ПОМОГЛА ЛИ ОПЕК РАЗВАЛИТЬ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ?
Елена СУПОНИНА
Золотой юбилей Организации стран — экспортеров нефти, пришедшийся на 14 сентября, прошел незаслуженно незаметно. Так случилось, возможно, потому, что ее руководители решили растянуть празднования во времени и не привлекать к ним чрезмерного внимания. Ценами на нефть, колеблющимися возле отметки 75 или 80 долларов за баррель, удовлетворены сейчас как производители, так и покупатели. А потому к чему лишний раз будоражить общественное мнение.
За 50 лет своего существования организация устала быть объектом повышенного интереса, да и в период всеобщего экономического кризиса лучше избегать пышных торжеств. Поэтому на пресс-конференции во вторник генеральный секретарь организации ливиец Абдалла аль-Бадри был краток и говорил не об истории, а о ценах на топливо и необходимости их сохранения на приемлемом для всех уровне. В общем, обошелся без лирики, да еще объявил, что он и его коллеги «пристально следят за Россией», которая последовательно наращивает свой нефтяной экспорт, и, возможно, будут вынуждены посоветовать ей «притормозить».
До конца осени, однако, в Вене, где находится штаб-квартира этого объединения, пройдет несколько симпозиумов, выставок и концертов, посвященных появлению ОПЕК на свет осенью 1960 года. Это случилось в Багдаде на встрече представителей пяти государств-основателей: Венесуэлы, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ирака. Состав организации с течением времени менялся. Сейчас в ней 12 стран-членов, министры нефтяной промышленности которых соберутся 14 октября на свое очередное заседание. На нем они поздравят друг друга со своим юбилеем, хотя тут же перейдут к деловым вопросам. Им надо будет принять решение о том, сохранить или нет нынешние объемы нефтедобычи или изменить их ради поддержания цен. Государства, входящие в эту организацию, контролируют около 40% мировой добычи «черного золота».
Россия туда не входит, но имеет статус наблюдателя. А среди мифов, появлявшихся вокруг этого объединения, был и такой: о том, что ОПЕК помогла американцам развалить Советский Союз. И это несмотря на то, что далеко не все входящие в нее страны питали добрые чувства к Америке. Впрочем, с почти такой же настороженностью относились они к непонятной для них стране «строящегося коммунизма».
Почему же родилась такая версия? Еще в начале 1986 года цены за баррель нефти колебались, как и в течение нескольких предыдущих лет, возле отметки 40 долларов. По тем временам это была очень хорошая цифра. Бюджет советского государства, как и сейчас российского, сильно зависел от экспорта нефти и газа. Высокие цены на топливо были не просто выгодны. Они были жизненно важны. И вдруг менее чем через год цены на нефть рухнули до восьми долларов за баррель. В период до развала СССР они больше уже не поднимались до сорока, за исключением всплеска в августе 1990 года, связанного с нападением Ирака на соседний Кувейт, поскольку обе страны являются важными нефтяными экспортерами. Низкие цены сильно били и по членам ОПЕК, особенно по Ираку и Ирану, обескровленным войной друг с другом с 1980 по 1988 годы. Но организация реагировала вяло, во всяком случае, не так как хотелось бы многим ее критикам в те годы. Среди объяснений было и такое: это США попросили своего арабского союзника Саудовскую Аравию не сокращать добычу ради поднятия резко упавших цен. Это королевство — лидер в ОПЕК по производству нефти и, в отличие от многих, оно в состоянии не столь болезненно для себя манипулировать объемами добычи.
Автор этих строк, за годы своей работы много общавшаяся с руководителями ОПЕК и некоторыми ее создателями, пришла к выводу об однобокости этой версии. Бесспорно, факт низких цен сыграл большое значение, однако был далеко не единственной причиной развала прогнившей советской системы. За руку саудовцев не поймали, доказать умысел невозможно. Саудовец Заки Ямани, а он возглавлял министерство нефтяной промышленности своей страны с 1962 по 1986 годы, на нескольких встречах со мной всякий раз уходил от ответа на вопрос о такой трактовке событий, а лишь лукаво улыбался, не подтверждая и не опровергая эту версию. «Все не так просто», — сказал он однажды.
К тому же саудовцы не смогли бы обвалить цены без подходящей ситуации на рынке. Да и в Москве могли бы загодя принять меры к тому, чтобы обезопасить свой бюджет от нефтедолларов, но не сделали этого. «Одна лишь политическая воля Америки не могла вызвать такой коллапс. Были и другие причины. Но американцы имели в своих руках инструменты, которые способствовали усугублению ситуации», — сказал недавно в интервью автору вице-президент иранской Национальной нефтяной компании Ганими Фард. Он также профессор Тегеранского нефтяного технологического университета и большинство своих научных работ посвятил истории изучения ОПЕК. «Доказательств такой версии нет. Да и не хочется лить воду на мельницу тех, кто представляет Америку как все на свете могущую державу, способную, в том числе, так обвалить цены на нефть», — продолжил он.
«В 1980-е годы мировой спрос на нефть заметно снизился, а производство со стороны государств, не входящих в ОПЕК, в том числе Советского Союза, было высоким. Наша организация не могла контролировать ситуацию», — а это уже отрывок из моего интервью с бывшим заместителем министра нефтяной промышленности Ирака Фадылем Чалаби. В середине 1980-х он исполнял обязанности генерального секретаря ОПЕК. По его словам, «политические трактовки спорны и появились позднее», а та же Саудовская Аравия «твердо придерживалась установленной квоты».
Кстати, мой собеседник утверждал, что задолго до своего развала Советский Союз даже рассматривал возможность вступления в организацию и «в 1960-х обратился в ее штаб-квартиру с просьбой о принятии, но ему было отказано». «Формально было отказано на том основании, что СССР не является развивающимся государством, как остальные члены этого объединения, а также имеет другие источники поступлений в бюджет», — пояснил иракский нефтяник. Но тут же признался: «Главная причина не была произнесена вслух: на самом деле члены ОПЕК не приняли коммунистический режим».
Однако бывший руководитель Госплана и бывший министр нефтяной промышленности СССР ныне покойный уже Николай Байбаков в свое время в общении со мной не припомнил таких попыток. «В 1960-е годы они в ОПЕК были очень слабы! Вспоминая те годы, я даже не помню, была уже тогда ОПЕК или нет, настолько мало они влияли. Наши связи с ней в советские годы были, так скажем, легкие», — пояснил он. Советские специалисты тогда открывали новые месторождения и наращивали добычу.
Тем не менее, судьбы нашей страны и этой организации позже не раз пересекались. К тому же члены ОПЕК страдают той же болезнью, что и наше отечество: слишком большой зависимостью от нефтяного экспорта, от которой пока многие безуспешно, но все-таки уже пытаются избавиться.
politcom.ru