ОТДАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ

ОТДАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ

Петр ЛЮКИМСОН

В эти самые дни, когда в СМИ и политических кулуарах бурлят страсти по поводу возможного нового замораживания строительства в поселениях, когда вовсю обсуждается вопрос, кто именно саботирует "мирный процесс", Абу-Мазен или Нетаниягу, и есть ли вообще какой-либо шанс на достижение договоренностей, организация "Женевская инициатива" предложила русскоязычным журналистам поездку с Ури Ариэли по, как нам было сказано, "самым спорным точкам в территориальном споре между Израилем и палестинцами". И хотя, как выяснилось, понятие о "спорных точках" у каждого свое, встреча эта оказалась, безусловно, полезной, так как нам была представлена позиция современного левого сионизма

51-летний Ури Ариэли, в свое время разрабатывавший возможные карты урегулирования израильско-палестинского конфликта для Рабина и Барака, а затем консультировавший Ольмерта во время его переговоров с Абу-Мазеном, вне сомнения, является воплощением этого самого левого сионизма. Он, безусловно, патриот Израиля, и ему крайне важно сохранить еврейский характер нашего государства, обеспечить его будущее. Но именно поэтому, убежден Ариэли, Израилю надо торопиться с подписанием мирного договора. И еще он считает, что палестинцы свой путь к достижению мира прошли, теперь очередь Израиля идти на уступки

ВРЕМЕНИ БОЛЬШЕ НЕТ?
Когда мы проезжаем мимо вполне современных, благоустроенных домов лагеря беженцев Шуафат, кто-то из моих коллег удивленно спрашивает:
— И где же лагерь беженцев?
— Да вот он, — говорит Ариэли, — за окном. Сегодня во многих лагерях палестинских беженцев вполне нормальные условия для жизни, однако их жители цепко держатся за статус "лагеря", так как, согласно хартии ООН, если они беженцы, то с них нельзя взимать плату за базовые услуги — воду, электричество и т.д.
Ариэли считает, что когда в 1967 году израильское правительство включило в муниципальные границы Иерусалима целый ряд арабских деревень, оно совершило колоссальную ошибку. На самом деле они не считались частью Иерусалима, но после того как Израиль объявил их таковыми, жителям этих деревень пришлось выдать голубые теудат-зеуты постоянных жителей, и с тех пор они камнем повисли на шее у государства.
— Если мы не остановим те миграционные и демографические процессы, которые идут сегодня в Иерусалиме, мы потеряем столицу! — убежден Ариэли. — Сегодня население Иерусалима составляет приблизительно 800 тысяч человек, из которых приблизительно 300 тысяч евреев живут в границах 1967 года, а в так называемом Восточном Иерусалиме (хотя этот термин географически бессмыслен) проживают 200 тысяч евреев и 300 тысяч арабов. Проблема заключается в том, что в последнее время арабы с голубыми теудат-зеутами все активнее проникают в так называемый Западный Иерусалим, снимают и покупают там квартиры. При этом всем хорошо известно, что как только в каком-то доме поселяется арабская семья, евреи начинают из него постепенно уходить. Иерусалим арабизируется, и остановить это можно только путем заключения мирного соглашения, при котором еврейские кварталы Иерусалима отойдут к евреям, а арабские – к арабским. И делать это надо как можно быстрее!
Но, по мнению Ури Ариэли, время работает против нас не только в Иерусалиме. Демографическая бомба тикает, и трудно сказать, чем обернется для Израиля ее взрыв.
— Палестинцы утверждают, что с 2008 года у евреев нет большинства на пространстве от Средиземного моря до Иерусалима, что с этого времени евреи составляют лишь чуть более 49% населения этой территории, а неевреи — более 50%, — объясняет Ариэли. — Мы утверждаем, что дело обстоит ровным счетом наоборот, но на самом деле оперируем одними и теми же цифрами. Просто 300 тысяч неевреев, приехавших с массовой алией 90-х, палестинцы не относят к еврейскому населению, а мы считаем их членами еврейских семей, а потому и частью еврейского народа. Но в любом случае терпение мирового сообщества на исходе, и если в ближайшем будущем израильско-палестинский конфликт не будет урегулирован, нас ждет один из двух возможных вариантов развития событий: либо мир признает Палестинское государство в границах 1967 года, либо нас заставят дать палестинцам равные права, то есть создать двунациональное государство. Последствия последнего шага предугадать нетрудно: как только палестинцы будут присоединены, евреи очень скоро окажутся в меньшинстве и начнут покидать страну, а Израиль на глазах начнет превращаться в обычное государство третьего мира. Это и будет крах сионистской идеи. Конечно, такой процесс не произойдет быстро. Конечно, мы начнем придумывать способы, как защитить себя, и невольно пойдем по пути ЮАР в эпоху апартеида, что вызовет соответствующее отношение к нам остального мира. Но через 20, максимум 30 лет все будет кончено…

Любопытно, что уже потом, в ходе лекции, Ариэли покажет нам разработанные демографами модели, из которых следует, что при сохранении нынешних тенденций арабы действительно будут составлять большинство населения такого двунационального государства, но… только до 2030 года. Затем еврейские ортодоксы и религиозные сионисты своими высокими темпами рождаемости переломят ситуацию, и евреи снова окажутся в большинстве.

