ТРАГЕДИЯ, О КОТОРОЙ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЫВАТЬ
Виталий РОНИН
К 67-Й ГОДОВЩИНЕ ГЕРОИЧЕСКОГО ВОССТАНИЯ ЕВРЕЕВ В СОБИБОРЕ
«…И будет правда, и будет память…» — Михаил Танич
«Земля! Не закрой моей крови» — Иов
Чтобы скрыть свои ужасные преступления, нацисты, по приказу Гиммлера, попытались уничтожить малейшие следы концентрационного лагеря смерти «Собибор» (Польша, Люблинское воеводство) сразу же после свершившегося 14 октября 1943 года восстания узников-евреев. Однако полностью осуществить это фашистам не удалось. Выяснилось, что с марта 1942 по октябрь 1943 года, т.е. приблизительно за полуторалетний период, фашистами было уничтожено 250000 евреев, главным образом из Польши, Словакии и Голландии, и в меньшей степени из Германии, Австрии, Франции, Чехии и России. Усилиями экспертов установлено, что уничтожение евреев в Собиборе, проводилось по плану «Операция Рейнхард», разработанного и осуществлённого в соответстии с указанием Адольфа Гитлера, целью которого была полная ликвидация евреев Европы.
Из приблизительно двух десятков крупных концентрационных лагерей, созданных нацистами в разных странах, не менее шести находились на территории Польши. Одним из таких лагерей смерти был Собибор, созданный в марте 1942 года в обстановке чрезвычайной секретности. Долгое время даже жители прилегающих к Собибору райнов не знали о его истинном предназначении, а слухам не верили. Догадки некоторых из них не находили долгое время никаких подтверждений. Лишь после свершения восстания, с середины октября 1943 года, поляки узнали о нём непосредственно от сумевших бежать из лагеря узников. Об этом лагере безусловно вскоре стало известно и тем, кто допрашивал организатора восстания Александра Печерского и ещё нескольких бежавших с ним узников, сумевших перейти линию фронта и добраться до расположения советских войск. Но эти сведения не были преданы гласности. Поэтому первое сообщение о лагере появилось лишь 6-го августа 1944 года в газете «Красная звезда»,благодаря очерку Василия Гроссмана «В городах и селах Польши». Военным же корреспондентам удалось узнать о нём в июле 1944 года из уст нескольких спасшихся после восстания узников лагеря, оставшихся на территории Польши. Этими корреспондентами была опубликована статья о Собиборе в «Комсомольской правде» 2 сентября того же года. Лишь через 4 мес., 31 января 1945 года, на страницах этой же газеты, в виде отклика на это сообщение, появилась статья Александра Печерского, в которой он подробно описал восстание. А несколько позже, небольшим тиражом, вышла его книга «Восстание в Собибуровском лагере». По мнению тех, кто тщательно изучал эту книгу, особенно тех, кто был свидетелем описываемых в книге событий, её не в малой степени коснулась рука цензоров. Весной того же года в журнале «Знамя» был опубликован очерк П.Антокольского и В.Каверина «Восстание в Собиборе», который затем был внесен в знаменитую «Чёрную книгу». С тех пор, в течение многих лет, информация о Собиборе в СССР была чрезвычайно скудной. Только лишь в 2008 году, в Москве, увидела свет книга «Собибор», обобщающая разностороннюю информацию об этой чудовищной фабрике смерти и о беспрецедентном восстании узников-евреев ( составители С.С.Виленский, Г.Б.Горбовицкий, Л.А.Терушкин). Достоинством этой книги является её документальный характер. Длительному замалчиванию этой острой и злободневной темы в России, противостоят многочисленные источники информации, изданные на Западе. Они появлялись в виде книг, очерков, статей, воспоминаний очевидцев и, даже кинофильмов. Их издавали в США, в Израиле и других странах. Все они оказывали и продолжают оказывать на читателей сильное психологическое воздействие. Но, как мне кажется, из всего написанного надо отдать предпочтение книгам Томаса Блатта «From Ashes of Sobibor» и Ричарда Рашке «Escape from Sobibor».
