ALL RIGHTS RESERVED?
Марк ГАЛЕСНИК
Апрель обрушился на мирную израильскую военщину целой вереницей праздников. 1 апреля отметили годовщину пребывания у власти самого карикатурного правительства Израиля и сразу пересели за пасхальный стол — праздновать освобождение от карикатурного фараона. Только отхрустела общенациональная маца, как по власти самого карикатурного правительства Израиля и сразу пересели за пасхальный стол — праздновать освобождение от карикатурного фараона. Только отхрустела общенациональная маца, как поднялся дымок над шашлыками независимости. Вот тут бы и отметить 90-летие главного события, на котором базируется эта независимость, но оно осталось почти без внимания в Израиле, склонном заниматься исключительно сиюминутными проблемами.
19-26 апреля 1920 года в итальянском городе Сан-Ремо состоялся пир победителей Первой мировой — Верховного совета держав Антанты. Премьер-министры стран-победительниц Д. Ллойд-Джордж (Великобритания), А. Мильеран (Франция), Ф. Нитти (Италия), а также японский посол Мацуи письменно зафиксировали итоги только что завершившейся войны, расчертив карту мира в соответствии с этими итогами. Последующие два десятилетия, пока больше всех обиженная Германия не затеяла новый передел, мир пытался жить по этой карте, закрывая глаза на интриги лукавой Британии, постоянно пытавшейся перекроить ее уже в своих интересах.
Среди прочих решений исторической конференции в Сан-Ремо были подписаны соглашения, по которым "вся Земля Израиля по обе стороны от Иордана отводилась для строительства еврейского национального очага и будущего независимого еврейского государства". Верховный совет Антанты (на тот момент единственный общепризнанный международный орган) подтвердил опубликованную незадолго до этого Декларацию лорда Бальфура о праве евреев на собственное государство — как основу будущего управления Палестиной.
В том же документе будущему еврейскому государству было вменено в обязанность обеспечить культурные, религиозные, национальные, гражданские и прочие права армян, черкесов, арабов, друзов, самаритян, турок и других нацменьшинств, проживавших на территории Палестины — до 1917 года принадлежавшей рухнувшей Османской империи, и теперь на 30 лет отходившей под власть Британии. Особые права палестинского народа, за которые сегодня отчаянно бьется справедливое человечество, в решениях конференции не оговаривались за отсутствием палестинского народа, который появился только 40 лет спустя. Палестинцами в то время называли проживавших в Палестине евреев.
Казалось бы, конференция в Сан-Ремо обеспечила безмятежное будущее еврейского пролетариата и крестьянства, уже второе поколение обживавшего историческую родину под мудрым руководством австрийского журналиста Теодора Герцля, английского ученого-химика Хаима Вейцмана, французского барона Эдмона Родшильда и других столпов сионизма. Но наивные еврейские землепашцы не знали, с кем имеют дело. За 30 лет управления подмандатной Палестиной искушенная британская дипломатия ухитрилась так запутать четко определенные конференцией в Сан-Ремо планы, что до сих пор никто не может разобраться.
Для начала англичане оттяпали у будущего еврейского очага восточный берег реки Иордан, учредив там одноименное бедуинское королевство. "Сегодня за завтраком я создал государство Трансиордания", — похвалялся в 1923 году министр по делам колоний Уинстон Черчилль. В том же году часть Голанских высот была прирезана к Сирии. В последующие годы попытки еврейского населения Палестины создать что-нибудь независимое всячески торпедировались британскими властями, а в начале 1939 года появилась и знаменитая "Белая книга", которая попросту загородила путь в Палестину евреям, бегущим из загорающейся Европы, и окончательно похоронила решения Сан-Ремо.
Израиль был создан почти 10 лет спустя — из того, что удалось отвоевать у пяти арабских армий, пытавшихся задушить новорожденное государство еще в колыбели. В последующие шесть десятилетий еврейское государство не оставляло попыток прирезать к своей песочнице хоть что-нибудь еще из обещанного великими державами в Сан-Ремо. Державы, однако, обещания старались не вспоминать и всячески пестовали арабское население, разрастающееся на территории, закрепленной за евреями в 1920 году. А в последние годы уже и сами евреи, отчаявшись получить с мирового сообщества обещанное, опустили руки и стали называть Иудею и Самарию оккупированными территориями и изо всех сил бороться сами с собой и с отчаянно сопротивляющимися арабами за создание им Палестинского государства.
Всплески национального сознания у израильской политической элиты образца 2010 не идут дальше строительства пристроек в поселениях "в рамках естественного прироста населения", нескольких десятков домов для ультра-ортодоксов в Иерусалиме или мини-гостиницы в арабском пригороде. Эти жалкие пиаровские трюки правительство Нетаниягу пытается выдать за национально-патриотическую позицию "правого лагеря", не решаясь хотя бы вполголоса заявить о праве народа Израиля на землю Израиля. Не о божественном праве, раз уж в Б-га все равно никто не верит, а о сугубо юридическом, подтвержденном международным решением и защищенном в кровопролитных войнах.
Впрочем, какой лагерь, такое и правительство. Трусливое, меркантильное, озабоченное только собственным выживанием, но при этом отважно тявкающее на американского дрессировщика. Недаром 90-летие судьбоносной для евреев конференции в Сан-Ремо никто в Израиле не отмечал. А 100-летие и отмечать будет некому. К тому времени куда уместней будет праздновать приходящееся на эти же дни 1450-летие со дня рождения пророка Мухаммада, учение которого уже сегодня определяет повседневную жизнь в Еврейском государстве.
mnenia.zahav.ru