ВЛАСТЬ НЕ ДОЛЖНА СТОЯТЬ ВЫШЕ ЗАКОНА!

ВЛАСТЬ НЕ ДОЛЖНА СТОЯТЬ ВЫШЕ ЗАКОНА!

Политолог Дмитрий САВЕЛЬЕВ, г. Ростов-на-Дону

Как известно, 10 октября 2010 года в ряде регионов страны пройдут выборы. Они будут преддверием важнейшей для судьбы страны избирательной кампании по выборам Госдумы России в 2011 году и президента страны в 2012 году. От того, смогут ли граждане нашей страны осенью 2010 года показать, чего они не хотят более видеть во власти, зависит благоприятный для страны исход избирательной кампании 2011–2012 годов.

На каком фоне будет происходить осенняя кампания? Прежде всего, можно отметить, что прошлые региональные выборы в марте 2010 года показали падение поддержки «Единой России». Нет серьёзных оснований полагать, что за истекшие месяцы этой представительнице интересов коррумпированного чиновничества как-то удалось поправить положение.

Мне очень странно, когда у нас в России партию возглавляют государственные чиновники, а тем более первые лица страны. Взять партию "Единая Россия", руководителем которой является Председатель Правительства РФ Владимир Путин. IX съезд партии единогласно избрал Владимира Владимировича Путина председателем Всероссийской политической партии «Единая Россия» с наделением полномочиями высшего выборного лица партии с 7 мая 2008 года.

Человек, который даже не является членом партии, возглавляет партию. Нонсенс! Это ведь недопустимо! Получается, что ему самому стыдно туда вступать? Да и как можно, используя такой административный государственный ресурс, возглавлять партию, которая выдвинула его лидером для укрепления своей власти в стране? Конечно, она автоматически становится «партией власти».

Сейчас уже мало кто помнит, что в Конституции СССР была пресловутая 6-я статья, провозглашающая Коммунистическую партию руководящей и направляющей силой советского общества. Именно на ней было основано безграничное господство партийных бонз.

А ведь давайте вспомним, как учитель Владимира Путина Анатолий Собчак рьяно выступал за отмену этой статьи.

Конечно, мгновенно ничего не изменилось: агрессивно-послушное большинство парламента, как назвал его соратник Собчака Гавриил Попов, не посмело отменить монополию КПСС. Но процесс, как говорил еще один активный политик тех времен — Михаил Горбачев, пошел. И через год, в марте 1990-го, 6-й статьи Конституции не стало.
Теперь формально этот догмат применительно уже к «Единой России» отсутствует в нашей Конституции, но по сути ничего не изменилось.

Председатель правительства раз в год отчитывается перед Государственной Думой, где основное большинство членов «Единой России". Но разве будут депутаты критиковать работу правительства и его председателя, когда он является руководителем их партии?
В итоге «демократическая модель» получается с большим изъяном, поскольку на выходе — фиктивный отчет. Он вроде бы и есть, а на деле Дума работает в «ручном режиме». Как при КПСС.

Если раньше компартия гналась за ростом партийных рядов в первую очередь за счет рабочих и колхозников, что было связано с номенклатурным распределением, то сейчас партии власти и этого не надо. Ей совсем не нужен рост численности членов партии. Да, привлечь небольшую часть молодежи, для того чтобы показать статистику, — это нужно. Но не более того.

А взять другого чиновника федерального масштаба — председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Формально он является третьим лицом в государстве. При этом он возглавляет партию «Справедливая Россия». Партия с замечательными предложениями по развитию социальной направленности граждан Росси. Но как может чиновник такого ранга возглавлять, как им же сказано, «оппозиционную партию»? Во-первых, он использует государственный ресурс, транслируя идеи партии в поездках за государственный счет. Как-то странно получается, что третье лицо в стране является оппозиционером. На словах или на деле? А в чем оппозиция? Когда надо, также голосуют по «отмашке из Кремля».