С моей точки зрения, книга Ричарда Рашке заслуживает особого внимания читателей, поскольку её содержание отражает неуёмное, благородное желание автора как можно объективнее описать трагедию, постигшую евреев в лагере смерти Собибор. И это ему несомненно удалось.Текст книги наполнен пронзительной правдой. Эту книгу нельзя читать без волнения. В ней использованы не только сухие документальные данные. Ричард Рашке провёл могочисленные интервью с непосредственными участниками событий : Александром Печерским, Томасом Блаттом и многими другими., путешествуя и находя очевидцев в разных странах мира, в т.ч. в России, Израиле, Польше, Америке… Правдивый, проникновенный рассказ об одной из наиболее страшных трагедий, имевших место в течение самой кровопролитной войны в истории человечества, опровергает досужие домыслы тех, кто в настоящее время цинично и нагло отрицает Холокост. Масштабы этой кровавой акции очевидны. Если принять во внимание, что в течение Второй мировой войны нацистами уничтожены 6 миллионов евреев, то только в Собиборе из них погибло более 4%. В отличие от других лагерей смерти Майданека, Треблинки, Освенцима…, в Собиборе убивали исключительно евреев. Находившийся в тюремном заключении за совершённые в Собиборе злодеяния бывший офицер СС Френцель, отвечая на вопросы спасшегося из лагеря узника Томаса Блатта, подтвердил это: «Поляков там не убивали… Цыган там не убивали… Русских там не убивали… Только евреев, русских евреев, польских евреев, голландских евреев, французских евреев». Томас Блатт переспросил палача: «Только ли евреи уничтожались в Собиборе?» Френцель уверенно повторил: «Только евреи, только евреи». Среди многочисленных информационных источников книга Ричарда Рашке занимает, по моему мнению, особенное место : она не только увековечивает правду о Собиборе как о фабрике смерти, но и взывает к сохранению памяти о жертвах Катастрофы, и что особенно важно, остаётся напоминанием человечеству о чудовищных событиях, имевших место сравнительно недавно, и предостерегает его от повторения подобной трагедии в будущем.
Именно такого рода произведения постоянно напоминают нам о пролитой крови невинных жертв. И, если мы не предадим забвению Холокост, и будем следовать призыву праведника Иова: «Земля! Не закрой моей крови», то наши потомки не допустят больше повторения Катастрофы, угроза которой сохраняется и поныне.
Немцы, со свойственной им педантичностью, предусмотрели всё до мелочей при строительстве лагеря смерти Собибор. До этого у них уже был накоплен огромный опыт строительства концентрационных лагерей. Поставленная перед спецотрядами задача решалась без особых затруднений, поскольку возглавлял эту работу гауптштурмфюрер СС Рихард Томалла, являвшийся до этого «архитектором» не менее трёх концлагерей и одовременно их комендантом. Не вдаваясь в детали, подчеркнём, что лагерь имел три сектора (1-й — мастерские и бараки, где жили заключенные, обслуживавшие эсэсовцев и охрану; 2-й — приёмное отделение для вновь прибывших; 3-й — был предназначен для умерщвления узников в шести газовых камерах; офицерские домики и бараки , в которых жила охрана, находились между 1-м и 2-м секторами). Тщательно продуманная планировка помещений лагеря и разработанная процедура приёма обречённых, начиная с их разгрузки из железнодорожных вагонов и кончая приёмным отделением, позволяла, в большинстве случаев, без особых затруднений обманывать людей. О своей страшной участи они узнавали практически только тогда, когда попадали в газовые камеры. Тела умерщвлённых людей сжигали. Налаженный конвейер работал быстро и бесперебойно. В лагерь узников доставляли в железнодорожных составах. Подсчитано, что от момента разгрузки одного ж.-д. состава до конца проведения акции умерщвления проходило не более двух часов. И, конечно же, на этом пути заключённые подвергались унижениям, издевательствам, избиениям, многих расстреливали без суда и следствия.
