ЕВРОПА ВСЕ ПРАВЕЕ

ЕВРОПА ВСЕ ПРАВЕЕ

Эрхард ШТАКЛ

По всей Европе набирают силу партии «нового правого толка». Под предводительством нового поколения правых демагогов антииммиграционные и антимусульманские лозунги слышны все чаще. Новые лидеры — больше не тупые ораторы, любимцы публики пивных баров. Они ярко одеваются и отлично умеют пользоваться социальными сетями. Их изощренная политическая программа может одновременно привлекать избирателей как правых, так и левых взглядов, и помогает им выйти на публичную сцену. Их поддерживают пожилые люди, которые опасаются, что их пенсионные выплаты окажутся под угрозой из-за высоких трат социальных служб на иммигрантов. Они привлекают молодое поколение, говоря о том, что западным ценностям — равноправию полов и толерантному отношению к сексуальной ориентации — угрожает мусульманское меньшинство.

Десятки лет европейцы высказывали опасения по поводу последствий глобального капитализма и открытых границ. Они делают это до сих пор. Поначалу работники-мигранты были дешевыми конкурентами на рабочем рынке и не сталкивались с серьезными проблемами в большинстве стран. Но в последнее время все чаще видны признаки ксенофобии. В ходе экономического кризиса некоторые иммигранты, потерявшие работу, стали получать пособия по безработице, и, что было неизбежно, вскрылся ряд случаев обмана. Хотя местные жители, обманывающие государство, стали кем-то вроде героев местного фольклора, никто не был готов терпеть иммигрантов и их большие семьи, которые незаконно пробрались в уютные закрома социального государства. Ультраправые политики добавили к списку предрассудков об иностранцах новый ярлык: все жулики — мусульмане.

В этом году такая демагогия принесла плоды на нескольких парламентских выборах сразу. В Бельгии, Голландии и — совсем недавно и, возможно, к величайшему удивлению, — в Швеции «новые правые» получили достаточно голосов, чтобы лишить абсолютного большинства традиционно доминирующие право- и левоцентристские партии. В Голландии героем нового движения стал Герт Вилдерс, 47-летний политик с длинными светлыми волосами. Он возглавил европейскую версию американской коалиции «чаепития». Его сравнение Корана с книгами Адольфа Гитлера импонирует худшим сторонам голландцев. Недавно Вилдерса пригласили выступить с речами в Германии, одной из немногих европейских стран, где «новым правым» пока не удалось получить места в парламенте. Пока что самый известный антимусульманин Германии — Тило Саррацин, заявивший, что приток иммигрантов окажет плохое воздействие на все население страны, и вынужденный уволиться из-за своих речей.

Маловероятно, что Саррацин создаст антиисламскую партию в Германии. Но многие шведы, датчане и голландцы сбросили свой образ светочей толерантности за борт парохода современности. Можно ожидать, что однажды немцы последуют их примеру. Стены, возведенные на воспоминаниях о преступлениях национал-социалистов, не продержатся под напором волны ксенофобии вечно.

Тогда, как и сейчас, рациональные аргументы были исключены из политики, а их место заняли чистые эмоции. Политикам-центристам стало крайне сложно бороться с этой стратегией. Они пытались интегрировать иммигрантов в установившийся образ жизни, но при помощи половинчатых мер. В то же время они продолжают обещать местным жителям, что права женщин не будут нарушаться, а религия останется частным делом.
Единственное решение, которое пока что нашли традиционные политики, — сделать правый поворот и надавить на иностранцев. Лучший пример подобной тактики — президент Франции Николя Саркози. Но пока его готовность депортировать цыган и привлечь на свою стороны правых французов не помогла повысить его популярность.
«Неограниченная толерантность должна привести к нетерпимости», — писал в своей книге «Открытое общество и его враги» австрийский философ Карл Поппер. — Если мы не будем готовы защищать толерантное общество против покушения со стороны нетерпимых, тогда толерантные будут уничтожены, а вместе с ними и сама толерантность».

Эту фразу можно понимать по-разному: и как предупреждение о вреде излишней терпимости, и как предостережение от испытания терпимости других отказом влиться в общество. Политики и озабоченные граждане по всей Европе, включая представителей меньшинств, пытаются решить эту проблему. Они должны вступить в оживленную дискуссию, которая задаст правила для реалистичного совместного проживания в многокультурной среде, до того как открытое общество будет разрушено одной из двух сторон.

Эрхард Штакл — автор книги «1989 год: падение диктаторов», бывший главный редактор Der Standard в Вене
novayagazeta.ru