ЛИЧНАЯ ЗАДАЧА
Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ
Сам от себя не ожидал такой реакции. Услышал очередной и, как обычно, не к месту, юдофобский выпад одного российского активиста на этой ниве и подумал: "Ну, прямо, как ребенок. Честное слово, будто дитя малое". И точно, этот серьезный дядя винил за ушиб не свою неловкость, а стул, с которого шлепнулся на пол. И не только винил, но и бил по ножкам и сидению кулачком, словно желал отомстить невинной мебели за обиду. Сам себя тогда одернул, в том смысле, что слишком добр стал и сентиментален на старости лет... И все же...
Верно — природа юдофобии иррациональна и стоит за этим пороком банальное зло, свившее крепкое гнездо в натуре человека. Казалось, можно поставить точку, раскрасив мир в две краски, но что-то всегда меня останавливало. Может быть, всего одна фраза в статье Мартина Бубера "Еврейство и евреи". Вот она: "Прошлое народа — его личная память, будущее народа — его личная задача". "Личная память" вряд ли может вызвать ненависть к потомкам Яакова, но в чем "задача" загадочного в своем упрямстве народа? Юдофобы убеждены: в конечном захвате мира "мировой закулисой". Цель заговора — полная и безраздельная власть над человечеством. Антисемиты, тем самым, подозревают, что вовсе не простая "задача" стоит перед еврейским народом, а СВЕРХЗАДАЧА. Каким-то дьявольским инстинктом они чувствуют, что не может не быть — этой СВЕХЗАДАЧИ, но в страхе упрощают ее до вульгарного примитива, пригодного лишь для "пятиминутки ненависти".
Многие раввины убеждены, что во всем виноват Бог. А что, если за этим убеждением и стоит правда о "личной проблеме" народа Книги и феномене юдофобии? Бог поставил перед "избранным народом" труднейшую задачу, и, если бы только перед "избранным". Невольно и другие народы стали ломать над ней голову. А задача-то оказалась мучительно трудной, практически неразрешимой. Кто виноват в этом? Понятно кто.
Герой и толпа, вожди и масса — так было всегда и, видимо, будет еще долго. Коричневый, красный, зеленый фюрер способен менять цвет по запросу времени, но суть тоталитарной власти всегда остается неизменной, как и тайная мечта значительной части рода людского по такой власти. Спор между сладким рабством и горькой свободой всегда шел прежде, продолжается и сегодня. Это и есть СВЕРХЗАДАЧА, поставленная Богом перед теми, кто решился на Исход по призыву Моше: сбрось с себя легкие цепи рабства и иди вперед в тяжких оковах свободы. Перед тобой выбор между уютной неподвижностью неволи и смертельными опасностями неведомой дороги.
Мы вынуждены все упрощать, сводить к конфликту двух цивилизаций: демократии и пресловутой "вертикали власти". На самом деле, все гораздо сложней и кроется не в борьбе добра со злом, а в битве человека с самим собой. Самой фатальной битве, чреватой гибелью всего живого.
Ошибается тот, кто думает, что враг Израиля и евреев — один лишь интернационал юдофобов. Увы, здесь все гораздо сложней и глубже. Тысячелетия евреи, и по заветам иудаизма и по судьбе в изгнании, вытравливали из себя веру в идолов и вождизм. Сложность положения, в которое невольно поставили себя потомки Яакова в том, что сделали они попытку восстать против самой, склонной к инфантилизму, натуре человека. Потомки Адама чаще всего не хотят взрослеть, не желая взваливать на себя тяжкий груз ответственности за свое бытие в "юдоли печали". Далеко не всем по силам остаться наедине с собой в этом коварном мире.
"В основе человеческой природы лежит неодолимая тяга к утрате индивидуальности, — писал Виктор Арлазоров. — Человек одержим слепой верой в существование такой религиозной, философской или социальной теории, которая, если ее осуществить на практике, всех обеспечит справедливостью, покоем и порядком. Эта тоска по освобождению от любой ответственности и есть та сила, которая прокладывает путь изуверам и фанатикам, одержимым мессианским зудом".
Здесь ключевые слова: "Освобождение от любой ответственности". Проще всего — бегство в детство. Как хорошо быть ребенком в благополучной среде. Тебя кормят, одевают, лечат, воспитывают... Ты не должен думать о хлебе насущном, о крыше над головой. Ты счастлив, прежде всего, потому, что не думаешь о смерти, и жизнь кажется тебе бесконечной. Дни твои полны нехитрыми удовольствиями, вокруг одна радость — и вдруг все это кончается. Детство — это рабство своего рода, когда так не хочется отправиться в тяжкое странствие взрослой жизни.
