ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯТОГО ГОРОДА

ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯТОГО ГОРОДА

Ян СМИЛЯНСКИЙ

На прошлой неделе в иерусалимской мэрии состоялась встреча русскоязычных журналистов с заместителем мэра столицы Машей Новиковой (НДИ) и мэром Ниром Баркатом. Баркат присоединился к встрече чуть позже, когда г-жа Новикова уже начала отвечать на вопросы, связанные с входящими в ее компетенцию проблемами репатриантов и развитием туризма из стран СНГ и Восточной Европы. Мэр Баркат рассказал нам о своем видении путей развития города, и это определило круг задаваемых ему вопросов. В целом беседа получилась довольно интересной, и мы решили предложить отчет о ней вниманию читателей.

Маша Новикова начала с того, что Иерусалим по-прежнему остается городом, принимающим наибольшее число новых репатриантов в стране, хотя, само собой, речь не идет о такой же волне алии, которая наблюдалась в 90-х годах, да и сама структура алии сильно изменилась — большинство новичков прибывают из США, Канады и Франции, однако есть, разумеется, и выходцы из различных стран СНГ. Тем не менее все программы для русскоязычных жителей, которыми был известен Иерусалим, сохранены; успешно продолжают действовать и Общинный дом, и Русская библиотека, которая в этом году празднует свое 20-летие, и другие проекты. Кстати, бюджет для них в этом году был увеличен на 17%.

КУДА ПОДЕВАЛИСЬ "РУССКИЕ" В ИЕРУСАЛИМЕ?
На вопрос, в чем заключаются основные проблемы русскоязычных репатриантов, Новикова заметила, что, опять-таки, у каждой группы олим эти проблемы свои. Выходцев из стран СНГ прежде всего волнуют проблемы жилья, работы и образования детей. Для репатриантов из англоязычных стран проблема образования детей, подбор школы, подходящей им по уровню, добавила Новикова, вообще является основной, потому что работу они находят довольно быстро сами или с помощью опекающей их организации "Нефеш бэ-нефеш", созданной американской еврейской общиной. Для выходцев из Франции ключевые проблемы в Израиле связаны с желанием заняться здесь мелким или средним бизнесом, поэтому работа с ними сосредоточена в основном на этом направлении.
Представленная зам. мэра довольно благостная картина была прервана вопросом о том, сколько русскоязычных репатриантов проживает сегодня в Иерусалиме. Когда Новикова ответила, что порядка 40 тысяч, многие журналисты вспомнили, что еще 10 лет назад называлась цифра в 60-70 тысяч человек. Куда же подевались 20-30 тысяч человек? Почему евреи вообще, и "русские" репатрианты в частности, покидают столицу?
— На самом деле темпы оттока еврейского населения из Иерусалима в последние годы замедлились, — ответила зам. мэра. — Из-за дороговизны жилья в самом Иерусалиме молодые пары покупают квартиры в Маале-Адумим и других близлежащих населенных пунктах, но продолжают работать в столице и проводить здесь досуг. То есть этот город остается центром их жизни, они по сути остаются иерусалимцами. Что касается молодого поколения, то происходящие в последнее время перемены в культурном облике Иерусалима, появление в нем все новых и новых мест для проведения досуга также явно замедлили темпы оттока молодежи из города. Более того, если раньше по субботам светская молодежь предпочитала ездить из Иерусалима в Тель-Авив, то теперь значительная ее часть остается на субботу в столице.
Количество русскоязычных жителей в Иерусалиме, по мнению Маши Новиковой, если и уменьшилось, то несущественно, а может быть, даже возросло. Просто произошла смена поколений. Те, кто приехал в Иерусалим в начале 90-х годов в возрасте 60-70 лет, постепенно уходят из жизни, вот и получается, что из 60 тысяч русскоязычных репатриантов в городе осталось 40 тысяч. Однако за эти годы в семьях "русских" иерусалимцев родились тысячи детей, которые новыми репатриантами уже не считаются, а потому и в соответствующую статистку не входят. А вот если включить всю эту юную поросль в условное понятие "русскоязычная община", то, возможно, получится гораздо больше 60 тысяч.

