ЛИШИМ МЕСТНЫХ ТЕРРОРИСТОВ СЛАВЫ
Как США должны противостоять внутренним террористам-джихадистам? Учитывая существование «аль-Каиды» и её сторонников священной войны, восхваляющих подвиг майора Нидала Хасана (Прим. переводчика: майор армии США, устроивший стрельбу на военной базе Форт-Худ в Техасе в 2009 году — perevodika.ru), который убил 13 сослуживцев, и даже неудавшиеся попытки терактов, подобные той, что совершил Файзал Шехзад на Тайм-сквер, мы должны ожидать последующие теракты со стороны боевиков, которые были завербованы и прошли подготовку на территории нашей страны.
К счастью, количество «доморощенных» террористов по-прежнему невелико. После событий 11 сентября было сообщено о 48 попытках завербовать людей для совершения терактов во имя джихада в Соединённых Штатах. В общем, был выявлен 131 человек — небольшая группа, учитывая, что мусульманское сообщество Америки насчитывает около 3 миллионов. Для сравнения — несколько тысяч мусульман служат в армии США. Однако, за последние 12 месяцев число терактов внутри страны и количество людей, связанных с ними, резко увеличилось. Мы ещё не можем сказать, является ли это случайным всплеском или тенденцией.
Что движет приверженцами джихада? Радикализация — это сложный процесс, который совмещает идеологию и личные обстоятельства. Американские последователи джихада цитируют нападки на ислам для того, чтобы оправдать акты насилия, кроме этого, они также рассматривают джихад с оружием в руках как шанс получить статус в рамках этнической культуры, превозносящей насилие, чтобы их воспринимали как воинов в эпической борьбе. Идеология «аль-Каиды» также превратилась в средство разрешения личных проблем и неудовлетворённости жизнью — стала дорогой к славе.
Большинство из тех, кто встал на путь терроризма, пришли к этому решению сами, ища контакты и подтверждения информации внутри страны и за её пределами. Многие местные террористы начинали свой путь к насильственным действиям в Интернете. Это простой и доступный путь для рьяных приверженцев, направляющий и усиливающий их ярость. Интернет помогает создавать онлайн-сообщества экстремистов-единомышленников.
Должны ли США, следуя примеру других государств, которые заблокировали материалы, признанные антиправительственными или кощунственными, закрыть сайты приверженцев джихада? Конечно, власти должны попытаться выявить и устранить вербовщиков, особенно тех, которые занимаются этим среди заключённых тюрем, которые наиболее уязвимы. Однако, интернет-проповеди, обращённые к американцам, создали всего лишь маленькую когорту настоящих террористов. Более того, виртуальное пространство предлагает радикалам публичное место для выпускания пара, где за ними легко наблюдать, получая ценный источник разведданных.
Должны ли США активно вмешиваться в противодействие пропаганде «аль-Каиды»? В течение 9 лет после событий 11 сентября попытки США противостоять пропаганде остаются ничтожными, в то время как юридические ограничения не позволяют правительству вести пропаганду исключительно среди местного населения. Местные лидеры мусульман советуют властям позволить им самим разобраться с радикализацией. Давайте позволим им это делать, но необходимо продолжать собирать разведданные.
Федеральное правительство могло бы попытаться убедить пойманных террористов выступить с осуждением вступления в ряды бойцов во имя джихада, возможно, взамен на сокращение срока заключения, как это сделали в Италии в рамках программы “раскаяния”, в которой заключённые террористы высказывались против продолжающейся деятельности своих товарищей.
А какова роль социально-экономических проблем? В некоторых местных общинах нищета и отчуждённость может побудить к вступлению в ряды борцов за веру. Однако, согласно опросу, проведённому исследовательской организацией «Pew Research Center» в 2009 г.: "Мусульмане в США в основном образованы и финансово обеспечены так же, как и основное население". Различие в доходах не является движущей силой для вербовки добровольцев. Американские борцы за веру — это многообразная группа, включающая студентов университетов, бывших заключённых, кажущихся успешными людей вместе с изгоями общества.
Какую роль играет религия? Это деликатный вопрос, даже задавая его, мы предполагаем связь между исламом и насилием, тем самым провоцируя яростный протест. Действительно, идеология «аль-Каиды» выражает себя в религиозной терминологии и использует версии Корана, говорящие о джихаде для привлечения бойцов. Не удивительно, что почти все, кто были связаны с терактами внутри страны, являлись мусульманами, однако почти нет доказательств того, что превращение в террориста было результатом глубоких религиозных рассуждений. Но, несмотря на то, что религия не может быть исключена из нашего понимания радикализации террористов, она продолжает находиться за пределами вмешательства со стороны правительства, которое может поспособствовать борьбе с терроризмом. Целенаправленное внимание к вероисповеданию могло бы вызвать подозрение и гнев среди мусульман Америки и всего мира, которые стоят на передовой борьбы против радикализации.
Подавляющее большинство американских мусульман отвергают призыв «аль-Каиды» к насилию. Существуют источники экстремизма, горстка горячих голов, но нет достаточной массы людей, которых «аль-Каида» может легко завербовать.
Большинство американцев, не исповедующих ислам, требуют публичного осуждения терроризма во имя джихада как доказательства патриотизма. Американские мусульмане действительно осуждают терроризм, но их наиболее ценный вклад, в основном, не виден — молчаливое противодействие, вмешательство семьи и друзей, передача информации властям.
Из-за сложности процесса, связанного с тем, как и где вербуют террористов, или как и где они сами встают на путь насилия, власти должны действовать аккуратно. Вмешательство из лучших побуждений может нанести огромный ущерб, разрушив доверие диаспор, которые являются союзниками Америки.
То, во что человек верит, это на его совести. То, что человек делает, чтобы навязать свои верования другим, вызывает большее беспокойство. Когда вера навязывается с помощью насилия, тут следует прибегнуть к применению закона.
Система уголовного права показала себя. Препятствовать заговорам с целью совершения терактов, арестовывать потенциальных террористов, допрашивать их, как обычных уголовников, лишать их политических притязаний и славы — возможно, это лучшие средства сдерживания внутреннего терроризма.
Global Security