ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Дмитрий КАРАСЕВ
Кажется, спустя 20 лет бесконечных и катастрофических по своим последствиям реформ российская власть стала мудреть, осознавать, что время «разбрасывать камни» миновало, и настал черед их, образно выражаясь, «собирать». Да и задор уже наверное не тот — юношеский реформаторский зуд миновал и это не дает эмоциям возобладать над рассудком, хотя нет-нет да и дает о себе знать...
Помнится, Владимир Путин начинал свое президентство с укрепления пресловутой «вертикали» власти. Однако за последние 10 лет федеральные власти так «наукреплялись», что теперь и сами не знают что с этим делать. Чиновный класс в стране стал самым многочисленным и всемогущим, издержки бюрократизации становятся для страны слишком непосильным грузом, ибо миллионы работоспособных людей «не сеют не пашут», а просто сидят на шее у бюджета, т.е. попросту говоря у всех рядовых налогоплательщиков. Тогда как сами чиновники превратились этаким Змеем Горынычем со способностью к самовоспроизведению — ему отрубят одну голову, а вместо неё тут же вырастает еще несколько.
Хотя в эффективность борьбы с бюрократией и её самым страшным порождением — всепроникающей язвой коррупции — уже мало кто верит, президент Медведев поставил перед правительством задачу в течение ближайших трех лет на 20% сократить количество федеральных чиновников. Сегодня их количество достигает около 510 тыс. человек и еще около 9,3% составляют вакансии. Как радостно отрапортовал министр финансов Кудрин, это позволит сэкономить 43 млрд. бюджетных рублей, которые тем не менее пойдут не на сокращение дефицита бюджета, а на 10% рост зарплат тем, кому повезет. По информации вице-премьера Сергея Собянина, на 20% «урезании» правительство останавливаться не собирается. Миллионной армии «служивых» в регионах и муниципалитетах тоже придется «подтянуться» — премьер Владимир Путин уже прозрачно намекнул, что их штат чрезмерно раздут».
Очевидно что такая «экономия» (точнее перераспределение бюджетных расходов) никакого влияния на дефицит бюджета, который в ближайшие годы составит 1,8 трлн. рублей, не окажет. Напротив, есть опасение, что сокращение нескольких сотен тысяч чиновников может привести к значительному (до 6-10%) увеличению армии безработных (их официальное число на 1 сентября составляло 1, 667 млн.чел) и соответственно росту нагрузки на «социальные» статьи бюджета.
Дальше — еще интереснее. Есть подозрение, что в правительстве сумели сложить «два и два» и связать мягко говоря «успех» реформ с избытком присутствия государства в экономике. Как поведал недавно ректор «мозгового центра» правительства ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, фактором развития инноваций является конкуренция: «Она не насаждается «сверху». Развитие экономики идет рука об руку с серьезным сокращением политической власти». Меж тем в РФ лишь 1/4 экономики не контролируется государством и созданная в России система лишь поверхностно похожа на экономику некоторых странах Юго-Восточной Азии. У них монополия государственной власти помогает инвестировать прибавочный национальный продукт в образование, научно-исследовательские и опытно-констукторские работы (НИОКР) и полицию (!). У нас же основные затраты бюджета — это пенсии, армия и здравоохранение. При этом господин Кузьминов небезосновательно поставил под сомнение возможность продвигать «модернизационные идеи» одновременно «откупаясь от населения». Текущее равновесие устраивает пенсионеров и чиновников, тогда как за модернизацию выступает малый и средний бизнес и продвинутая интеллигенция. Поскольку одни производят, а другие потребляют, их интересы никак не пересекаются. Возможно ли в таких условиях движение вперед, вопрошает господин Кузьминов?
В этой связи вполне закономерно ожидать продолжения правительством «непопулярных» реформ и обращения к интересам тех, кто реально создает «национальный продукт», а не только тех, кто использует свое монопольное положение. Что касается первого, то глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова уже обмолвилась, что страну ждет масштабная (прости, господи!) реформа здравоохранения и пенсионного обеспечения: «Я могу гарантировать, что мы не будем повторять то, что сейчас происходит в других странах». Например, недавно вся Франция была парализована забастовками после объявлений власти о намерении повысить пенсионный возраст с 60 до 62 лет, а выплаты государственной пенсии с 65 до 67 лет. Тогда как в Германии задумались о повышении пенсионного возраста с 65 до 67 лет. В современной России средняя продолжительность жизни составляет 69 лет. Наверное, поэтому, как человеколюбиво обмолвилась госпожа Голикова, «и собственно хотелось бы пожить и на пенсии, если так потребительски рассуждать». Однако это не единственное и единодушное мнение представителей власти. Напомним, что глава Пенсионного фонда России Дроздов и министр финансов Алексей Кудрин неоднократно ратовали за повышение пенсионного возраста.
Что до второго, то новый «разворот» власти наглядно продемонстрировал премьер Путин на судьбоносной встрече в доме правительства с руководством «Деловой России», в отличие от НТПП представляющей интересы не монополий и «сырьевиков», а «реального» бизнеса. Как наставлял чуть раньше на заседании генерального совета «Деловой России» Владимир Путин, дальнейшее «устранение бюрократических барьеров» будет платой за его «хорошее поведение»: «Бизнесу нужно сохранять и улучшать стандарты предпринимательской деятельности, социальную ответственность. Только в этом случае правительство сможет проводить линию на снижение бюрократических барьеров, в том числе и в налоговой сфере... Улучшение инвестиционного климата — это улица с двусторонним движением и далеко не всё здесь зависит от государства... Речь идет о соблюдении законов и выполнении своих обязательств, о сознательном уходе от «серых» и «темных» схем, и не потому что за руку могут схватить. А потому, что обманывать потребителя, своих работников, не платить налоги — неприлично». Но это в России прошлого и позапрошлого веков, появиться, образно и необразно говоря, на людях без штанов было верхом неприличия. Сегодня же мораль и толерантность часто находятся в прямой зависимости от толщины кошелька...
