ПО КОМ ЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН

ПО КОМ ЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН

Эфраим ГАНОР

За считанные недели до публикации отчета международной комиссии по расследованию убийства бывшего ливанского премьера Рафика аль-Харири свое собственное расследование провела канадская телевизионная компания СВС. Работа журналистов во многом базировалась на информации, полученной от следователей, но содержит и немало критики их работы. Выводы журналистского расследования однозначно показывают, что ответственность за убийство аль-Харири лежит на "Хизбалле". Весьма обоснованные слухи на этот счет ходят уже давно, однако расследование канадцев дало возможность ознакомиться с различными обстоятельствами дела и имеющимися уликами.

Усиленная слежка за аль-Харири началась еще за год до покушения. Как минимум восемь активистов "Хизбаллы" были замешаны в его ликвидации самым непосредственным образом: они были замечены вблизи места событий, когда произошел взрыв, жертвой которого стал ливанский политик. Однако главной неожиданностью явился тот факт, что среди основных подозреваемых в организации покушения значится тогдашний ответственный за безопасность аль-Харири полковник Виссам аль-Хасан. Сейчас он глава ливанской разведки и один из наиболее приближенных к... сыну покойного, Сааду аль-Харири.

Здесь стоит вернуться к критике в адрес следственной комиссии ООН. Во-первых, изобличающие "Хизбаллу" материалы были в руках следствия уже в 2006 году, но загадочным образом исчезли. Поэтому то, что пропало, пришлось восстанавливать с огромным трудом и в течение длительного времени. Ну а во-вторых, ООН не смогла обеспечить безопасность молодого ливанского офицера по имени Виссам Айд. Именно благодаря ему в следствии произошел прорыв, за что Айд и поплатился жизнью в 2008 году. Из-за этих двух проколов упомянутый выше нынешний начальник ливанской разведки не был допрошен с должной тщательностью и, возможно, поэтому избежит обвинения.
Капитан полиции Виссам Айд был специалистом в области электроники и сразу пошел по правильному пути. Он принял решение выявить все звонки, сделанные по мобильным телефонам из района, где 14 февраля 2005 года произошел взрыв. И очень быстро вышел на 8 телефонов, которые были в руках активистов "Хизбаллы", находившихся в это время возле места событий. Это стало возможным из-за грубой ошибки одного из членов шиитской организации, ответственного за изъятие телефонов у участников покушения. Этот человек не устоял перед соблазном и позвонил с одного из них своей невесте, вместо того чтобы уничтожить аппарат, когда Айд уже успел установить прослушку. Так клубок начал разматываться.

Следы телефонов привели в больницу "Великий пророк" в Южном Бейруте, которая, согласно подозрению, являлась штаб-квартирой "Хизбаллы", а также к двум активистам организации, братьям Харес. Один из них даже сознался на допросе, что был на месте покушения в тот самый час. В общем, уже через короткое время стало ясно, что проверяемые телефоны принадлежат "Хизбалле". Более того, несколько членов организации обратились непосредственно к Айду, подтвердили данный факт и рассказали, что ими пользовались в ходе попыток обнаружить... агентов "Мосада". Ему также недвусмысленно дали понять, что расследование надо прекратить. В сентябре 2006 года на начальника Виссама Айда, подполковника Шхада, было совершено покушение, в результате чего тот был тяжело ранен. Однако это не остановило молодого следователя, и он передал собранный материал следственной комиссии ООН.
Позднее с ним успели встретиться присланные в Ливан британские специалисты, которые собирались идти тем же путем, что и Айд. К их удивлению, материалы оказались уже собраны. Вначале они отнеслись к ливанцу с недоверием, но ему удалось убедить англичан в своей правоте. Однако не прошло и двух дней, как капитан Виссам Айд погиб в результате взрыва заминированного автомобиля. Классическое покушение по-ливански, об исполнителях которого догадаться нетрудно.

Но вернемся к одному из самых любопытных героев расследования, полковнику Виссаму аль-Хасану. Следователи заинтересовались им по одной простой причине: будучи ответственным за безопасность аль-Харири, он в день покушения не сопровождал премьера — отпросился под предлогом подготовки к экзаменам в университете. Однако, как показала, распечатка его телефонных звонков, учеба проходила очень специфическим образом. Находясь дома, он провел 24 телефонных разговора со средним интервалом в 9 минут. При этом следователям соврал, что вообще выключил телефон. Автор расследования, журналист Нилл Макдональд, рассказал в интервью газете "Гаарец", что в его распоряжении имеется распечатка телефонных разговоров аль-Хасана между сентябрем 2004 года и декабрем 2005-го (период, предшествовавший покушению). За эти 15 месяцев полковник беседовал 279 (!) раз с ближайшим советником Хасана Насраллы Хусейном Халилем и 602 (!) раза с одним из главных подозреваемых в организации покушения, высокопоставленным активистом "Хизбаллы" Вафиком Сафой. Тогда же отмечены его теснейшие телефонные контакты с главой сирийской разведки в Ливане. Эти и другие косвенные улики говорят о том, что аль-Хасан скорее всего был непосредственным участником покушения, давшим "Хизбалле" всю необходимую для его осуществления информацию.

Отчет международной комиссии по расследованию должен быть опубликован до конца 2010 года, но сегодня не ясно, произойдет ли это в срок. На следственную комиссию оказывается серьезнейшее давление из-за возможных последствий его публикации. В среду к этому прессингу присоединился премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, заявивший, что публикация отчета может иметь необратимые трагические последствия как для Ливана, так и для всего региона.

Угроза скатывания Ливана в гражданскую войну вызывает огромное опасение не только внутри страны. Расследование телекомпании СВС только подлило масла в огонь. Как поведет себя "Хизбалла", если именно ее обвинят в убийстве аль-Харири? Этим вопросом задаются многие, а ответа на него нет. В последние месяцы Хасан Насралла заявлял, что не даст в обиду своих людей, и не раз угрожал применением силы, вплоть до установления в Ливане новых политических реалий. Очевидно, какими бы ни были выводы комиссии, "Хизбалла" все равно будет отрицать свою причастность. Присутствию же ее активистов на месте покушения будет придумано какое угодно оправдание. Например, что они выслеживали агентов "Мосада", преследующих по пятам ливанского премьера.

Что касается Израиля, то нас вся эта история касается самым непосредственным образом. Кроме драматического изменения ситуации в Ливане, нельзя исключать, что загнанный в угол Насралла попытается отвлечь внимание общественности, разыграв израильскую карту и развязав очередной раунд боевых действий. Еще один тревожный вывод: расследование показало, насколько тесны контакты ливанской разведки с "Хизбаллой" и что электронное оборудование, полученное ливанскими спецслужбами от стран Запада, здесь умеют успешно использовать. Нельзя исключать, что недавние провалы израильских агентурных сетей в Ливане произошли именно благодаря этой помощи и контактам силовых структур страны с "Хизбаллой".

Ну а больше всех происходящее должно беспокоить нынешнего премьера Саада аль-Харири, начальник разведки которого фигурирует среди подозреваемых в убийстве его отца. Странно, что именно в эти дни ливанский премьер нашел время для визита в... Тегеран, где встретился с непосредственными патронами "Хизбаллы".
"Новости недели" — "Континент"