ОНИ НЕМЕСТНЫЕ, НО ИЗ НАШИХ
Владимир ПОКРОВСКИЙ
НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ ПО ФИЗИКЕ ПОЛУЧИЛИ ГОЛЛАНДЕЦ И БРИТАНЕЦ — ОДИН УРОЖЕНЕЦ СОЧИ, ДРУГОЙ ИЗ НИЖНЕГО ТАГИЛА
Каждый год, перед первым вторником октября, когда назначается очередной нобеляр по физике, в российской научно-физической среде начинают усиленно циркулировать слухи о том, что в этот раз премия достанется нашему человеку. В этом году получилось значительно интересней. Десять миллионов швейцарских крон получили голландец и британец — один уроженец Сочи, другой из Нижнего Тагила, а сейчас они оба работают в Манчестерском университете. Зовут их соответственно Андре Гейм (1958 г.р.) и Константин Новоселов (1974). Премию они получили за «основополагающие эксперименты по созданию двумерного материала графен».
Графен — одна из форм углерода, углеродная пленка толщиной в один атом, мечта любого, кто занимается физикой твердого тела и поэтому даже во сне видит мир через кристаллическую решетку. Андре Гейм и Константин Новоселов показали удивительные свойства этой пленки, проистекающие из ее исключительно квантового характера.
Материал совершенно новый, он не только тончайший в мире, но и самый прочный, проводит ток не хуже меди, а по теплопроводности превосходит все известные материалы. Вдобавок он почти абсолютно прозрачен, однако имеет такую плотность, что сквозь его сеточку не может протиснуться даже самый мелкий из атомов. Графеновые транзисторы работают намного быстрее сегодняшних кремниевых и грозят новым переворотом в производительности компьютеров. Все это мы имеем благодаря Гейму и Новоселову.
Графен они получили из обыкновенного графита, такого, из которого делают карандашные грифели. Причем им удалось создать такие крошечные кусочки двумерной пленки, что, казалось бы, и говорить-то о них нечего. Тем не менее они смогли вытащить из этих кусочков столько информации, что умудрились изумить, а затем и изменить весь электронный мир. Говорят, что главное в их работе — игра. Это правило применимо ко всей физике, а может быть, и ко всей науке. Игра. В которой иногда можно сорвать джек-пот.
Бывшие российские физики, они давно работают вместе, однако впервые стали сотрудничать не в России, а в Нидерландах. Константин Новоселов тогда стал сотрудником группы Гейма, а затем вместе с ним перебрался в Соединенное Королевство. Сейчас они оба — профессора Манчестерского университета.
ng.ru