ГЕНИЙ, ПОЗНАВШИЙ КОСМИЧЕСКУЮ СУЩНОСТЬ ЛЮБВИ к 745-летию со дня рождения Данте Алигьери
Виталий РОНИН
Семь веков прошло со дня рождения одного из наиболее выдающихся поэтов в истории человечества — Данте Алигьери. Его «Божественная комедия», начатая им в 1306 году и законченная перед самой смертью в 1321-м, не только выдержала испытания временем, но и, по всеобщему признанию, оказалась бессмертным произведением, автором которого стал гениальный человек, внесший неоценимый вклад в сокровищницу не только итальянской, но и мировой литературы. Любителям литературы (непрофессионалам) менее известны другие произведения Данте: «Новая Жизнь», трактаты «Пир» и «О народном языке», написанное на латинском рассуждение под названием «Монархия… И уж, конечно, за пределами пристального внимания большинства почитателей остаётся его деятельность в качестве дипломата, политика и участника сражений на стороне Республики.
Своим знатным происхождением он обязан своим предкам, принадлежащим к римлянам, основавшим Флоренцию. Прапрадед Данте ещё в 12 в. был возведен в рыцарское достоинство императором Конрадом III. Ко времени рождения Данте (25 мая 1265 года), семья, как и прежде, принадлежала к аристократической прослойке Флоренции, городское население которой, было втянуто в нешуточную политическую борьбу между партией «чёрных» — приверженцев папы, и партией «белых» — представителей дворянско-буржуазной элиты, отстаивающей интересы светской власти. Экономически богатый город-государство страдал от постоянно возникающих междоусобиц. Не удивительно, что напряжённая, длившаяся долгие годы, конфликтная политическая ситуация оказала прямое воздействие на формирование мировоззрения поэта. К тому же, по причине ярого противоборства сторон, он 20 лет был вынужден жить и творить в изгнании. Это время оказалось примечательным ещё и потому, что сопровождалось возникновением невиданного доселе общественно-культурного движения, в конечном итоге, явившемуся, в определённой степени, провозвестником эпохи Возрождения. Данте, будучи активным участником этого движения, стал «последним поэтом средневековья и, вместе с тем, первым поэтом нового времени».
Предлагаемый читателю очерк не претендует на изложение биографии Данте, тем более, что она в деталях изложена не только в ряде биографических изданий, но и в огромном количестве статей, очерков и эссе, многогранно освещающих разные стороны его жизни и творчества. Одним из таких источников является едва ли не первая биография, написанная Джованни Боккаччо, а также труд профессора Йельского университета R.W.B. Lewis “Dante”. Произведения Данте сопровождаются многочисленными комментариями, представляющих особый интерес для профессионалов. Остановимся же на образовании Данте Алигьери, позволившему ему создать беспримерный в истории литературы труд — «Божественная Комедия», обобщающего многовековую историю развития человечества, и о мистической любви к Беатриче, дочери друга его отца Фолько Портинари, — подвигнувшей Данте на поэтическое творчество. Этой любви человечество обязано появлением «Новой Жизни», произведению, целиком посвящённого его возвышенному чувству любви к Беатриче, и обращённой к ней проникновенными поэтическими строфами «Божественной Комедии».
Знатное происхождение и уровень достатка родителей позволил Данте получить школьное образование. Биографы подчеркивают, что в дополнение к этому родители предоставили ему возможность заниматься частным образом. Для этого ими был нанят учитель. Для него также оказалось доступным обучение в школе францисканцев и доминиканцев во Флоренции, а в Бологне — в школе риторики. К необходимости изучения этого предмета его подтолкнули занятия с выдающимся политическим деятелем, флорентийским гуманистом Брунетто Латини. В итоге Данте получил блестящие знания в области истории, философии, теологии, латыни, литературы и поэзии…, и стал всесторонне образованной личностью, неотделимой от местных культурных традиций и общественных интересов прогрессивной интеллигенции своего времени. Огромную роль в становлении Данте как поэта сыграло общение с представителями молодой поэтической школы, во главе которой находился его друг — Гвидо Кавальканти, а также — с блестящим политическим деятелем, флорентийским гуманистом Брунетто Латини. Будучи подвержен влиянию догматов господствовавшей в то время схоластической философии, мистическим и метафизическим представлениям, он, тем не менее, был хорошо знаком с предшествующей классической литературой и поэзией (Овидий, Гораций, Гомер, Эзоп…), придавая при этом особое значение произведениям Вергилия. Именно эти энциклопедические знания в области схоластической науки, натурфилософии, литературы и поэзии позволили Данте подняться до масштабного уровня обобщения предшествующей многовековой эпохи и сопутствующей ему стадии развития человечества в своей поэме «Божественная Комедия».
