НОВЫЙ НАУЧНЫЙ МЕТОД: ПЛАГИАТ
Трип ГЭБРИЕЛ
СТУДЕНТЫ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО КРАСТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПЛОХО
Студент первого курса Род-Айлендского колледжа использовал в своей работе найденный в интернете список ответов на наиболее часто задаваемые вопросы о положении бездомных и не позаботился поставить ссылку на источник.
Преподаватели университета ДеПола в Чикаго догадались, что один из студентов вставил в свою работу несколько абзацев, скопированных из интернета, потому, что эти абзацы в работе были выделенными лиловым шрифтом. Когда студента прямо спросили об этом, он и не думал отпираться, но спросил только, как исправить цвет шрифта.
Прежде преподаватели боролись с плагиатом, предупреждая учеников, что они обязаны давать ссылки на все использованные ими материалы. Но в упомянутых двух случаях (по словам преподавателей, типичных) студенты просто не понимали, что, используя чужой текст, совершают серьезный проступок.
Безусловно, цифровые технологии кардинально упростили копирование чужого текста. Но дело не только в этом. Похоже, те, кто вырастает в эпоху файлообменных сетей и Википедии, усваивают искаженные представления о самой идее авторства и уникальности текстов и изображений.
«Мы имеем дело с целым поколением студентов, выросших в условиях, когда информация как будто бы просто «висит» где-то там, в интернете, и не имеет автора», — считает Териса Фишмен, директор Центра за честность в науке при университете Клемсона в Южной Каролине.
Опросы, проведенные в 2006-2010 годах основателем Центра за честность в науке Доналдом МакКейбом, показали, что около 40% из 14 тысяч студентов первой ступени обучения вставляют в свои работы отрывки из чужих текстов.
Возможно, еще более показателен тот факт, что число студентов, считающих это нечестным, за эти годы сократилось с 34 до 29%.
«Нынешнее поколение живет в мире, в котором интеллектуальная собственность не обладает прежним весом, — считает 31-летняя аспирантка университета Рутгера в Кэмдене, штат Нью-Джерси, Сара Бруковер. — Студенты работают за компьютерами, и это те же самые компьютеры, на которые они до того скачивали из интернета музыку, часто незаконно, и на которых они бесплатно просматривают в интернете кино».
Сюзен Блум, антрополог Нотр-Дамского университета в Индиане, предприняла попытку понять, как современные студенты воспринимают авторство и письменный текст. Она утверждает, что студенты заинтересованы не столько в становлении собственной уникальной и узнаваемой идентичности, сколько в том, чтобы примерить на себя различные социальные маски, и такая возможность широко предоставляется им социальными сетями.
«Если вас не слишком беспокоит, насколько уникален ваш образ в глазах других, то нет ничего зазорного и в том, чтобы использовать чужие слова, говорить то, во что вы не верите, или чтобы писать работы, темы и содержание которых вам на самом деле глубоко безразличны и единственное назначение которых состоит в том, чтобы работа была засчитана и вы получили за нее оценку», — рассуждает Блум.
Впрочем, аспирантка Индианского университета Сара Уиленски полагает, что модные в университетской среде теории причин распространенности плагиата не имеют под собой оснований. По ее мнению, дело всего лишь в том, что студенты приходят в вуз, не обладая навыками написания научного текста.
Ослабление же запретов на использование чужого текста в своих работах, по мнению Сары Уиленски, «не способствует развитию творческих навыков, но лишь поощряет лень».
За прошлый год дисциплинарный отдел отделения Калифорнийского университета в Дэйвисе выявил 196 случаев плагиата в работах студентов. В большинстве из них, по словам руководителя дисциплинарного отдела Доналда Дадли, студенты отдавали себе отчет в том, что поступают неправильно, но «не хотели писать работу самостоятельно».
«Писать — это непростой труд, и для того, чтобы научиться делать его хорошо, требуется много времени и тренировки», — заключает Дадли.
The New York Times
novayagazeta.ru
Сэра Бруковер (слева) говорит, что ее сокурсники не считают плагиат чем-то зазорным.