ФУНДАМЕНТ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Григорий ГРИЦЕНКО
Греческая Республика, которая внезапно стала лидером по количеству негативных европейских новостей, и в самом деле представляет собой достаточно опасный с экономической точки зрения регион. Ее хозяйство обладает рядом специфических особенностей, которые в момент кризиса проявились наиболее ярко, значительно ухудшив более или менее стабильную ситуацию в Евросоюзе.
Первой особенностью (которая, впрочем, не является исключительно греческой) является сильная зависимость от импорта нефти. Чистый импорт нефти и нефтепродуктов составлял в 2007 году 22% от торгового баланса, в 2008 году — 27%, и в 2009 году — 24%. То есть в среднем четверть расходов на импорт приходится на жидкое топливо, а это говорит о том, что сильные колебания нефтяных цен иногда могут ставить экономику республики в очень непростое положение.
Другой особенностью греческой экономики, о которой мы все прекрасно знаем, является наличие большого морского торгового флота, выполняющего перевозки по всему земному шару. Вследствие этой особенности, греческие судовладельцы заказывают суда на верфях всех стран мира (своих мощностей им недостаточно), а доходы от перевозки получают, плавая по всем судоходным линиям мирового океана. Соответственно, эти доходы играют очень большую роль в балансе услуг, давая половину всех его поступлений. Поэтому сокращение объемов морских перевозок, что всегда имеет место во время кризиса, сильно сказывается и на доходах судоходных компаний, и на доходах всей республики — за 2009 год они уменьшились по этой статье на 32% по сравнению с 2008 годом.
Немного меньше морского фрахта дают поступления от туризма, которые, кстати, от кризиса практически не пострадали. Это тоже особенность, но приятная, потому что при падении туристического потока, доходы от которого дают треть поступлений баланса услуг, ситуация в Греции была бы еще хуже.
Четвертая особенность греческой экономики заключается в том, что она развивается во многом за счет иностранных инвестиций, и поэтому ей приходиться ежегодно выплачивать очень большой доход владельцам этих инвестиций. Этот доход по своим размерам сопоставим с доходами от фрахта, и этот факт дает возможность предположить, что практически весь доход, который зарабатывается греческими судовыми компаниями, выплачивается инвесторам, предоставившим этим компаниям средства для приобретения судов. То есть доходы отдельных судовых компаний для Греческой республики превращаются в расход.
И, наконец, если сложить вместе все эти особенности Греции, то результатом будет хронический дефицит и торгового баланса, и баланса по счету текущих операций. Так, за два предкризисных года экспорт товаров составлял в среднем ?18 млрд., а импорт — ?62 млрд. (в том числе нефть — ?14 млрд.). Соответственно, среднегодовой дефицит торгового баланса составлял ?44 млрд. Счет текущих операций, который учитывает торговый баланс, баланс услуг и инвестиционных доходов/расходов за этот же период времени, сводился со среднегодовым дефицитом в ?33 млрд.
Таким образом, греческая экономика очень сильно зависит от мирового хозяйства, и любые неблагоприятные изменения по одной из четырех позиций этой зависимости (нефть, фрахт, туризм и инвестиционный расход) будут носить для нее очень болезненный характер. Ну, а когда неблагоприятные изменения происходят по нескольким позициям сразу, ситуация принимает катастрофический характер. И если Республика до кризиса с трудом покрывала свои внешние дефициты, то во время кризиса делать это ей практически невозможно.
Соответственно, покрытие дефицита платежного баланса является для Греции основной экономической проблемой. Если до мирового финансового кризиса Республика могла покрывать внешнеэкономический дефицит за счет продажи облигаций государственных займов на мировых финансовых рынках и за счет финансовой помощи из бюджета Евросоюза, то после того, как произошел кризис, и рынки закрылись, ни продавать облигации, ни получать помощь в прежних размерах стало уже невозможно. Греция также не может покрывать этот дефицит за счет накопленных валютных резервов, потому что резервы эти крайне незначительные — ?3,8 млрд. на конец 2009 года.
Кроме того, так уж получилось, что Греция не имеет возможности применить те же инструменты для выхода из кризиса, которые используют ее индустриально развитые коллеги по Евросоюзу. Индустриальный сектор Греции развит не очень сильно, большую часть потребляемых товаров, как было показано выше, республика получает из-за рубежа. Поэтому, во-первых, она не может проводить политику импортозамещения, так как не располагает соответствующим техническим потенциалом. И, во-вторых, она не может проводить политику стимулирования экономического роста, так как стимулировать ей, по большому счету, нечего. Это Германия может провести программу утилизации старых автомобилей, чтобы дать новые заказы простаивающей автомобильной промышленности. Греция провести аналогичную программу не может, потому что никакой автомобильной промышленности на ее территории просто нет.
Поэтому единственным выходом из сложившейся ситуации экономические власти Греции считают ограничение потребления — как путем повышения ставок косвенных налогов и налогов на крупные доходы, так и путем замораживания государственных расходов. Понятно, что если большая часть потребляемых товаров получается из-за рубежа, то рост их стоимости за счет повышения ставок обложения приведет к сокращению импорта и хотя бы частичному выравниванию платежного баланса.
Пока эта политика приносит свои плоды — за 2009 год импорт сократился на ?17 млрд., что можно считать очень хорошим результатом. Но сокращение импорта означает и сокращение внутреннего потребления, а от этого широкие массы потребителей далеко не в восторге.
Поэтому нынешнему греческому правительству во главе с социалистом Георгиосом Папандреу придется проявить чудеса изворотливости, чтобы удержать ситуацию под контролем. Но, с другой стороны, неужели Евросоюз оставит без поддержки Греческую Республику один на один со своими трудностями, которые, кстати, как снежный ком, могут потом расползтись по всей Европе?
polit.ru