В целях предотвращения побегов, нацисты построили прочную систему заграждений. 3 ряда столбов высотой в 3 метра с натянутой между ними колючей проволокой, окружали лагерь. За 3-м рядом столбов с колючей проволокой находилась заминированная полоса шириной 15 метров. А за ней следовал заполненный водой ров и дополнительный ряд проволочных заграждений. Если к этому прибавить вышки с часовыми и пулематами, расположенные через каждые 50 метров и охрану, насчитывающую до 150 человек, в числе которых преобладали украинцы, штат эсесовцев, который составлял 29 человек, то шансы на успешный побег из лагеря приближались к нулю. Возможность побега становилась ещё более призрачной в связи с наличием резервной охраны численностью до 120 человек. Резервисты были расположены не более чем в 1 1/2 км от лагеря.
Каким же мужеством должны были обладать ослабленные, полуголодные, доведенные до отчаяния заключенные, из числа обслуживающего персонала и мастеровых, чтобы решиться на восстание и побег, зная, что это практически не осуществимо. Тем не менее, план восстания был разработан лейтенантом Александром Печерским при активном участии Леона Фельдгендлера. С ним был ознакомлен узкий круг лиц. По возможности, были соблюдены все условия конспирации. Руководители восстания понимали, что их план в любую минуту может быть сорван, в том числе и по причине предательства. Естественно, что в период подготовки к восстанию заключенные испытывали невероятное психологическое напряжение. Тем не менее, намеченный план был реализован через две недели. Заманив часть эсесовцев в мастерские под предлогом примерки одежды и обуви, узники убили их с помощью топоров. Затем колонна из более чем четырёхсот заключённых, построенная якобы для целей вечерней поверки, двинулась в заранее выбранном направлении, в сторону леса, поскольку шансы на успех здесь были гораздо выше, чем в любом другом месте. Прорыв и побег занял всего пятнадцать минут. Но события этого времени оказались особенно драматичными. Многие из прорвавшихся подорвалась на минах, а оставшихся в живых настигали пули эсесовцев и охранников. Из 320, достигших леса, 170 были пойманы и казнены. Часть погибла от рук антисемитски настроенных местных жителей. Всех, кто остался в лагере, расстреляли. Спастись удалось лишь горсти узников в количестве от 47 до 57 человек. Группа, возглавляемая Печерским, с неимоверными трудностями перешла линию фронта и попала в расположение советских войск. Судьба большинства из них сложилась сравнительно благополучно: они не были подвергнуты преследованиям, воевали. а надпись одного из них, Семёна Розенфельда, «Барановичи-Собибор-Берлин», появилась на стене рейхстага. Судьба же организатора восстания сложилась совершенно иначе. Он был направлен в штрафбат, был тяжело ранен, после окончания войны отсидел некоторое время в тюрьме. Его книга о восстании в Собиборе была подвергнута ревизии и издана небольшим тиражом, не получив широкого распространения. Лишь после смерти Сталина он сумел устроиться на машиностроительный завод в Ростове-на-Дону, где до этого жил на иждивении жены. Его имя и его подвиг долгое время были неизвестны в России, поскольку советские идеологи не могли допустить, чтобы еврей был признан организатором и руководителем невиданного по смелости восстания. В дальнейшем он поддерживал связи с выжившими после побега бывшими заключенными, проживавшими в разных странах. Был неоднократно проинтервьюирован, в т.ч. и Ричардом Рашке. Его именем названа улица в израильском городе Цфате. Умер Александр Печерский в 1990 году.
В память о нём и о заключённых, совершивших восстание, а также 250000 погибших евреев, на бывшей территории лагеря смерти установлены мемориальные плиты, поставлен памятник и возведен курган из пепла и костей казнённых узников.
В Послании польского Президента Леха Валенсы участникам мемориальной церемонии, посвящённой 50-й годовщине восстания в Собиборе, приведены такие слова: «…Спасение жизни не было целью героического восстания, борьба велась за достойную смерть. Защищая достоинство 250000 жертв…, евреи одержали моральную победу… Их деяния нельзя забыть, особенно сегодня, когда многие части мира снова охвачены фанатизмом, расизмом, нетерпимостью… Собибор остаётся напоминанием и предостережением. Однако история Собибора — это ещё и завет гуманизма и достоинства, триумф человечности…».