ИСРАГЛУПОСТЬ, ИЛИ КОНТОРА ПИШЕТ

ИСРАГЛУПОСТЬ, ИЛИ КОНТОРА ПИШЕТ

ПО СЛЕДАМ ОДНОЙ СЕНСАЦИИ

Петр ЛЮКИМСОН,

В конце минувшей недели газета "Едиот ахронот" вышла с большой разоблачительной статьей "Кому здесь мат?", автор которой Амир Шоан попытался доказать, что недавний сеанс одноименной игры на 525 досках, который провел экс-чемпион Израиля и Европы Алик Гершон, был не более чем блефом. Газета назвала его исраблефом
Напомним, что сеанс игры продолжался 17,5 часов, при этом 454 из 525 его участников проиграли, 11 выиграли, с остальными была зафиксирована ничья. Таким образом, знаменитый рекорд иранского гроссмейстера, игравшего на 500 досках, был побит, что и зафиксировал присутствовавший на этом сеансе с начала до конца представитель "Книги рекордов Гиннесса" Жак Барокбанк.

Однако Амир Шоан настаивает на том, что на самом деле никакого рекорда не было — по той простой причине, что участники матча не отвечали требованиям "Книги рекордов Гиннесса" и попросту ввели общественность в заблуждение.

По мнению специалиста, такой матч считается засчитанным, если все его участники являются членами национальной шахматной федерации, имеют разряд и личный коэффициент не менее 1200 единиц, что примерно соответствует четвертому разряду.
Идея проведения сеанса одновременной игры, который побьет пресловутый иранский рекорд, пришла поначалу председателю шахматной федерации страны Авиву Бушинскому, рассказывает Шоан. Бушинский вот уже несколько лет безуспешно бьется над тем, как поднять популярность шахмат в Израиле, и ради этой цели готов идти на самые экстравагантные шаги. Однако очень скоро Бушинский понял, что в одиночку ему такой проект не потянуть, и обратился за помощью к главе Сохнута Натану Щаранскому, давно известному своей любовью к шахматам.

Щаранский тоже загорелся этой идеей. Она показалась ему привлекательной сразу с нескольких точек зрения. Во-первых, Израиль, как, видимо, решил Анатолий Борисович, наносит таким образом удар по Ирану. Во-вторых, сеанс одновременной игры, проводимый экс-чемпионом Израиля — выходцем из бывшего СССР, показался ему еще одним отличным способом отметить 20-летие Большой алии, а потому сеанс решили проводить под лозунгом "Алия бьет все рекорды".

Однако вопрос, говорится далее в статье, заключается в том, каким именно образом она бьет все рекорды. Для участия в сеансе на игру привезли 300 учеников школы "Шевах-Мофет", которым пообещали за это два дня освобождения от учебы. Надо заметить, что в школе "Шевах-Мофет" и в самом деле действует неплохой шахматный клуб, опекаемый все тем же Бушинским. Однако никто из участников школьного шахматного кружка не является членом шахматной федерации. Более того, лишь несколько учеников "Шевах-Мофет", которых привезли на площадь им. Рабина, где проходил сеанс, посещают этот кружок, а большая часть ребят, принимавших участие в сеансе, получили первый урок шахматной игры буквально за день до установления рекорда: их ознакомили с названиями фигур и показали, как они ходят. Таким образом, на площади Рабина они, как в свое время Остап Бендер в приснопамятных Васюках, в шахматы играли второй раз в жизни, и неудивительно, что после 2-3 ходов они просто сдавались "товарищу гроссмейстеру" и отправлялись домой.

Оставшиеся 225 участников матча, по наблюдениям Амира Шоана, делились на несколько категорий. Первая — ученики ряда школ Гуш-Дана, которые так же, как и их сверстники из "Шевах-Мофет", сели за шахматную доску второй раз в жизни. Ко второй категории относятся несколько десятков воспитанников шахматных школ. К третьей — просто юные любители шахмат, решившие помериться силами с гроссмейстером. Но ни те, ни другие, ни третьи в большинстве своем, замечает журналист, не являются членами федерации.
Были ли среди них относительно сильные игроки? Да, отвечает Шоан, но именно к ним организаторы сеанса почему-то относись хуже всего. К примеру, какой-то мальчик просидел на сеансе 9 часов и за это время сделал 11 ходов. В какой-то момент он отлучился в туалет, а когда вернулся, то обнаружил, что ветер снес с его доски фигуры. Организаторы матча тут же подошли к мальчику, чтобы сообщить, что ему засчитано поражение. Попытки мальчика заявить, что у него все ходы записаны и восстановить позицию на доске не составляет никакого труда, остались без внимания ("Контора пишет", — отвечал, если помните, на подобные заявления Бендер). В результате ребенок, мечтавший о победе, ушел с площади ни с чем…

