ВЗЯТЬ ТО ОН ВОЗЬМЁТЪ, ДА КТО Ж ЕМУ ДАСТЪ?
Дмитрий КАРАСЕВ
На днях наш неугомонный молодой президент презентовал антикоррупционную стратегию страны. Дело конечно хорошее, учитывая какой коррупционный необлагаемый законными налогами «оброк» несёт российская экономика и все российские граждане, а также что эти «непроизводительные» затраты так или иначе включаются в себестоимость товаров и услуг, которыми все мы так или иначе вынуждены пользоваться. Однако, до сих пор «воз был и ныне там». Хуже того, в борьбе со «змеем» обычно побеждал «змей». Наверное, вся проблема в том, что в наше общество развращено коррупцией. Что греха таить, многим, например, бизнесменам, гораздо проще «дать на лапу» нежели тратить драгоценное время на прохождение всех «коридоров» и оформление всех документов. А видя, как сладко живется и крепко спится тем, кто «много и часто» берет взятки, и что можно ничего не делая очень хорошо жить, у коррупции в нашей стране сложилась широкая общественная база. Наверное, поэтому по Индексу восприятия коррупции (см. http://media.transparency.org/imaps/cpi2009/) Россия находится рядом со многими странами Азии и половиной Африки, а если сравнивать с Южной Африкой, то наши показатели гораздо хуже. Т.е. как по экономическому развитию ряд проправительственных экспертов ориентируются на одну из беднейших стран ЕС Португалию, так по коррупции нам надо равняться на ... великую Ботсвану! Догоним и перегоним!
Положение усугубляется тем, что из общероссийского кармана, гребут не только чиновники, воспитанные аморальной и грабительской приватизацией и способные только продавать то, что дано им в управление, но и монополисты, и топливные компании, в силу масштаба своей деятельности имеющие возможность при всяком удобном случае эффективно лоббировать свои интересы в испольнительных и законодательных органах и шантажировать государство гипотетическими социальными волнениями.
Весьма показателен в этом смысле круглый стол «Рынок топлив России: какие цены нужны потребителю?», имевший место в Москве 25 марта. Присутствавшие с грустью констатировали, что цены на моторное топливо в России уже давно не регулируются параметрами спроса и предложения. Как считает присутствавшая на нем гендиректор «Инфо-ТЭК» Наталья Шуляр, недопустимо, чтобы российские внутренние цены были привязаны к мировым, а их колебания зависели от «опасений» состояния экономики США, измненений ставки «вражеской» Федеральной резервной системы, ситуации на Ближнем Востоке или погодных катаклизмов (ураганов, тайфунов т.д.) в дальнем зарубежье. В связи с чем прозвучали предложения повысить роль и статус российской бирже по торговле углеводородами и в перспективе перейти к их экспорту за рубли. Причем, согласно данным специального опроса россиян, внутренние цены на автомобильное топливо считают неприемлемыми 85-90% респондентов, а 43% опрошенных полагают, что бензин должен стоить у нас как в Египте — 7 руб. за литр. Еще радикальнее настроен президент фонда «Партнер Гражданской Авиации» Олег Смирнов. По его просвещенному мнению, цены на моторное топливо в России должны регулироваться государством и быть привязаны к уровню жизни людей. Также достоянием широкой общественности стал прискорбный факт, что доля хищений в объеме выручки неких национальных нефтяных компаний достигает 20%, что не мешает им неплохо существовать. Как говорится, «чтоб я так жил»! Чем плакаться правительству «в жилетку» по поводу хронического безденежья и высоких издержек, эти деньги можно было бы направить на модернизацию отрасли.
Вообще понятие «бизнесом» в России весьма своеобразно. Для чиновников — это брать взятки и откаты за то, что они должны делать за зарплату. Генералы у нас тоже бизнесмены, только в лампасах. Наверное, поэтому использование бесплатного солдатского труда и военного имущества в корыстных интересах стали для них нормой. Так, недавно Главная военная прокуратура проводила проверку, почему в МВД десятки тысяч бронежилетов были приобретены по завышенным ценам и ненадлежащего качества. Незадолго до этого аналогичный скандал случился в Министерстве обороны (яблочко от вишенки недалеко падает!). Там списанные бронежилеты со всей армии свозили на склады военной части в Реутове, где их разбирали, после чего б/у стальные пластинывставляли в новые тканевые оболочки, а прибыль, которую получили предприимчивые военачальники, составила 50% от стоимости псевдоновых бронежилетов. Причем за этот же период глава Гавкомата МО купил себе 3 (!) земельных участка в Подмосковье и квартиру дочери за 9 млн. рублей, а общий ущерб бюджету Минобороны только от данной «операции» достиг 203 млн. рублей. А сколько в армии «таких» генералов?
После этого немудрено, что коррупционный скандал с немецким автоконцерном Daimler AG, использовавшим по всему миру такой «маркетинговый инструмент», как взятки и «откаты», получил своё российское продолжение. Как стало известно в ходе расследования в США, российское представительство Daimler для получения заказов на поставку лимузинов для МО, МВД, Гаража особого назначения при Федеральной службе охраны и ряда муниципалитетов (включая, естественно, московский) практиковал откаты на счета латвийских банков, сумма которых превысила 5 миллионов евро. Доблестный Департамент экономической безопасности МВД отрапортовал, что готов начать расследование, если такое поручение ему даст Генпрокуратура. Последняя живо свалила «с больной головы на здоровую» отговоркой, что торжеству справедливости мешает... Минюст США, который должен обратиться к российским стражам законности с просьбой помочь в расследовании... Так вот кто мешает нам бороться с коррупцией!