О БЕДНОМ ТУРИСТЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Само собой, не была обойдена стороной туристическая тема. В столичной мэрии всерьез задумываются о том, как привлечь безвизовых украинских туристов именно в Иерусалим. Надо сказать, что одна из важных проблем здешнего туризма стала ясна еще во время прогулки по городу. Самым популярным еврейским объектом Иерусалима является сегодня историко-археологический комплекс "Город Давида". Как нам с гордостью сообщили, в год его посещают до 1,5 млн. человек. Однако тот, кто знаком со статистикой туризма, понимает, что гордиться здесь особенно нечем. К примеру, за три летних месяца через питерский Эрмитаж за такой же временной период проходит около 2 млн. туристов.
Из беседы с гидами выяснилось, что туристы из России и Восточной Европы в целом вообще обходят стороной и "Город Давида", и Туннель Хасмонеев, и другие еврейские объекты, а посещают в основном христианские храмы. Да и большинство посетителей поистине уникального ночного светозвукового представления в Башне Давида составляют, как ни странно, израильтяне, иностранных туристов в очереди, стоявшей за билетами, было раз-два и обчелся.
Вопрос о привлечении туристов к еврейским объектам, на мой взгляд, выходит за рамки экономики. Крайне важно, чтобы у гостей нашей столицы из разных стран осталось впечатление об Иерусалиме именно как о городе, всей своей историей связанном с еврейским народом, с нашей религией, культурой и национальными чаяниями. Поэтому я задал руководителям мэрии вопрос о том, что делается для привлечения внимания иностранных туристов вообще, и русскоязычных туристов в частности, именно к еврейским туристическим объектам. Увы, четкого ответа на этот вопрос я не получил. Зато выяснилось, что не так давно мэрия создала дочернюю компанию по развитию туризма. Таким образом, сейчас эта задача находится в ведении, так сказать, трех нянек: министерства туризма, муниципальной компании по развитию туризма и отдела развития туризма из стран Восточной Европы, которым ведает Маша Новикова.
По словам Новиковой, в координации деятельности всех этих инстанций немало трудностей, хотя, поспешила добавить она, возможно, все дело в том, что компания по туризму создана недавно и система ее взаимодействия с другими структурами пока просто не отлажена.
Признаюсь, лично мне этот ответ не прибавил оптимизма. Разница между тремя и семью няньками невелика — и в том, и в другом случае дитя может остаться без глаза, в том смысле, что зарубежные гости по-прежнему будут обходить стороной те объекты, которые наглядно демонстрируют неразрывную связь Иерусалима с еврейской историей. Между тем, думается, именно мэрия могла бы разработать туристическую программу типа "Еврейский Иерусалим: 3 тысячи лет истории" и предлагать ее туристам за субсидированную цену.