И все же прав ли Амир Шоан, когда утверждает, что никакого нового рекорда не было и в помине? С этим вопросом мы обратились к нескольким шахматным мастерам.
— Мне сложно ответить на этот вопрос,— сказал один из наших собеседников. — Разумеется, теперь, после этой статьи в газете, дирекция "Книги рекордов Гиннесса" может начать расследование деталей проведения матча и пересмотреть свое решение. Однако следует понять, что в таком сеансе не могут участвовать не только мастера и кандидаты в мастера, но даже обладатели первого и второго разрядов. Ни один гроссмейстер не сможет выдержать интеллектуального напряжения, если будет играть с квалифицированными шахматистами. Да и ни один уважающий себя перворазрядник на подобный сеанс не придет. Другое дело, если гроссмейстер играет на 10, 15 и даже на 30 досках. Тут даже у перворазрядника появляется соблазн записать в свой актив победу над гроссмейстером. Насколько мне известно, "Книга рекордов Гиннесса" утверждает, что в таком сеансе могут участвовать и начинающие шахматисты. Значит, любое расследование упрется в вопрос, кого считать начинающим шахматистом. Думаю, в итоге организаторы матча докажут, что его участники подходили под данное определение, однако скажем честно: к настоящим шахматам все это отношения не имеет. От того, кто проводит подобный сеанс, требуется не столько мастерство шахматиста, сколько хорошая физическая форма. Гершон такой формой обладает, вот и согласился. А вы позвоните Борису Гельфанду, куда более именитому гроссмейстеру, чем Гершон, и поинтересуйтесь, что он думает об этом матче. И не забудьте спросить его, согласился ли бы он участвовать в подобном цирковом представлении.

До Гельфанда мы не дозвонились, но вот реакция на статью в "Едиот ахронот" другого шахматного мастера:
— Засчитают рекорд или не засчитают — это сейчас бабушка надвое гадала. Если не засчитают, поверьте, израильские шахматы ничего не потеряют. Это вообще, на мой взгляд, не тот рекорд, которым стоит гордиться. Но обидно другое — если уж вы решили поиграть в подобные игры и провести такой сеанс, то не позорьтесь, а сделайте это по-человечески. Да, в нашей федерации действительно очень мало людей, которые подходят по своему уровню для такого матча. Большинство ее членов имеют первый разряд и выше, и вам правильно сказали, что для такого матча они не годятся. Но ведь, черт возьми, в Израиле есть десятки шахматных школ, есть клубы "золотого возраста", в которых многие пожилые люди играют в шахматы на уровне третьего разряда, и если бы их привезли на этот сеанс, все выглядело бы достойно. Но нет, захотели сэкономить на подвозке и в результате в очередной раз опозорились. Повторю, к шахматам все это отношения не имеет!

Судя по всему, данный гроссмейстером Гершоном сеанс одновременной игры действительно имеет к шахматам такое же отношение, как самый большой в мире торт — к кулинарии или искусство играть спиной к роялю — к музыке. Надо заметить, что в последнее время в Израиле многими овладела рекордомания. В "Книгу рекордов Гиннесса" внесены выпеченный в Израиле самый большой ханукальный пончик, самая большая в мире мезуза и самая большая в мире тарелка хумуса. Очень жаль, что этому поветрию поддался и нынешний председатель Сохнута, искренне влюбленный в шахматы, но не понявший, что в данном случае речь идет не о популяризации, а о профанации этой игры. Даже если нам будет засчитан этот рекорд, кто поручится, что завтра его не захотят побить в Китае и, дав по одному уроку игры в шахматы всем солдатам китайской армии, не выведут их на очередной сеанс одновременной игры с каким-нибудь шахматным мастером, являющимся вдобавок чемпионом по спортивной ходьбе? Так что на самом деле пару недель назад на площади Рабина имел место не столько исраблеф, сколько исраглупость — та самая, которая всегда делается с необычайно умным выражением на еврейском лице.