Вместе с тем правительство декларировало внесение в законодательство некоторых «антикоррупционных» поправок, призванных противостоять благоприобретенным рефлексам служивого люда. Например, шантажировать коммерсантов тюрьмой станет не в пример сложнее. Теперь подозреваемых в экономических преступлениях будут отпускать до суда под залог от 100 до 500 тыс. рублей в зависимости от предполагаемой «тяжести» содеянного. Тогда как ответственность чиновников за воспрепятствование предпрнимательской либо иной деятельности будет грозить им штрафами от 200 до 500 тыс. рублей. Как возрадовался глава крупнейшего в России объединения сырьевиков и монополистов РСПП Александр Шохин, «мы всегда предлагали шире использовать залоги и поручительства, причем залоги не только денежные, но и в виде ценных бумаг, имущества».
Попытка правительства навести порядок в сфере дистрибуции и розничной продажи лекарственных препаратов тоже пока не возымела особого успеха. Как констатировали глава Миздравсоцразвития Татьяна Голикова и первый вице-премьер Александр Жуков, вопреки фиксации максимальных торговых наценок на более 5 тысяч торговых наименований лекарств, входящих в утвержденный правительством Перечень жизненно-важных и необходимых, во всех регионах выявлено превышение фактической розничной цены над предельными зарегистрированными ценами. Также высокое начальство почему-то удивляет, что в большинстве аптек отсутствует информация о предельных ценах. В связи с чем тяжелые переговоры в закрытом для прессы формате велись с целым рядом областей, включая Новосибирскую. То, что на этом фронте особенно «безобразничают» клиники и больницы, специалисты связывают с региональными властями, которые отдают на откуп «приближенным» фармдистрибьюторам весь подведомственный им госпитальный сектор. В этой связи стоит отметить, что по данным российского представителя Transparency International Эллы Памфиловой, «откаты» в этом секторе доходят до 20-30%. Может, местные власти решили, что федеральный центр выделяет на эти цели сшиком много и отечественные тяжелобольные и малоимущие в «лишних» лекарствах не нуждаются. Зато губернаторы и приближенные к ним получают «детишкам на молочишко». Вот только не много ли? Жадность фраера сгубила!
Впрочем, «царь не должен думать о каждом, царь должен думать о важном». Так, министр финансов не очень озабочен коррупцией и многомиллионной армией безработных по всей стране. Как он поведал на недавней конференции в Высшей школе экономики, одной из наиболее актуальных проблем российской экономики является... избыточный персонал: «Остается задача увольнения избыточной численности рабочей силы, сокращения издержек». Как разоткровенничался Алексей Кудрин, до кризиса обилие в экономике дешевых денег привело к дефициту кадров и неоправданному росту заработной платы, что благословлялось государством, поскольку создавала иллюзию роста уровня жизни (видимо, взят «срез» кадрового рынка в Москве и то только в её центральной части!). Тогда как после кризиса правительство из опасения социальных волнений убеждало предприятия избегать массовых увольнений (попробуй убедить кулака не резать корову, коли она ни телится, ни молока не дает!). Сегодня «острая фаза кризиса миновала», массовых протестов можно не бояться (явно или «скрытно» безработные научились обходиться самым малым или вовсе «обходиться»), тогда как избыточный пресонал висит пудовой гирей на ноге роста и восстановления производства. Кроме того, министр финансов связывает возобновление роста с низкими кредитными ставками (сейчас при учетной ставке ЦБР 8,5% они находятся в среднем в пределах 15% годовых. Также, поскольку роста цен на сырье и притока дешевого иностранного капитала ожидать не следует, господин Кудрин посоветовал предпринимателям «по одежке протягивать ножки», то есть ориентироваться только на внутренний платежеспособный спрос. А дальнейшее снижение учетной ставки ЦБ РФ он считает маловероятным, так как «...мы имеем риски возобновления инфляции».
На этом фоне «свежие» данные Росстата выгядят лукавыми даже с учетом случившейся недавно ротации его ведущих «кадров» (в связи с недовольством этими «данными» его заказчиков). Как показало проведенное им по результатам I кв. 2010 года «исследование», в отличие от результатов конца прошлого года россияне больше ожидают положительных перемен, чаще задумываются о покупке жилья и меньше откладывают на «черный день», т.е. больше тратят. Не знаю, какова была выборка респондентов (если была). Может быть, немного не так — о покупке жилья средний россиянин задумывается всегда (есть желание, но нет возможности), думать о лучшем в нашей стране надо, чтобы от отчаяния не умереть, а не откладывают люди по банальной причине отсутствия средств. Это в Европе средней зарплатой считается такая, чтобы на нее можно было платить за квартиру, нормально содержать себя и еще оставалось на какую нибудь крупную вещь. У нас же это не совсем или совсем не так... Старый анекдот «в тему» — армянское радио спрашивают: «Правда ли, что народный артист Армен Джигарханян выиграл в лотерею миллион рублей? — Не совсем так. Во-первых, не артист Армен Джигарханян, а рабочий Фрунзик Саакян. Во-вторых, не в лотерею, а в карты. В-третьих, не миллион, а тысячу рублей. А в-четвертых, не выиграл, а проиграл»! Оставайтесь с нами!