ВОИН ИЗ ЛЕГЕНДЫ

ВОИН  ИЗ ЛЕГЕНДЫ

ТАК НАЗЫВАЮТ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКА АРТИЛЛЕРИИ ВАСИЛИЯ СТЕПАНОВИЧА ПЕТРОВА

Анатолий ГОРОХОВСКИЙ, Заслуженный работник культуры Украины

Накануне 20-летия освобождения Киева от фашистских захватчиков я, будучи в то время главным редактором общественно-политических передач Львовской студии телевидения, получил от руководителя службы информации Центрального телевидения Юрия Фокина задание: найти героя боев за освобождение столицы Украины и подготовить репортаж, который будет транслироваться на всю страну.

Чтобы выполнить это задание, мне пришлось познакомиться со многими героями, однако я продолжал настойчиво искать не просто героя, а героя из героев, самого смелого и самого отважного воина. Мои поиски вскоре увенчались успехом. Таким мужественным офицером, отличившемся в годы Великой Отечественной войны, по праву считается Василий Степанович Петров, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник артиллерии. Мой собеседник, который пришел на студию по моему приглашению, оказался человеком замкнутым, предпочитающим рассказывать не о себе, а о своих боевых товарищах. И все же мне удалось "разговорить" прославленного воина. В конечном счете, он оказался прекрасным рассказчиком.

— Вы просите рассказать о моем детстве. А было ли оно у меня? Отвечу прямо: нет, не было его, ибо пришлось оно на годы Голодомора, от которого в Украине погибли миллионы людей. От голода умерли мои родители, а я вместе с младшим братом подались к Черному морю в надежде там найти спасение. Но не тут-то было. Братишка заболел и вскоре умер, а меня рыбаки нашли на пляже полуживым и приютили у себя.

После окончания средней школы, Василий поступил в Сумское артиллерийское училище, которое закончил в середине июня 1941 года. Молодой офицер был направлен старшим по батарее 92 отдельного артиллерийского дивизиона Владимир-Волынского укрепленного района, расположенного у самой западной границы.

— Незабываемы первые минуты войны, — вспоминал Петров. — Проснулся ночью 22 июня от страшного грохота и не мог вначале сообразить, что происходит. Одна створка окна лежала рядом с диваном, другая болталась на сорванных петлях. Я подошел к окну. Зрелище, открывшееся передо мной, было потрясающим. Стрелки часов показывали 3 часа 3 минуты.

Так для молодого лейтенанта началась война. Его подразделение, отступая под превосходящими силами противника, вело ожесточенные бои с гитлеровскими танками.
В ночь на 1 октября 1941 года на участке фронта, который удерживало подразделение Петрова, немцы перешли в наступление, стремясь захватить важный плацдарм. Артиллеристы не только сохранили свои позиции, но нанесли противнику значительные потери. В ходе этих боев был ранен капитан Белолицын, однако никто не решался вынести его из нейтральной полосы, ибо вокруг рвались снаряды и мины, к тому же враг вел пулеметный огонь.

Василий Петров, который никогда не оставлял своих воинов на поле боя и на этот раз остался верен себе, решительно пополз навстречу смертельной опасности, ибо хорошо понимал, что в следующий раз не сумеет поднять солдат в атаку, не найдя у себя мужества броситься под пули.

Один из снарядов разорвался вблизи Петрова, он был серьезно ранен. Лишь придя в себя спустя много дней в тыловом госпитале, он узнал, что его руки по самые плечи ампутированы. Для командира наступили очень тяжелые дни. Он был в отчаянии. Что делать дальше, как быть, куда податься, ведь ни родителей, ни родственников у него нет? Иногда приходили мысли, что нет смысла дальше жить.
Медицинские работники госпиталя старались не оставлять его одного, сестры пели ему песни, читали стихи. Поддерживали однополчане, они часто писали письма, советовали вернуться на фронт.

Мужественный воин ухватился за эту мысль, он стал добиваться разрешения вернутся в свою часть. Однако, куда бы не обращался, отовсюду получал один и тот же ответ: инвалиду надлежит отдыхать.