НИР БАРКАТ О РЕЛИГИОЗНОМ ЗАСИЛЬЕ, И НЕ ТОЛЬКО…
Надо заметить, мэр приятно удивил нас тем, что, в отличие от многих израильских политиков, не стал разглагольствовать о своей любви к "русской" алие и вспоминать свою "русскую" бабушку (хотя, как выяснилось, "русская" бабушка у него таки имеется). Напротив, представляясь, Баркат сделал упор на то, что он является иерусалимцем в третьем поколении и потому ему хорошо известны все стороны жизни города.
Основной проблемой Иерусалима, с точки зрения Барката, является непрерывное уменьшение доли еврейского населения. Если в 90-х годах евреи составляли 70% населения города, то сегодня — только 65%. Баркат, по его словам, сумел за два года своей работы на посту главы израильской столицы несколько замедлить эту тенденцию, но, увы, остановить ее не удалось.
Разумеется, среди собравшихся нашлись те, кто спросил Барката, не считает ли он правильным попросту разделить город в рамках мирного соглашения на еврейскую и арабскую часть, и тогда данная проблема исчезнет сама собой. Баркат ответил, что, по его мнению, раздел Иерусалима неприемлем ни с какой точки зрения — ни с исторической, ни с политической, ни с хозяйственной.
— Экономика и инфраструктура Иерусалима построены так, что одна часть города не способна существовать без другой, — пояснил Нир Баркат. — Даже если допустить, что город будет разделен на две части, то максимум через полгода те, кто добивается сейчас его разделения, начнут требовать его объединения, чтобы разрешить проблемы водоснабжения, канализации, транспорта и т.д. Так зачем делить, чтобы потом объединять?!
Решение проблемы оттока еврейского населения и всех остальных проблем города Баркат, по его собственным словам, видит в одновременных действиях по трем направлениям. Первое заключается в превращении Иерусалима в подлинную культурную столицу Израиля — город, где проводятся самые грандиозные концерты, фестивали, спортивные соревнования. С этой целью начинается реконструкция здания "Биньяней-а-Ума", возле стадиона "Тедди" уже строится Кирьят-Спорт — спортивный городок с бассейном, баскетбольным залом и прочими спортивными площадками на уровне олимпийских стандартов. Культурная жизнь в Иерусалиме в последнее время и в самом деле активизировалась, но, по словам Барката, это только начало. Кстати, в развитии этого направления Баркат видит и мощный стимул привлечения в город туристов.
Второе направление заключается в повышении качества жизни в Иерусалиме. Для Барката это понятие связано в значительной степени с тем уровнем образования, которое столичные жители могут дать своим детям. Поэтому именно в развитие городской системы образования сейчас вкладываются огромные деньги из городской казны, и это приносит свои плоды. Если два года назад средний результат экзаменов на аттестат зрелости был чуть ниже, чем в целом по стране, то сейчас он чуть выше. Но этого недостаточно — Баркат хочет, чтобы, как и во всем мире, уровень столичных школ был образцовым. Далее он обещает благоустроить городские парки, создать новые места для проведения досуга и отдыха и вести интенсивное жилищное строительство во всех еврейских районах, для чего надо утрясти немало вопросов с Земельным управлением.
Опытный и успешный бизнесмен, Баркат свято верит в силу частной инициативы, а потому, с одной стороны, пытается привлечь в город крупнейшие израильские и международные компании, а с другой — создать все возможности для открытия новых средних и мелких предприятий. Кстати, отвечая на вопрос, почему в Иерусалиме так грязно и когда же будет наведен порядок на его улицах, мэр ответил, что ждет окончания переговоров с профсоюзом муниципальных служащих, чтобы добиться передачи мусороуборочной службы в частные руки.
— Я готов выделить дополнительные бюджеты на уборку мусора, но если это будет сделано сейчас, они уйдут в никуда,— пояснил он. — Поэтому для начала надо изменить саму систему уборки Иерусалима. Я хочу знать, что есть конкретные лица, заинтересованные в том, чтобы в городе было чисто, так как от этого зависит, будут они получать деньги или нет, и лишь затем мы добавим денег на то, чтобы "вылизать" улицы.
Разумеется, разговор с мэром Иерусалима не мог обойтись без обсуждения проблемы незаконного арабского строительства. Мэр Иерусалима признался, что был удивлен, когда СМИ начали представлять его как оголтелого расиста, решившего оставить без крова тысячи арабских семей.
— Дело обстоит как раз наоборот, — сказал Баркат. — Придя в ирию, я увидел, что мне оставили в наследство отчеты о десятках тысячах незаконных домов в так называемом Восточном Иерусалиме, тысячи судебных исков и сотни постановлений о разрушении таких домов, из которых за все эти годы в исполнение были приведены единицы. В этой ситуации я принял следующее решение: если есть хоть малейшая возможность узаконить незаконную постройку, надо это сделать, но если хозяева незаконно построенного дома отвергнут власть закона, такой дом должен быть безжалостно разрушен. Это предложение было поддержано всеми фракциями, входящими в горсовет, включая МЕРЕЦ. И, кстати, в целом оно нашло понимание и у жителей арабской части города.
— Особенно в Силуане, — с иронией заметил кто-то.
— С Силуаном (Шилоахом), кстати, в СМИ возникла большая путаница, — парировал Баркат. — Во-первых, знаете ли вы, сколько из 700 расположенных там домов построены на законных основаниях? Шесть! В этой ситуации мы пошли навстречу жителям и согласились узаконить подавляющую часть их домов. Проблема не в Шилоахе, а в прилегающем к нему археологическом комплексе Ган а-Мелех. Этот район обладает такой археологической ценностью, что вести в нем строительство нельзя было категорически. Тем не менее, мы согласились оставить половину построенных там сегодня домов, а другой половине предложить альтернативный вариант жилья. Переговоры по поводу их переселения продолжаются, но, разумеется, есть силы, заинтересованные в разжигании страстей.
К сожалению, значительная часть вопросов, адресованных мэру Иерусалима, касалась его борьбы с ортодоксами, работы по субботам автостоянки "Карта" и решения проблемы религиозного засилья. Смысл всех ответов Барката сводился к тому, что, по его мнению, сама эта проблема сильно преувеличена, причем именно журналистами.
Я не вижу в Иерусалиме признаков религиозного диктата, — сказал Баркат. — У нас в городе существует статус-кво во взаимоотношениях между религиозным и светским населением, и я не только как мэр, но и как коренной иерусалимец, считаю, что он должен соблюдаться и впредь. На самом деле религиозная и светская иерусалимские общины прекрасно уживаются друг с другом. Что касается автостоянки "Карта", то идея ее открытия в субботу принадлежала не мне, а полиции, которая радела за обеспечение безопасности водителей и пешеходов в этом районе. Понятно, что представителям религиозных фракций это предложение было не по душе, но в итоге они согласились с доводами полиции и решили его поддержать. Ну а хулиганские выходки, о которых так любит писать пресса, позволяет себе, кстати, весьма незначительная часть ортодоксальной общины, составляющая менее 5% от общего ее числа. Так что не надо делать из мухи слона.

"Новости недели" — "Континент"