СРЕДИ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ АМЕРИКАНЦЫ УВИДЕЛИ РАБОТУ РУССКИХ АГЕНТОВ
Они прожили больше 10 лет в американских городах и пригородах, от Сиэтла до Нью-Йорка, и выглядели вполне обычными семейными парами, занятыми на обычной работе, судачившими со своими соседями о школе и извиняющимися за шумных подростков.
Но 28 июня федеральные исполнители обвинили в принадлежности к русской шпионской сети 11 человек, которые проживали под фальшивыми именами и находились под глубоким прикрытием в законспирированной схеме для проникновения в т.н. американские «политические сферы».
Расследование было начато ФБР, по меньшей мере, семь лет назад и завершилось арестом 27 июня 10 человек в Йонкерсе, Бостоне и северной Вирджинии. Документы говорят, что «нелегальная программа», как её называют власти, является амбициозной, долговременной работой СВР, наследницы советской КГБ, которая засылала российских шпионов в США для сбора информации и вербовки новых агентов.
Обвиняемые агенты были засланы для сбора информации о ядерном оружии, американской политике в отношении Ирана, руководстве ЦРУ, политике Конгресса и других аспектах, сообщают исполнители. Русские шпионы, кроме прочего, имели контакты с высокопоставленными отставными чинами американской национальной безопасности и учёными, работавшими с ядерным оружием. Но обвинения не включают пункт о шпионаже, и неясно, какие именно секреты предполагаемой шпионской сети — состоящей из пяти семейных пар — собирались ими на самом деле.
После нескольких лет наблюдения следователи ФБР решили произвести аресты в конце прошлой недели, сразу после внушающего надежды визита в США российского президента Дмитрия Медведева, сообщил представитель администрации. Господин Обама не выразил удовольствия по поводу времени произведения арестов, но, как сообщили власти, следователи опасались, что некоторые из их подопечных могут сбежать.
Уголовные обвинения, собранные в федеральном районном суде Манхэттена, смотрятся как старомодный триллер времен холодной войны: шпионы обменивались одинаковыми оранжевыми сумками, в тот момент, когда они проходили мимо друг друга на привокзальной лестнице. Документы были позаимствованы у умерших канадских граждан, сфабрикованы из потерянных паспортов, а сообщения передавались с помощью пакетов передач на коротких волнах или невидимыми чернилами. Наличные деньги, закопанные в поле на севере Нью-Йорка, хранились там годами.
Но, согласно обвинениям, сеть т.н. «нелегалов» — шпионов, работающих под фальшивыми именами и без дипломатического прикрытия — также использовала и технологию компьютерной эпохи. Они включали шифрованный текст в обычные картинки, пересылаемые через Интернет, а пары агентов связывались с помощью лаптопов со специальным программным обеспечением, периодически передающих сообщения друг другу.
Соседи по Монклеру, Нью-Джерси, четы, которая называла себя Ричардом и Синтией Мерфи (Richard и Cynthia Murphy), были в шоке, когда команда агентов ФБР неожиданно появилась в воскресную ночь и увезла семейную пару в наручниках. Один из их соседей назвал их «воплощением пригорода», говоря о том, что они спрашивали у местных жителей совета по поводу местной школы. Соседи были обеспокоены судьбой дочерей семейной пары — младших школьниц.
15-летняя Джесси Гагидж (Jessie Gugig) сказала, что она не может поверить в обвинения, особенно, в отношении миссис Мерфи. «Они не могли бы быть шпионами, — сказала она, смеясь. — Посмотрите, что она делала с гортензиями».
Эксперты по русской разведке высказали изумление о масштабах, долговременности и направленности шпионской программы. Они заметили, что Владимир Путин, российский премьер-министр, бывший президент и шеф шпионажа, работал над восстановлением престижа и обеспечения российской разведки после развала Советского Союза и неприглядного имиджа КГБ.
«Сам масштаб и тот факт, что так много нелегалов было вовлечено в шпионскую сеть, шокировали меня, — сказал Олег Калугин, бывший генерал КГБ, который был советским шпионом в США в 1960-х и 1970-х годах под «легальным» прикрытием в качестве дипломата и корреспондента "Радио Москвы". — Это возвращение к старым временам, но даже в худшие годы холодной войны, я думаю, в США работало не больше, чем 10 нелегалов, а может, даже меньше».
Олег Калугин, который сейчас является американским гражданином, живущим в окрестностях Вашингтона, сказал, что он был впечатлён тем, как ФБР внедрилось в шпионскую сеть. Обвинения в преступлениях подкреплены яркими подробностями, собранными за годы скрытого наблюдения — включая подслушивание телефонных разговоров и отслеживание электронной почты, размещение тайных микрофонов в домах поднадзорных русских агентов и многочисленные тайные обыски.
