ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ЛИНИЯ

ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ЛИНИЯ

Эфраим ГАНОР

Борьба за должность начальника генерального штаба ЦАХАЛа всегда сопровождалась противостояниями и даже интригами. Нынешний ее этап не стал исключением

Хотя данное назначение является прерогативой министра обороны, с момента образования государства в этом процессе всегда участвовали главы правительства, министры и политики. В расчет идут не только профессиональные, но и личностные качества претендентов и политические факторы. Иногда процесс назначения приобретал скандальный оттенок. Однако интриги прошлого меркнут на фоне скандала, свидетелями которого мы стали в последние дни.

Все началось с новостного выпуска Второго телеканала. Журналист Амнон Абрамович предал гласности некий документ. В нем был изложен план мер, призванных привести к назначению на пост начальника генштаба нынешнего командующего Южным округом генерала Йоава Галанта.

Эяль Арад — один из самых авторитетных имиджмейкеров страны. Именно он провел в 1996 году успешную предвыборную кампанию Биньямина Нетаниягу. Правда, затем поссорился с премьером и стал одним из главных его противников. Позже Арад занялся предвыборной кампанией Ариэля Шарона и в дальнейшем был советником главы правительства.

Перед тем как перейти к содержанию скандального документа, важно отметить, что он, по словам Абрамовича, был получен из надежного источника, не имеющего к борьбе за кресло начальника генштаба никакого отношения. Публикация документа привела к настоящему потрясению не только в командовании армии, но и в политических кругах. Не будет преувеличением сказать, что этот скандал касается и каждого гражданина, мало-мальски интересующегося вопросами безопасности государства.

Развернулись и первые практические последствия публикации. Началось полицейское расследование происхождения документа, а юридический советник правительства Иегуда Вайнштейн постановил, что до выяснения всех необходимых подробностей процесс назначения нового начальника следует приостановить. Итак, вот основные положения плана, изложенного на бланке пиар-агентства Арада и Хорева. Действующему начальнику генштаба (Ашкенази) необходимо создать имидж «вечно обиженного». Такой в свое время был у министра Давида Леви, который чувствовал себя оскорбленным любым шагом ведущих политиков, хотя для этого не было реальных оснований. Чтобы снизить уровень сопротивления потенциальному назначению Галанта, министру обороны предлагается расширить число претендентов на должность. (И в самом деле, кроме трех реальных кандидатов — Галанта, Гади Айзенкота и Бени Ганца, — на беседы с Эхудом Бараком были приглашены еще два генерала, командующий Центральным округом Ави Мизрахи и военный атташе в США Гади Шамни). Поскольку в послужном списке Галанта высоких должностей в ранге генерал-майора (кроме нынешней, он также был военным секретарем главы правительства) меньше, чем у конкурентов, предлагается особо подчеркивать положительные качества, благодаря которым он должен стать успешным начальником генштаба. В связи с тем, что генерал Ганц является заместителем начальника генштаба и, по всей видимости, основным конкурентом Галанта, предлагается выставлять его в нелицеприятном свете. Кроме того, благодаря этой кампании должно создаться впечатление, что Ганц готов принять назначение на пост главы «Мосада» или ШАБАКа. Согласно имеющимся оценкам, генерал Айзенкот останется в армии, так и не став начальником генштаба. В этом случае предлагается назначить его главой АМАНа (армейская разведка) с дальнейшим продвижением на позицию заместителя начальника генштаба, что сделает его основным претендентом на пост начальника в следующей каденции.

Создается впечатление, что данный план был составлен кем-то из сторонников Галанта, при этом неясно, кому адресована по крайней мере часть рекомендаций. Вообще, эти и другие, менее значимые, пункты документа вызывают немало вопросов. Тем не менее, если это подлинник, а не фальшивка, то налицо переход всех допустимых границ.

Кстати, отношения между Габи Ашкенази и Йоавом Галантом крайне напряжены, особенно со времен операции «Литой свинец». Причин тому немало. Так, глава канцелярии Эхуда Барака подполковник запаса Йони Корен — близкий друг Галанта и ярый противник нынешнего пресс-секретаря ЦАХАЛа, бригадного генерала Ави Бнаягу. Ну а Бнаягу, в свою очередь, принадлежит к узкому кругу приближенных Габи Ашкенази. Более того, вражду Корена и Бнаягу называют одной из основных причин напряженности в отношениях между Ашкенази и Бараком. Согласно оценкам различных источников, до вспыхнувшего скандала именно Галант являлся фаворитом министра обороны в борьбе за пост начальника генштаба.

В свое время, будучи военным секретарем Шарона, Йоав Галант сблизился с пиармейстером Эялем Арадом. Другом Арада является и Йони Корен. Более того, до занятия должности главы канцелярии Барака Корен был деловым партнером Арада по пиар-агентству.

Сразу после появления скандального документа Арад опроверг возможность своей причастности к этому. Он обратился в полицию с заявлением о подложности документа. В окружении Арада полностью согласны с версией о фальшивке. Во-первых, здесь просто не верят, что опытный мастер пиара мог сочинять подобные разработки, а во-вторых, еще в меньшей степени допускают, что он стал бы писать подобное на официальном бланке своего агентства.

По факту жалобы Арада полиция начала следствие. В офисе агентства изъяты компьютеры, проверены принтеры и различная документация. Параллельно с этим суд постановил, что Второй канал должен передать следователям оригинал обнародованного документа.

Судья не внял протестам журналистов о посягательстве на Закон, о профессиональной журналистской тайне. Арад же публично заявил, что если следствие покажет причастность кого-либо из его агентства к злосчастному документу, он предпримет по отношению к этому человеку все необходимые меры, даже если окажется, что проштрафился его брат Юваль.

По сведениям из полиции, если выяснится, что документ подлинный, следствие прекратится, т.к. оно было начато на основании жалобы Арада. Если же окажется, что обществу предъявлена фальшивка, то начнутся поиски ее автора и выяснение его цели.

Как ни посмотреть на тему, все выглядит крайне конфузно и неприемлемо для демократического государства и ЦАХАЛа. Если Галант в сотрудничестве с пиарщиками составлял подобные планы, его успешная военная карьера на этой весьма постыдной ноте досрочно завершится. Если же кто-то сфальсифицировал данный документ с целью очернить Галанта, то ситуация выглядит еще хуже — пахнет уголовным преступлением.
Остается лишь молиться и надеяться, что все это дело — плод злой и глупой шутки. В противном случае неизбежно горестное недоумение: как можно опуститься до такого?

«Новости недели» — «Континент»