Реже — внезапно, чаще — постепенно, но безжалостное время уводит потомков Адама и Евы все дальше от райских кущ. Тора убеждает человека, что он давно уже изгнан из рая и лишен бессмертия, но изгнанные упрямо не хотят верить в это и клянутся, что не ели плодов с Древа познания добра и зла, что они невинны, как и прежде, и не достойны такого сурового наказания, как свобода в ожидании смерти.
Ничего не поделаешь — корни самой чудовищной, кровавой системы в мире, тоталитарной, глубоко человечны — они в нашей личной биографии. Нам так хочется вернуться в детство, под крыло родительского авторитета и силы, где было так тепло, уютно и безопасно. Мы так боимся этого жестокого, страшного мира, известных и неведомых сил, готовых смять нас, лишить работы, здоровья или жизни! Мы так слабы перед ужасом близкой старости и неизбежного конца. Вселенная непознаваема, враг коварен и рок неумолим.
В России в последние годы непрерывно идет скрытый народный плебисцит. Кремль контролирует обычные выборы, но телевизионный референдум свободен. Так вот, примерно 90% зрителей российского телевидения голосуют за возвращение в утраченное могущество сталинской империи, но, на самом деле, их неумолимо влечет не в смертную муку ГУЛАГа, не в голод и бесправие. Они просто хотят вернуться обратно, в "рабство детства", маскируя эту очевидную, чреватую очередными тяжкими травмами старую дорогу, наивным мифом о какой-то особой духовности и предначертанном свыше пути.
В юдофобии мощно работает не сознание антисемита, а подсознание. Когда нынешний иранский фюрер грозит уничтожить Еврейское государство и клянется в любви к "палестинскому народу" — он лжет. Ахмадинеджад ненавидит саму идею, отрицающую его личное право, право его персонального бога и аятолл на тоталитарную власть. В том же причина ненависти к евреям таких диктаторов, как Гитлер и Сталин.
Чем беднее и несчастнее люди, тем сильнее их тяга к началу жизни, где не было ясного сознания своей нищеты, бесправия и обреченности. Вот здесь и появляется дьявол, ловец душ человеческих, чтобы совратить несчастных обратной дорогой в утраченный рай детства. Появляются, как по заказу, "отцы нации" и "вожди народов". Они берут на себя все тяготы власти. Они будут защищать свой народ, указывать на врага, и планировать дальнейшую жизнь своих подданных. В награду за сладость рабства требуют покорности, послушания и веры во всемогущество и праведность вождя. Что взамен? Жалкий, но стабильный быт, миска регулярных помоев, спасительное чувство своей национальной исключительности и правоты... И ненависть к тем, кто не желает довольствоваться всем этим. Ненависть эта, к счастью, и обрекает любой тоталитарный режим на гибель. Раб, живущий ненавистью, не способен строить. Он умеет только разрушать. Не тем опасно ядерное оружие в руках аятолл, что олицетворяет их власть некое мировое зло врагов демократии. Фанатики ислама — малые дети цивилизации, а смертельное оружие в руках инфантильных подростков крайне опасно. И прежде всего для самих иранцев. Не только евреев спасал Моше исходом, но и родину свою — Древний Египет. Воспитанный во дворце фараона, он был человеком с "двумя сердцами".
Еврейская жестоковыйность никак не хочет пустить идолов в свой храм.
"Мы давно уже не младенцы в пеленках, — веками бормочут евреи. — Бессмертие лишь в потомстве нашем. Жизнь взрослая тяжелее, но в наших силах сделать ее легче и радостней. Никто не способен взять на себя ответственность за нашу же жизнь и судьбу. Каждый из нас одинок в борьбе с невзгодами. Подлинный вождь решительно уводит нас из рабства, а не приводит к нему фальшивой, лживой и опасной опекой. Пора, пора взрослеть, иначе гибель всему живому на земле. Нет, нет у нас иного выбора. Не Бог должен нам, а мы должны Богу".
Люди упрямо не хотят взрослеть — и это так понятно. Евреи, конечно же, далеко не все, декларируют себя народом, хоть и веселым без меры, но взрослым, живущим не по человеческим, а по Божьим законам, давно понявшим неизбежность прощания с райскими кущами. Ну, кто будет любить такой народ, мнящий себя указательным перстом самого Творца, выполняющим какую-то особую, "личную задачу"? Потомки Яакова будто стоят преградой на обратном пути в сладкий рай языческих сказок и утраченного детства. Смять их, уничтожить — и дорога открыта. Дорога к пропасти.
Еженедельник "Секрет" (velelens.livejournal.com)