На встрече в «Белом доме» с лидерами «Деловой России» Борисом Титовым и Александром Галушкой, представившим премьеру доклад о деловом климате в стране, разговор был более конструктивный. «Делороссы» попросили у премьера налоговых льгот для регионов и одарили его бутылкой 30-летнего шаманского «Абрау-Дюрсо», изготовленного еще к московским Олимпийским играм 1980 года, а Владимир Путин в качестве «алаверды» их похвалил и наделил полномочиями. Во-первых, как оказалось, «Правительство видит в организации «Деловая Россия» надежного конструктивного партнера, нацеленного на диалог, постановку и решение конкретных проблем», Во-вторых, «...Принято решение наделить «Деловую Россию» и ваших коллег из организации малого бизнеса «Опора России» специальными полномочиями по мониторингу состояния делового климата в стране, поручить вам выявлять нарушения прав предпринимателей и разработать предложения по устранению таких нарушений». Особый разговор зашел о неком Центре по борьбе с рейдерством и коррупции, который заработает еще до конца этого года.
Кроме того, «делороссы» по инициативе Кремля представили рейтинг самых коррумпированных регионов России. В «лидеры» рейтинга вышли Москва, Омск, Волгоградская область и Алтайский край, особо отличающиеся неприветливостью местных администраций и повальной хронической коррупцией.
Как отметил Владимир Путин, «очевидно, что сейчас проблема улучшения делового климата... смещается в сторону регионов, так как именно на этом уровне решаются практические вопросы размещения новых предприятий». Однако необходимым условием деловой активности является и устойчивая правовая система. Недаром ни один современный российский деловой форум международного уровня не обходится без того, чтобы какой-либо иностранный инвестор не задал вопроса о пресловутой российской коррупции. Например, по данным Ассоциации адвокатов России за права человека, в карманах коррумпированных российских чиновников оседает до 1/2 ВВП страны. В рамках борьбы с этой «язвой» «Деловая Россия» предложила создать для жалоб бизнесменов специальный сайт далвзятку.ру. Вполне объяснимо, что в правительстве данную инициативу встретили весьма сдержанно — чиновникам не «улыбается» быть отданными «на растерзание» общественному мнению.
Меж тем в правительстве все хорошо. Кабинет министров и ЦБ РФ недавно отчитались об успешной реализации антикризисных мер за первое полугодие 2010 года. Радоваться, судя по официальной статистике есть чему — рост промпроизводства составил 10,2%, реальных доходов населения на 11,1%, розничный товарооборот вырос на 3,4%, а безработица снизилась аж на 8%. Как оптимистично заявил вице-премьер Игорь Шувалов, «мы исходим из того, что неуклонный рост доходов (во как!) населения, который безусловно привел к большим сбережениям, открывает возможности для новой (от победы к победе!) волны экономического роста». Наверное за особые успехи Владимир Путин наградил 12 октября Алексея Кудрина медалью Столыпина сразу I степени, присуждаемой с 2008 года «за заслуги в решении стратегической задачи социально-экономического развития страны, в т.ч. реализации долгосрочных проектов». Наверное по случайному стечению обстоятельств нашему «младореформатору» в тот же день исполнилось 50 лет. Говорят, нет пророков в своем отечестве. Ведь наш министр финансов уже трижды признавался лучшим министром финансов года (2005 год — от журнала Banker, 2006 год — от МВФ и ВБ, 2010 год — журнал Euromoney). И вот наконец и в нашей стране награда нашла своего героя. Хотя Алексею Кудрину надо отдать должное как инициатору создания Резервного фонда, награда из рук таких организаторов российского кризиса 2008 года как ВБ не очень дорогого стоит. Так за что же на самом деле награждают госп. Кудрина? По оценкам ВБ, Россия... «все больше интегрируется в общеевропейскую экономическую систему и зависит от положения дел в ЕС», где ситуация пока далеко не блестяща. Как двусмысленно заявил сам «виновник торжества», «мы еще немного подпираем (?) высокодоходные страны, но пока еще над этим придется поработать». Результаты этой работы налицо — пока думающие о будущем своих экономик страны занимаются банальным протекционизмом, представитель Восточного комитета немецкой экономики Клаус Мангольд выразил надежду на вступление РФ в ВТО до лета 2011 года. После достижения в Женеве соответствующих договоренностей с США осталось договориться с ЕС. От многомиллиардных оборонных заказов Ирану наша страна в угоду Америке и ООН уже отказалась, осталось отдать остальные национальные рынки США и Европе. «Знак ВТО на груди у него — больше не знали о нем ничего!».
Таким образом, с одной стороны, успеха реформ у нас нет и правительство в качестве «последней соломинки» обращается за поддержкой малого и среднего бизнеса. С другой стороны, мы видимо так хорошо (неведомым экономической науке способом) «социально-экономически» развиваемся, что за это награждают. «Записные» оптимисты и пессимисты могут спать спокойно. Что делать остальным?