«ОТ БЕСПОРЯДКОВ В КИРГИЗИИ ВЫИГРЫВАЮТ ИСЛАМИСТЫ»
О том, что спровоцировало столкновения в южной части Киргизии и почему Россия не спешит вмешиваться в ситуацию, в интервью «Росбалту» рассказал американский эксперт, аналитик по вопросам внешней политики и безопасности в Средней Азии и на Кавказе Роман Музалевский.
— Как вы оцениваете современную ситуацию в Киргизии? Насколько велика гуманитарная катастрофа?
— Ситуация остается напряженной, несмотря на признаки стабилизации. На данный момент количество внутренне перемещенных лиц, по разным оценкам, составляет от 25 тыс. до 35 тыс. человек, в то время как число беженцев — около 50-80 тыс. человек. Хотя гуманитарная помощь и имеется, она не всегда доходит до всех по разным причинам. Чувство страха за свою безопасность часто мешает доставляющим и получающим распределять и получать эту помощь быстро, эффективно и в необходимых объемах.
— Что спровоцировало столкновения на юге страны? Какова в этом роль сторонников Бакиева и самого бывшего президента?
— Как ООН, так и временное правительство уже подтвердили факт провокации третьих сил. Обвинения звучат разные, в том числе и в адрес сторонников Бакиева. Бытуют мнения о возможных намерениях третьих сил подтолкнуть к войне два соседних государства — Узбекистан и Кыргызстан.
Кто бы ни стоял за этими провокациями, террористические и экстремистские движения («Исламское движение Узбекистана», «Хизб ут-Тахрир», «Аль-Каида» и т.д.), а также наркобизнес получат возможность более усилено продвигать свои интересы в регионе и за его пределами. Учитывая неспособность государства обеспечить полную безопасность и эффективное экономическое развитие для своих граждан, особенно в южных районах страны, образующих и без того социально и экономически уязвимую Ферганскую долину, активизация деятельности данных групп представляет особенную угрозу светским государствам региона.
Трагические события на юге страны, а также серия политических потрясений и конфликтов за последние 20 лет в Кыргызстане отчетливо показали трудности, с которыми могут столкнуться новые независимые государства по мере своего государственного и национального строительства. Более того, они ясно указали на провалы политики Кыргызстана в экономической, социальной и политической сфере, а также полную несостоятельность авторитарной формы правления.
— Справляется ли временное правительство с ситуацией?
— И да, и нет. С одной стороны, массовые столкновения уже прекратились и появились признаки стабилизации ситуации на местах. Поступает гуманитарная помощь. С другой стороны, гуманитарная катастрофа налицо, люди по-прежнему боятся вернуться в свои дома, а предстоящий референдум наталкивает на мысль о возможных провокациях третьих сил, которые, скорее всего, и пытались полностью подорвать доверие граждан к временному правительству путем недавних провокаций. Люди так же продолжают не доверять органам правопорядка, милиции и т.д. Последние же не испытывают полную лояльность к центральным властям.
В краткосрочной перспективе необходимо организовать как можно больше встреч с участием двух этнических групп и представителей временного правительства, как можно скорее обнародовать конкретные сведения об имевшей место провокации, провести международное расследование наряду с государственным, наказать виновных, подготовить планы по реагированию и предупреждению возможных провокаций и массовых конфликтов, тесно сотрудничать с разведывательными службами и органами безопасности заинтересованных стран.
В долгосрочной перспективе обязательно разработать и внедрить ускоренную программу экономического развития южных районов страны, а также их полной и качественной интеграции с северными районами и другими частями страны. Это включает проведение туда торговых, транспортных сетей, вложение инвестиций и т.д. Особенно необходимы создание действенных государственных и муниципальных институтов, способных отвечать нуждам зачастую бедных граждан, а также борьба с повсеместной коррупцией и нищетой. Немаловажно и создание инициатив для расширенного присутствия этнических групп в политических процессах страны, а также конкретной программы по взращиванию национально-государственного самосознания.
— Как вы оцениваете шансы возможной миссии ОБСЕ?
— Шансы всегда есть, особенно, учитывая факт председательства Казахстана в этой организации и опыт данной организации в целом.
— Правильно ли сделала Россия, отказавшись возглавить миссию по стабилизации ситуации в стране? Что она потеряла и выиграла в результате этого решения?
— Это вопрос для государственных деятелей и народа России. С моей стороны могу отметить, что и Россия, и США, и другие страны региона не торопились и, по всей видимости, не будут торопиться с решением о размещении войск в любом из возможных форматов. Явно прослеживается надежда на то, что временное правительство возьмет ситуацию под полный контроль, и никому не придется проливать кровь, тратить деньги и подвергаться критике за ввод войск и его весьма неопределенные последствия.
— Чего стоит ждать от референдума в это воскресенье?
— Временное правительство надеется, что референдум создаст условия для достижения легитимности и стабильности в стране. Однако всем ясно, что проблемы данного рода не закончатся быстро. Хотя надежда у людей есть, и это очень важно в условиях постконфликтной реабилитации.
Беседовала Юлия НЕТЕСОВА, Rosbalt