Но не таким был Петров, чтобы сдаться без боя. Его настойчивость в конце концов принесла желаемые результаты. Верховный главнокомандующий Советскими вооруженными силами издал приказ, по которому Петров, как талантливый командир, человек исключительного мужества и героизма был пожизненно зачислен в состав Советской армии и возвращен в полк на должность, которую занимал до ранения.

И опять пошли трудные кровопролитные бои, на сей раз наступательные, требовавшие от Петрова высокого воинского мастерства, умения громить противника на его земле. Пленные немецкие солдаты рассказывали, что им советовали остерегаться советского подразделения, которым командовал безрукий офицер…

Война остается войной и никто не застрахован от снаряда или мины. Когда уже была близка победа, Петров снова был ранен, на сей раз немецкий автоматчик при переправе через Одер прошил ему ноги.

Отгремела война и полк Петрова вернулся в Украину, его новым местом пребывания стали Карпаты. Все свободное время Василий Степанович посвящал учебе. Экстерном закончил среднюю школу, а затем заочно исторический факультет Львовского университета имени Ивана Франко.

Шаг за шагом Петров поднимался по лестнице науки. В 1958 году успешно защитил диссертацию, став кандидатом военных наук. Следует отметить, что каждая ступенька давалась ценой огромного труда. Ежедневно он трудился по 14-16 часов, записи вел карандашом, зажатым между зубами, а потом научился писать пальцами ног.

Продвигался Василий Степанович и по службе. В 1962 году ему было присвоено звание генерал-майора артиллерии, а спустя несколько лет он стал генерал-лейтенантом. Пoсле провозглашения Украины независимым государством, Петров занимал должность заместителя командующего ракетных войск и артиллерии Главного командования сухопутных войск вооруженных сил Украины.

В марте 1994 года указом президента Украины генерал-полковника Василия Петрова был пожизненно оставлен на военной службе в вооруженных силах Украины.
Два тома воспоминаний Василия Степановича "Прошлое с нами" были встречены читателями с большим интересом и воспринимались как правдивый рассказ воина, который только что вышел из поля боя. Свое главное задание автор мемуаров видел в том, чтобы воссоздать боевые действия прошедшей войны такими, какими они были в действительности, чтобы те, кому не довелось слышать свиста пуль и взрывы снарядов, переживать артиллерийские обстрелы и бомбежки, прониклись бы с еще большим уважением к тем, кто отдал свою жизнь во имя свободы и счастья Родины.

В моей библиотеке хранятся книги генерала, на титульной странице первого тома красуется дарственная надпись ее автора, с которым меня связывала многолетняя дружба.
... Наступил вечер 6 ноября 1963 года. Все было готово к телевизионной передаче, о которой я упоминал в начале репортажа. За несколько минут до начала передачи мне позвонил Юрий Фокин, он напомнил , что в этот праздничный вечер у телевизоров соберется вся страна, надо поработать на отлично, не допустив ни одной ошибки.

На экранах телевизоров появилась телевизионная заставка Львовской студии и ведущая репортажа Елена Васильевна Ранцова пригласила телезрителей в дом генерала Петрова. Передача, которая посвящалась 20-летию освобождения Киева от фашистских захватчиков, продолжалась 20 минут и прошла, как говорится, без сучка и задоринки.
После ее окончания генерал пригласил всю творческую бригаду за праздничный стол. Заметно волнуясь, он сказал:
— Мой тост посвящен памяти боевых товарищей, воинов 92 отдельного артиллерийского дивизиона, 231 корпусного артполка, которые не вернулись с поля боя. Пусть оживут в памяти имена ефрейтора Костенка, сержанта Сергеева, лейтенантов Глотова и Лазарева, которые погибли на поле боя. Вечная память и слава им!

Адъютант генерала поднес к его губам рюмку, и он ее залпом выпил. Мы последовали его примеру. До сих пор меня волнует эта незабываемая сцена, не могу рассказывать о ней без душевного трепета.
Василий Степанович Петров умер 15 апреля 2003 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

На фото: генерал-полковник Василий Петров