— Однако при этом свыше 60% евреев в стране будут религиозными. Неужели вы хотите жить в таком Израиле?! — вопрошает Ариэли. — Кто в нем будет работать?! Кто будет служить в армии?!

При этом вряд ли для него является секретом тот всем известный факт, что именно парни в вязаных кипах, а отнюдь не тель-авивская золотая молодежь, составляют сегодня основу всех боевых частей Армии обороны Израиля, а батальон ультраортодоксов недавно был признан лучшим ее боевым подразделением. Потому ему нашему гиду и в голову не приходит, что до 2030 года те же ортодоксы могут стать неотъемлемой частью рынка труда страны.

В самом религиозном сионизме Ариэли, как выяснилось, видит не меньшую угрозу для будущего Израиля, чем в левых радикалах. И это, увы, тоже одна из самых распространенных точек зрения среди нынешних израильских левых…

ГДЕ ДОЛЖНА ПРОЙТИ ГРАНИЦА?
По словам Ури Ариэли, принцип, на основе которого будет достигнуто будущее соглашение об окончательном урегулировании, уже ясен. Палестинцы и стоящий за ними арабский народ признают свою историческую вину за то, что в 1948 году они отказались выполнить резолюцию ООН, развязали войну и считают исходной точкой переговоров границы 1967 года. Таким образом, за Израилем изначально закрепляется почти на 25% больше территории, чем это было предусмотрено планом ООН по разделу Палестины. Кроме того, палестинцы смирились с тем, что Израиль сохранит за собой большую часть существующих поселений и включит их в свои границы, предоставив палестинцам взамен часть своей пустующей территории. По словам Ариэли, палестинцы уже согласились с тем, что Израиль получит по сути 78% бывшей подмандатной Палестины, и именно это, по его мнению, означает, что "свою часть пути они уже прошли", хотя по поводу некоторых участков территории они все еще продолжают спорить.

Спорной, как выясняется, считается значительный участок земли у Латруна, расположенный неподалеку от Первого шоссе, связывающего Иерусалим и Тель-Авив (там, где сейчас строится железнодорожный мост между двумя этими городами). Тысячи израильтян, проезжая мимо него ежедневно, даже не подозревают, что до 1967 года он находился в руках иорданцев и здесь находились три палестинские деревни.

— Разумеется, мы не можем отдать этот участок палестинцам, — говорит Ариэли, — и в значительной степени именно потому здесь начали строить новую железнодорожную ветку Иерусалим-Тель-Авив. Будь строительство сейчас закончено, не было бы вообще никаких разговоров, но, как видите, его неоправданно затянули, и это позволяет палестинцам выдвигать свои претензии. Однако в целом они согласны получить взамен какую-то территорию, но это должны быть равноценные земли, то есть пригодные для ведения сельского хозяйства. Вообще многие из тех, кто готов ради сохранения еврейских поселений поступиться территорией Негева, не осознает всех проблем, с которыми такой обмен связан. Обмен должен быть равноценным, но почти повсюду речь идет о сельскохозяйственных угодьях, а таких земель в Негеве немного. К тому же Израиль не может выделить для такого обмена больше 3% территории Негева — дальше это уже начинает явно ущемлять наши интересы.

О том, какими ему видятся пути достижения мира с палестинцами, Ариэли рассказывает, когда мы оказываемся неподалеку от поселка Гивон а-Хадаша.
— Обратите внимание: речь идет о районе, в котором созданные после 1967 года поселки Гивон а-Хадаша, Гиват-Зеэв, Бейт-Хорон и другие образуют своеобразный географический выступ, так называемый "палец", — говорит Ариэли. — Однако при этом в Бейт-Хороне проживает всего тысяча человек, в то время как суммарное население других поселков – десятки тысяч. В результате на переговорах в Аннаполисе палестинцы сами предложили: пусть все остальные поселки останутся за Израилем, а Бейт-Хорон вместе с прилегающими к нему чрезвычайно плодородными землями отойдет к ним. Таким образом, они получают свыше 70% этой части спорного участка, и вместе с тем 90% проживающего на нем еврейского населения оказываются в законных, признанных международным сообществом границах Израиля. Именно на этом принципе основаны все планы мирного урегулирования: 75-80% жителей еврейских поселений остаются на своих местах, которые становятся частью Израиля, а палестинцы при этом получают возможность создать свое государство на большей части территории, оккупированной Израилем после 1967 года. Если же Нетаниягу хочет сохранить больше, значит, он просто не хочет мира.