И, думается, совсем уж ни к чему пристегивать к этому фарсу нашу алию. Куда правильнее, возможно, было бы провести шахматный турнир с участием лучших шахматистов, которых наша алия дала Израилю. Потому что, судя по количеству гроссмейстеров, мастеров и кандидатов в мастера по шахматам, приходящихся на каждую тысячу человек, мы и в самом деле могли бы претендовать на мировой рекорд.

* * *
В ответ на журналистское расследование "Едиот ахронот" Шахматная федерация Израиля распространила следующее заявление, которое мы посчитали своим догом опубликовать:
"В договоре, подписанном Шахматной федерацией и руководством компании "Гиннесс", было оговорено, что все участники матча против гроссмейстера Алика Гершона будут соответствовать определенным стандартам, то есть иметь личный коэффициент от 1200 (считающийся в шахматах начальным) до 1800. Все шахматисты, участвовавшие в сеансе одновременной игры, соответствовали этому уровню или даже превышали его. При этом компания "Гиннесс" отнюдь не требовала, чтобы все участники матча были членами Федерации, достаточно было просто записаться на участие в нем. Утверждения, что среди участников матча были те, кто вообще не умеет играть в шахматы, не соответствуют действительности, так как все они поучили уроки у опытных инструкторов.
В ходе игры потребовались значительные физические усилия как от гроссмейстера Алика Гершона, который играл в течение 18 часов, так и от других участников сеанса. Согласно правилам, в случае, если один из шахматистов оставлял игру из-за усталости и не находился за доской в тот момент, когда к ней подходил гроссмейстер, ему должно было автоматически засчитываться поражение. В то же время, вопреки некоторым утверждениям, если ветер срывал с доски фигуры или происходила какая-либо другая заминка, это не считалось достаточным основанием для прекращения игры, и она продолжалась до конца.

Кроме того, за игрой наблюдали два адвоката, представители полиции Израиля, а также 30 судей, хотя, согласно требованиям компании "Гиннесс", достаточно было и 15.
Важно также подчеркнуть, что, согласно правилам "Книги рекордов Гиннесса", вовсе не обязательно приглашать на такой сеанс их представителя, достаточно просто проинформировать их об этом, что и делали другие страны. Тем не менее, мы решили пригласить представителя компании "Гиннесс" на сеанс, однако при этом не несем никакой ответственности за то, сколько времени он там провел".

* * *
В ответ на журналистское расследование "Едиот ахронот" Шахматная федерация Израиля распространила следующее заявление, которое мы посчитали своим догом опубликовать:
"В договоре, подписанном Шахматной федерацией и руководством компании "Гиннесс", было оговорено, что все участники матча против гроссмейстера Алика Гершона будут соответствовать определенным стандартам, то есть иметь личный коэффициент от 1200 (считающийся в шахматах начальным) до 1800. Все шахматисты, участвовавшие в сеансе одновременной игры, соответствовали этому уровню или даже превышали его. При этом компания "Гиннесс" отнюдь не требовала, чтобы все участники матча были членами Федерации, достаточно было просто записаться на участие в нем. Утверждения, что среди участников матча были те, кто вообще не умеет играть в шахматы, не соответствуют действительности, так как все они поучили уроки у опытных инструкторов.

В ходе игры потребовались значительные физические усилия как от гроссмейстера Алика Гершона, который играл в течение 18 часов, так и от других участников сеанса. Согласно правилам, в случае, если один из шахматистов оставлял игру из-за усталости и не находился за доской в тот момент, когда к ней подходил гроссмейстер, ему должно было автоматически засчитываться поражение. В то же время, вопреки некоторым утверждениям, если ветер срывал с доски фигуры или происходила какая-либо другая заминка, это не считалось достаточным основанием для прекращения игры, и она продолжалась до конца.

Кроме того, за игрой наблюдали два адвоката, представители полиции Израиля, а также 30 судей, хотя, согласно требованиям компании "Гиннесс", достаточно было и 15.
Важно также подчеркнуть, что, согласно правилам "Книги рекордов Гиннесса", вовсе не обязательно приглашать на такой сеанс их представителя, достаточно просто проинформировать их об этом, что и делали другие страны. Тем не менее, мы решили пригласить представителя компании "Гиннесс" на сеанс, однако при этом не несем никакой ответственности за то, сколько времени он там провел".
"Новости недели"