Вот цитата из обращения Сергея Миронова (http://www.spravedlivo.ru/information/section_11/section_54/#23): «Состояние власти на всех уровнях — от федерального до местного — вызывает законное недовольство наших граждан. Государственный аппарат по-прежнему является закрытой корпорацией чиновников, озабоченных собственным благополучием, а не интересами людей. Многочисленные случаи противоправного передела собственности, мздоимства и административного произвола подрывают доверие к государственным органам и способствуют глубокому отчуждению населения от власти. Сегодня около 80% наших граждан заявляют о невозможности влиять на политику государства, а потому снимают с себя ответственность за судьбу России.

Партия считает одной из своих главных задач борьбу с бюрократизацией государственного аппарата и отчуждением власти от народа. Необходим жесткий общественный контроль за действиями властей. Власть не должна стоять выше закона! Мы заставим власть работать на интересы граждан!»

Третий человек в государстве говорит все правильно. Разве с этим можно поспорить? Только получается, что если чиновник такого уровня заявляет о происходящем в стране и ничего не может сделать, то у нас нет единой власти в стране. Есть группы влияния в высших эшелонах власти со своими интересами.

В России во многих регионах существует противостояние среди мэров городов и главами субъектов. Поэтому партия «Единая Россия» и стремится провести как можно больше своих членов в законодательные органы власти. Это делается для того, чтобы через партийную дисциплину влиять на мэров (губернаторы ведь приходят от партии власти), что не может не сказаться на жизни местных жителей. А вот мэры городов проходят процедуру избрания жителями города. Поэтому считаю совсем не важным, «какого цвета» мэр города (красный, синий, оранжевый...) — главное, что он выиграл «экономический тендер» среди своих избирателей.

Я вообще считаю, что мэр города и муниципального образования — это не политическая фигура, а хозяйственник. Поэтому предлагаю мэров городов и глав муниципальных образований выбирать, не рассматривая их партийную принадлежность.

Жителям безразличны партийные предпочтения избираемого градоначальника. Тем более это справедливо при выборах в муниципалитеты, где действует местное самоуправление. Ведь бюджет муниципалитета в первую очередь зависит от местных налогов. Поэтому главное — через экономические рычаги обеспечить развитие на территории благоприятных условий для развития малого бизнеса.

При чем здесь вообще партийная принадлежность главы муниципалитета? Первостепенно важно видение экономического развития, для чего необходимо перед выборами подготовить стратегию развития города. Вот это и есть выборы. Выборы лучшей жизни через экономику, а не политику.

Политическая партия формирует в первую очередь законодательную власть. Вот там — в законодательных собраниях, местных Думах партии и могут вырабатывать законы для региона, заслушивать и утверждать местные бюджеты. Это и есть тандем двух ветвей власти — законодательной и исполнительной.

Предлагаю ввести подобный тендер и для губернаторов. Он заключается в том, чтобы кандидаты в губернаторы сначала изучали регион, вырабатывали свои предложения по его развитию, а затем выносили на рассмотрение общественности. Хотя руководству «Единой России» это не понравится. Зачем ему люди с самостоятельными мыслями, идеями?
Здесь могли бы быть кандидатами в губернаторы и самовыдвиженцы без партийной принадлежности. Но самостоятельные «самородки», как явствует из политической практики последнего десятилетия, кормчим страны не надобны.

Надо сказать, что в начале 90-х годов многие прошли во власть «на ура» на демократической волне. И они брали ораторским искусством, новаторскими мыслями вслух, харизмой. Придя во власть, правда, многие не выдержали испытания ею, и кто «спекся», а кто просто озолотился.

Сейчас совсем не обязательно иметь «шарм», харизму, перспективно мыслить и излагать стратегию экономического развития региона и страны в целом. Достаточно просто умело вписаться в политическую систему партии власти — и проходной билет тебе будет обеспечен. Наверное, поэтому в народе этих губернаторов стали называть «наногубернаторами».

И хотя в Конституции у нас и прописаны три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, есть еще одна, неписаная. Партия власти — вне этих институтов.