— То есть ты хочешь сказать, что вот эту горку напротив Бейт-Хорона, на которой мы сейчас стоим, следует отдать палестинцам? — спрашиваю я.
— Да, конечно, — кивает головой Ариэли.
— Но ведь любому ясно, что это место, помимо всего прочего, имеет стратегическое значение. Достаточно поставить сюда одну-две роты, и они будут контролировать всю окрестность в радиусе нескольких километров.

— Это правда. Но хочу напомнить, что палестинцы согласились на то, что у их государства не будет армии, и оно не будет заключать военных союзов с другими государствами, что делает военные соображения второстепенными, — отвечает Ариэли.
Пока мы едем дальше, Ариэли не раз высказывает свое возмущение поселенцами, а заодно объясняет, какие поселения уже не могут быть снесены и останутся по определению за Израилем. Палестинцы, с его слов, уже не оспаривают наше право на Модиин-Илит, на такие районы Иерусалима как Неве-Яаков, Тальпиот-Мизрах, Гило, Хар-Гило и Хар-Хома. (В этот момент мне вспоминается, какие громы и молнии метали в 1997 году в премьер-министра Биньямина Нетаниягу со всех сторон, когда он начал строительство в Хар-Хома. А сегодня, оказывается, это "почти никто не оспаривает" и в Хар-Хома разворачивается новый строительный проект на 10 тысяч единиц жилья. А ведь прошло то всего 13 лет, совсем ничего…)

Дальше выясняется, что палестинцы не оспаривают право Израиля на большую часть поселений Гуш-Эциона, включая Эфрату, по поводу которой, помнится, тоже бушевали нешуточные страсти. Но вот поселения Ткоа и Нокдим (то самое, где живет Авигдор Либерман), в рамках плана Ури Ариэля и его сторонников, придется оставить. Как впрочем, и Ариэль, и такие крупные поселенческие анклавы как Карней-Шомрон и комплекс поселений, созданных вокруг Тальмона.

Именно здесь проходит сегодня линия раздела между умеренными левыми и сторонниками правого лагеря: для последних потеря Ариэля, того же Ткоа, Долева, Тальмона, Наале-НИЛИ и ряда других еврейских поселений просто немыслима, и без решения этой проблемы не может быть мирного урегулирования. Сторонники левого лагеря считают, что рационального решения данной проблемы не существует, палестинцы никогда не согласятся с сохранением за Израилем эти поселений, а поиски решения, позволяющего их сохранить, только затягивают время. Времени же у Израиля, как уже было сказано, с их точки зрения, нет.
У правого лагеря по данному поводу явно иное мнение…

НА КОГО БУДЕМ ПОЛАГАТЬСЯ?
— Я часто встречаюсь с палестинскими лидерами и могу сказать, что они действительно пошли уже на все возможные для них уступки, включая уступки по Старому городу Иерусалима. Ожидать от них большего просто бессмысленно. Если, конечно, вы не полагаетесь на Бога и на то, что Он совершит чудо, которое заставит палестинцев признать право евреев на все поселения. Но ведь мы с вами, в отличие от парней в вязаных кипах, трезвомыслящие, нормальные люди и понимаем, что чудес не бывает…

Какой он все-таки странный человек, этот Ури Ариэли! Подполковник ЦАХАЛа в отставке, неплохо образованный, знающий Израиль как свои пять пальцев и, безусловно, любящий его. Он не верит в Бога и в чудеса, но при этом самозабвенно (именно так!) верит обещаниям палестинцев, что если они придут к миру с Израилем, то откажутся от создания своей армии и никогда не будут угрожать нам войной. Где гарантия того, что когда мы покинем стратегические высоты, они останутся верны этому обещанию? Да даже если формально они и в самом деле останутся ему верны, в чем лично я глубоко сомневаюсь, кто поручится, что ХАМАС, "Исламский джихад" или кто-то там еще не станет с этих высот пускать ракеты по Иерусалиму и Тель-Авиву?!

Во время этой экскурсии мы не раз оказывались в местах, с которых хорошо просматривалась вся территория Израиля — от Средиземного моря до Иордании. И в эти моменты становилось как никогда понятно, какая все-таки маленькая и уязвимая страна наш Израиль. А потому сбрасывать со счетов при будущих договоренностях соображения безопасности, безоглядно верить обещаниям палестинцев, думается, никак нельзя. Лучше уж, думаю, полагаться на Бога. Тем более что чудес, необъяснимых с рациональной точки зрения, в наших местах с 1948 года было, если задуматься, не так уж и мало.

"Новости недели" — "Континент"