Беатриче поразила его воображение при первой же встрече с нею. Ему и ей тогда было всего по 9 лет. Он вспоминал: «она появилась смирённой, в красивом, малинового цвета, платье, одетой так, как приличествовало её юному возрасту». Влюблённому посчастливилось неоднократно лицезреть Беатриче на расстоянии, идущую по улице, но чаще, во время молитвы в церкви Святой Маргариты, куда она приходила вместе с матерью и няней почти каждое утро. Его чувство к ней было настолько глубоким, что в его глазах она была богиней, а не представителем человеческого рода. Беатриче и Данте не суждено было быть вместе, так как по воле родителей в 1277 году был оформлен гражданский контракт, в соответствии с которым 12-летний Данте и 10-летняя Джемма Донати были обручены. Такого рода контракты были традицией в средневековой Флоренции. Через 8 лет после этого состоялась религиозная церемония бракосочетания, Данте и Джемма стали мужем и женой. За два года до этого события у Данте состоялась ещё одна встреча с Беатриче, оказавшая на влюблённого настолько сильное впечатление, что нашла отражение в его сновидении. Видение Бога Любви, державшего в своих руках прекрасную женщину, дающего ей съесть его сердце и скрывшегося с нею после этого в небесах, было на утро воспроизведено в виде сонета, видимо первого из посвящённых им Беатриче. Семь лет спустя, в 1290 году, Беатриче умерла. Трагически восприняв смерть любимой, Данте выразил свою скорбь и любовь в сонетах, объединённых позже с предыдущими и последующими, в автобиографической исповеди — «Новая жизнь». В уже законченном произведении оказались два десятка сонетов, несколько канцин, баллада, перемежающиеся комментариями в прозе. Они связывали между собой стихотворения и способствовали последовательному изложению рассказа о пережитом поэта, о его пламенном чувстве любви и образе любимой. Трепетную и благородную любовь к ней он пронёс через всю свою сравнительно короткую жизнь (он прожил всего 56 лет), вплоть до своей смерти от малярии 14 января 1321 года в Равенне, после 20 лет изгнания, заочно осуждённым на смерть, захватившими власть во Флоренции сторонниками папы.
Образ Беатриче, возлюбленной Данте, не раз встречается и на страницах «Божественной Комедии». Познав всепоглощающее чувство любви, Данте в своей поэме, гениально определяет её космическую сущность : «Любовь, что движет солнце и светила».
С невероятной силой выразительности, сочетающейся с реализмом страстей, в «Божественной Комедии» рассказывается и о иных поэтических образах и портретах. Одним из таких лирических и эпических шедевров является рассказ о роковой любви Франчески да Римини и Паоло Малатеста.
Первый круг ада, в котором очутился Данте, сопровождаемый тенью Вергилия. Среди приближающихся к ним призраков две неразлучные тени Франчески и Паоло. Отвечая на вопрос Данте, они рассказывают ему о своей любви. О том, что их любовь по силе страсти и накалу была сродни чувству, которое испытывали друг к другу рыцарь Ланцелотт и прекрасная Джиневра. О них, с восторгом и наслаждением, они вместе читали книгу. История их любви вызвала у них любовный экстаз. Джанчотто, муж Франчески, заподозрив, что Франческа и его младший брат любят друг друга, ослеплённый ревностью задумал хитроумный план. Он сообщил жене, что уезжает в поход, а на самом деле возвращается и, уличив её в измене, убивает её и любовника. Франческа, предчувствовала наказание за грехопадение, но не побоялась предстоящих мучений в аду и выбрала любовь… Крики жертв и страждущих в аду сливаются между собой, а неразлучные тени Франческо и Паоло уносит адский вихрь. Данте, успев услышать их последние слова: «В тот вечер мы больше не читали», падает без чувств.
Франчска да Римини (дочь Гвидо да Поленто, синьора Равенны) действительно была замужем за Джанчотто Малатеста (сына Малатеста деи Малатеста да Верруккьо, синьора Римини). Он был некрасивым, хромым и, по всей вероятности, одноглазым — полной противоположностью своему брату, Паоло, красивому и пылкому юноше. Франческа и Паоло полюбили друг друга. Описанная выше трагическая развязка произошла в промежутке между 1283 и 1286 годами. Данте несомненно знал об этой истории. По свидетельству Джованни Боккаччо, выступавшего своё время с лекциями-комментариями к «Божественной Комедии», эпизод с чтением рассказа о любви Ланцелота и Джиневры придуман Данте.
Эта волнующая воображение история роковой любви между Франческой и Паоло вдохновила на создание драматургических произведений (Г.Анунцио, И.Филлипс), симфоний (А.Бацини, П.И.Чайковский, А.Фут), кантат (П.Жильсон), балетов (Б.Асафьев), опер (Р.Дзандонаи, С.Меркаданте, Э.Направник, С Рахманинов, А Тома), художественных полотен (А.Шеффер)…
Так сложилась судьба Данте, что последний приют в изгнании ему предоставил племянник Франческо да Римини, Гвидо Новелла да Полента, синьор Равенны. Он же возложил лавры на его чело посмертно 14 сентября 1321 года. Умер человек, гениальный поэт, оставивший яркий след в истории мировой литературы и познавший космическую сущность любви. Он родился в конце мая месяца, когда солнце находилось в созвездии «Близнецов». Такое сочетание, по поверьям того времени, принято было считать наиболее благоприятным для занятий искусствами и наукой. Веривший в подобные предания «крылатый» Дант (Алигьер с латинского означает крылатый), посвятил светилам, предвозвестившим его рождение, следующие строки:
О пламенные звезды, о родник
Высоких сил, который возлелеял
Мой гений, будь он мал или велик!..