
Помните песенку «У собаки четыре ноги, позади длинный хвост, длинный хвост. Но трогать её не моги, не моги за её малый рост, малый рост»? Премьер Путин, тоже видимо, ярый защитник «малых мира сего», поскольку «отрезал» на встрече в Центре Международной Торговли в Москве: «Самое важное, чтобы чиновники осознали, что запрет на необоснованное (какая «фигура речи», - главное это все правильно обосновать!) вмешательство в предпринимательскую деятельность это не какая-то кампанейщина..., а суть политики государства, рассчитанной на длительную перспективу, навсегда (про длительную перспективу (руководство страны у нас еще (тьфу, тьфу, тьфу!) молодое) это мы понимаем. А вот, как никогда не говори «никогда», так наверное, нельзя всегда говорить «всегда»)... Будем сокращать необоснованные, избыточные полномочия различных органов власти, избавляться от лазеек, создающих возможности для злоупотреблений и коррупции» (все бы ничего, но коррупция стала нормой жизни и своеобразным «сетевым проектом», охватившим органы исполнительной и даже (были прецеденты!) законодательной власти по всей стране сверху донизу. И последний всплеск громких увольнений, разоблачений и судебных дел яркое тому свидетельство). Также предполагается ввести различные налоговые льготы и преференции для некоторых «прорывных» и стратегических секторов экономики, и облегчить налоговый «пресс» на долгосрочные (неспекулятивные) вложения в бизнес.
Особенный энтузиазм аудитории вызвало предложение Владимира Путина продлить срок приватизации арендуемой малыми предприятиями государственной недвижимости на 3 года и освободить такие сделки от НДС.
Также Владимир Путин предложил следующее: «...Лицензии могут быть бессрочными. Нет никакой необходимости каждые пять лет проходить длительную и обременительную процедуру их продления».
Все бы ничего, однако некоторые шаги государства в сторону «либерализации» воспринимаются экспертным сообществом весьма скептически. Например, отмена с 15 февраля обязательной сертификации продуктов питания, основным целями которой были убрать излишнюю бюрократию (якобы ранее большинство сертификатов были фальшивыми) и снизить издержки производителей может быть воспринята производителями как еще один признак слабости государства. «Убрали» и «снизили», а что дальше? Теперь производителям просто достаточно декларировать, что их продукты «хорошие» и государство ему верит. Помните старый анекдот про игру в карты? («- У меня все «козыри». Проверять будете? - Нет. - Вот тут-то мне «масть» и «пошла»!). В Европе тоже отменена обязательная сертификация, но штрафы и наказания за нарушения просто драконовские. У нас Роспотребнадзор имеет право «кошмарить» продуктовый бизнес обязательными проверками раз в 3 года. Что касается внеплановых проверок, то их надо согласовывать с прокураторой, не говоря уже о необходимости... заранее уведомлять проверяемых. Видимо, чтобы они успели хорошо подготовиться и «замести следы». Размер штрафов (несколько тысяч рублей) тоже смехотворный по сравнению с капиталистическим «наваром».
Теперь о том, чем всё это «чревато потребителю» Во-первых, современная российская практика показывает, что снижение издержек производителей и продавцов вовсе не приводит к снижению отпускных цен. Они просто кладут образовавшуюся дополнительную маржу «в карман» и откровенно «ржут» над нашим «прекраснодушным» государством. Но, самое грустное, это качество того, чем мы питаемся. Помните «вечнозеленую» мечту советского обывателя о «ста сортов колбасы в магазинах»? Он, бедный, конечно и помыслить не мог, что через 20-30 лет из них не будет ни одного без огромного количества «условно съедобных» пищевых добавок. Причем, чем дешевле колбасный продукт, тем меньше вероятность обнаружить в нем хоть какое-то мясо.
Например, рецептура колбасы «Докторской» (ГОСТ 23670-79) при СССР предполагала, что на 100 кг. продукта должно приходиться (слушайте и изумляйтесь!) «говядины жилованной высшего сорта — 70 кг», «свинины жилованной полужирной — 25 кг, ну и всего остального — понемножку. На современном российском продуктовом рынке ГОСТы не выполняются, а «рулят» т.н. «ТУ» (для не очень сведущих поясняю — это рецепты, «созданные» самими производителями, куда они могут класть все что их душе угодно. Единственное условие — государственная регистрация ТУ, с которым, как вы понимаете, чаще всего проблем не возникает).
Так, рецептура одного из сортов современных несоветских «капиталистических» сосисок предполагает на 100 кг. «продукции» всего 8 (!) кг. мяса, а «остальное» приходится на растительный белок (то бишь сою), т.н. «животный белок», выработанный их шкурок, щетины, хрящей, хвостов, ушей, а также различные консерванты и вкусовые добавки. Причем (сам проверял!) рецептура продуктов по одному и тому же ТУ часто «гуляет» в сторону ухудшения потребительских качеств. Почувствуйте разницу! Так, может дефицит колбасы в СССР объяснялся тем, что слишком много в колбасу мяса клали? Есть и другие уловки. Например, если на оболочке колбасы нет никаких указаний на сорт, содержание и дату производства, то есть большая вероятность, что, например, за «Краковскую» колбасу вам могут подсунуть какую-нибудь «Липецкую», а то и вовсе просроченный либо «некондиционный» продукт, и «в случае чего» никому ничего потом не докащешь. Не говоря уже о том, что весьма (что характерно!) недорогая мякоть некой пальмы при сдабривании определенными добавками вполне может сойти в колбасе за мясо...
Кстати, о сое и пальмах. В современной России растительный белок и пальмовое масло широко распространились и в молочных продуктах. Растительный белок можно запросто обнаружить в сметане и твороге, тогда как пальмовое масло — в сырах. Вследствие чего недорогие сыры теряют свой молочный вкус (молочные жиры из них полностью «выгоняют» и пускают на «спреды» (тот еще «продукт»!) и сливочное масло) и перестают плавиться. И это стало «нормой жизни». Ведь то, что в «центральных» «московских» телепрограммах порстых потребителей учат, например, как проверить подлинность творога... марганцовкой, много о чем говорит!
Таким образом, из вышеприведенного нижеследует — прежде чем «либерализовать», надо было бы как минимум навести порядок. Теперь же, если раньше россиян травили незаконно, теперь то же самое будут делать «по закону». Ведь с недавних пор производители не обязаны будут «напрягаться» тем, чтобы их продукция соответствовала хоть каким-то стандартам. Ведь главное в бизнесе — минимальная себестоимость и максимальная норма прибыли. Тут уж не до морали и «здоровье нации». Эти «отвлеченные» категории — забота государства, которое, как мы видим, «умывает руки».
На «произвол судьбы» брошены производство питьевой воды, сахара, соли, мыки, хлебобулочных и кондитерских издедий, консервов, мяса и рыбы, полуфабрикатов, замороженых овощей, алкоголя и пищевых концентратов... При этом народ, как это часто у нас водится, спросить позабыли. «Мы строили, строили, и наконец построили». Теперь производителям высочайше дозволено вместо еды продавать потребителю всё что угодно. Можно сколько угодно убеждать россиян, скажем, не покупать колбасу дешевле 200 рублей или сыры дешевле 300 рублей за килограмм, а они будут это делать, потому что денег нет, а кушать хочется. «Пипл» всё «схавает»? Это ли справедливо устроенное общество, к которому многие из нас так искренне стремились всего 20 лет назад? Или «после нас — хоть потоп» и капиталистическая жадность выше интересов нации? Оставайтесь с нами!