Согласно обвинениям, власти также проследили путь одной из групп агентов, базирующихся в Йонкерке, в неназванную южноамериканскую страну, где они зафиксировали на видео получение чемоданов с наличными деньгами и передачу сообщений, написанных невидимыми чернилами, русским сообщникам в общественном парке.
Обвинители сказали, что «нелегальная программа» распространялась и на другие страны мира. Используя фальшивые документы, сообщили обвинители, шпионы могли выдавать себя за граждан или легальных жителей стран, в которые они были засланы, включая США.
Нелегалы будут время от времени для достоверного прикрытия получать степени в интересующих их университетах, устраиваться на работу и присоединяться к нужным профессиональным сообществам.
Одно из сообщений от шефа из Москвы, написанное на плохом английском, даёт наиболее ясное представление о предназначении агентов. «Вы были посланы в США в длительную служебную командировку, — сказано в нём. — Ваше образование, банковские счета, машина, дом и т.д. — всё это служит одной цели: выполнить вашу главную миссию, т.е. исследовать и развить связи в политических кругах и передавать разведдонесения в Ц[ентр]".
До сих пор неясно, о чём были эти разведдонесения, хотя один из агентов описал встречу с американским госслужащим, работающим на ядерную программу. Обвиняемые были обвинены в сговоре, но без целей шпионажа и без идентификации как агентов иностранной державы, что влечет за собой максимум 5 лет тюремного заключения; 9 человек были также обвинены в сговоре с целью отмывания денег, что влечет максимальное наказание в 20 лет. Они не были обвинены в получении секретных материалов.
Также были свидетельства, что российские шефы шпионов боялись, что агенты, которым приказали стать своими в преуспевающей Америке, могут забыть о своём официальном предназначении. Агенты в Бостоне передавали отчёт о расходах с подозрительными пунктами, такими, как «поездка на встречу» за 1,125 долл. и «образование» — 3,600 долл.
В Монклере, где супруги Мерфи хотели купить дом под своими именами, обнаружен «Московский центр» штаб-квартиры СВР или «Ц».
«Мы были впечатлены, как «Ц» рассматривал наше владение домом как отклонение от первоначальной миссии здесь», — написала пара из Нью-Джерси в шифрованном сообщении. — Наша покупки дома была разрешена только с целью продолжительного пребывания. Это был удобный способ для решения жилищного вопроса, плюс соблюдение принципа "в Риме поступай также, как римляне" — в обществе, которое ценит владение домом».
Наибольшая активность шпионской сети — а также расследование ФБР — были сосредоточены вокруг Нью-Йорка. Подозреваемые агенты были замечены в книжном магазине в Нижнем Манхэттене, на скамейке возле входа в Центральный парк и ресторане в Саннисайд, в Квинсе.
Секретные передачи материалов были сделаны в людных местах, наподобие железнодорожного вокзала Лонг-Айленда в Форест Хиллс, где наблюдатели ФБР заметили в 2004 году одного из обвиняемых, Кристофера Р. Метсоса, который не был арестован, как говорится в обвинительном заключении.
Аресты произвели фурор, когда команды ФБР потратили всю воскресную ночь на обыски в домах и автомобилях, сияя мигалками и собирая доказательства.
В Кембридже, Массачусетс, супружеская пара, известная как Дональд Хитфилд и Трейси Фули, примерно 40-летнего возраста и с двумя сыновьями подростками, жили в квартире по улице, где обитают профессора и студенты Гарварда.
Лила Хекснер (Lila Hexner), живущая в квартире напротив, сказала, что, по словам миссис Фули, та была занята в сфере недвижимости. «Она сказала, что они из Канады», — сообщила соседка.
«Она была очень вежлива и симпатична», — говорит о Трейси Фули сосед по площадке Монтс Монне-Корберо. «Их сыновья убирали для неё снег зимой, добавляет миссис Монне-Корберо, но у них были "очень шумные" вечеринки».
Татьяна Дэй (Tatyana Day) из Арлингтона, соседка другого обвиняемого Михаила Семенко (Mikhail Semenko), стильного парня под 30, с Мерседесом S-500 отмечает, что у него «была подружка брюнетка, молодая парочка разговаривала между собой на русском, и они "заботились друг о друге"».
The New York Times
По сообщениям от Benjamin Weiser, Nate Schweber, Kenneth Chang, Andy Newmanand, Colin Moynihan из Нью-Йорка; Mark Mazzetti, Yeganeh June Torbati из Вашингтона; Abby Goodnough из Бостона.
Perevodika.ru
На фото.
Монклер, Нью-Джерси — агенты ФБР арестовали Ричарда и Синтию Мерфи в их загородном доме в ночь на воскресенье.
Подозреваемые в зале суда.