ИЗРАИЛЬ 2010: КТО МЫ, ОТКУДА И КУДА ИДЕМ?
Арэль СЕГАЛь, "Маарив"
В 1942 году голова знаменитого археолога, сэра Флиндерса Питри, была утеряна британской королевской почтой. Его тело было похоронено на протестантском кладбище на горе Сион, однако голова, которая по завершении траурной церемонии была отослана для проведения вскрытия в Королевскую академию наук, была утеряна и не найдена до сих пор.
Сэр Уильям Мэтью Флиндрес Питри был видным ученым, который обнаружил стелу фараона Мернептаха — первый исторический документ, в котором упоминается Израиль. Это наиболее древнее, не связанное с Библией, упоминание Израиля. Открытие было сделано Питри в 1896 году в Египте. "Израиль опустошен, его семени нет" — гласила иероглифическая надпись на стеле.
От Египта фараонов остались только геометрические монументы и гротескные мумии, выкраденные из могил и ставшие экспонатами музеев западного мира. Но мы, народ Израиля, который был якобы "опустошен", у которого "не было семени", говорим, пишем, творим на языке своих праотцев.
Порой нам кажется, что все с нами происходящее — это нечто само собой разумеющееся. Погруженные в свои повседневные раздоры, предаваясь мелким и крупным спорам, оправданным и не слишком, мы теряем голову, как несчастный сэр Питри. Мы просто забываем, какое это непостижимое чудо — независимое существование Израиля.
Пять лет назад я стоял возле римского Колизея, и, словно ведомый скрытой памятью, был поглощен древними воспоминаниями. Мне казалось, что я слышу сквозь туман тысячелетий вопли побежденных гладиаторов, безумный рык охваченных ужасом голодных зверей. Я слышал крики возбужденных кровавым спектаклем зрителей, поднимающих вверх большие пальцы, требующих пощадить гладиатора. От моих грез меня оторвал итальянец в костюме римского воина — таких немало возле Колизея, с ними любят фотографироваться японские туристы. Итальянец попросил у меня сигарету.
В этот прозаический момент закончились мои исторические видения, и Колизей вновь стал внушительным архитектурным памятником, остатками грандиозного сооружения, возведенного императором Титом с помощью разграбленных сокровищ иерусалимского Храма. Я продолжил свой путь вдоль развалин древнего амфитеатра. Я шагал среди развалин до тех пор, пока у меня не перехватило дыхание. Я остановился возле триумфальной арки Тита, построенной в память о взятии Иерусалима.
Я поднял голову и узнал барельеф, изображавший храмовый семисвечник, который несли на плечах римские грабители. Я стал плакать. Клянусь. Меня пронзило глубокое ощущение исторической причастности. Я плакал от горя и счастья. Счастья за то, что древний народ возродил себя и вернулся на свою землю через 2000 лет изгнания. Народ, который возродился из пепла крематориев Освенцима, после столетий непрекращающейся борьбы за существование, построил сильное государство вопреки всем скептикам и критикам.
Суть древнего еврейского народа, представляющего собой сложную смесь духовного и материального, воплощена в храмовой меноре, изображенной на арке Тита в Риме. Победа Римской империи над народом-бунтарем в Иудее в 70 году новой эры была увековечена изображением храмового семисвечника. Прошло две тысячи лет, и эта самая менора была выбрана одним из национальных символов еврейского государства, символом возобновленного союза между народом и его древней страной.
Право быть частью еврейского возрождения на Земле Израиля — великое право. Однако борьба за существование, казавшаяся на определенном этапе законченной, возобновляется в наши дни с новой силой. И теперь, спустя 62 года независимости, суверенное еврейское существование ставится под вопрос. И поэтому сегодня более, чем когда-либо раньше, требуется возрождение еврейских, ивритских, сионистских идеалов. Требуются силы и оптимизм.
cursorinfo.co.il