НАРОД МУТАНТОВ

НАРОД МУТАНТОВ

Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ
Глава из ненаписанной книги

Четырежды в самые мрачные, тупиковые периоды моей жизни раздавался телефонный звонок, меня же и спасающий от смертной тоски на грани суицида. Звонили знакомые (однажды и совсем неизвестные мне люди), которым казалось, что они, без всякой потери для себя, оказывают ближнему небольшую услугу или дают необходимую информацию. Помню каждый такой звонок, внезапно открывающий дверь к свету и к будущей жизни. Только недавно стал догадываться, что за каждым звонком мог стоять Голос, для которого совсем не безразлична была моя судьба, будущее моих детей и внуков. Моя безбожная глухота, незначительность дара — сам Голос услышать не могли. Потребовались наемные голоса, будто случайные, обыденные в звуке. От меня же требовалось только одно: голоса эти услышать. Я услышал.

Вот загадка загадок. Авраам, Моисей, Иов не видели Бога, но слышали его и даже спор со Всевышним получился в случае с Иовом и Моше. Особые они были люди, способные слышать тишину. Пишут, что телепатия — рудиментарное, зачаточное отклонение в психике человека. Так ли это? Строители Вавилонской башни говорили на одном языке, понимали друг друга, и башня, построенная гордецами, грозила достичь неба. Тогда Бог избавил отчаянных строителей от волшебного дара согласия. Смешал языки? Или, может быть, лишил их дара телепатии: возможности понимать друг друга без слов?

Вспомним праотца нашего Авраама. Как мог богатый старик бросить насиженное гнездо и отправиться в неведомые края, рискуя в далеком путешествии лишиться имущества своего и жизни? Понятно, что искал, например, Колумб за морями — новый путь к пряностям, Кортес, Писсаро, Васко да Гама, Магеллан — шли вперед на блеск злата. Авраам шел на Голос. Он и жил по этому Голосу. По Голосу невидимого существа, назвавшего себя Богом Единым:

"И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные".

Голос прозвучал в голове бездетного старца отчетливо и громко. Не было у Аврама (еще не Авраама) выхода. Он должен был поверить услышанному чуду (какие дети, какой новый, да еще великий народ на старости лет). Поверить или признать себя безумцем.
А что, если жила когда-то на Земле община, достигшая фантастических высот в своем развитии? Народ, которому не нужна была способность говорить для общения. Народ телепатии — высокой общности в мире без лжи и лицемерия, народ мудрецов и пророков. Возможно, он был пришлым племенем и по каким-то причинам покинул Землю, оставив ее аборигенам. Кто-то из них стал или был оставлен мутантом и сохранил в себе способность слышать голос невидимых объектов, голос народа, давно покинувшего "голубую планету". Голос этот был вынужден говорить на языке понятном, простом. Революционная идея монотеизма не могла найти в языческом мире тех, кто бы смог понять подлинную сущность новой веры, как единственного пути к сохранению вида. Вот Эхнатон не смог вывести народ египетский из рабства язычества, не смог спасти краснокожих египтян от исчезновения с лица Земли. Он умер юношей, и вместе с ним умерла надежда великого народа на продление своих дней у подножия пирамид.

Голос все же нашел того, кто был способен и СЛЫШАТЬ, и прожить долго. Этого было достаточно. Так Авраам стал родоначальником народа, пришедшего с того берега. Берега другого, неведомого прежде. Он был мутантом — наш праотец, таким же, как Моше-Моисей, Самуил — Шмуэль, "услышанный Господом". Услышанный, потому что сам мог слышать Бога. Это качество стало единственным и достаточным для тяжкой ноши героя, пророка и вождя. Нет смысла спорить, кто написал великую книгу Экклезиаста. Это сделал гений царя Соломона под диктовку Голоса. Только Бог мог приказать Моше не переступать границу Ханаана, лишь необоримая сила Голоса могла заставить Авраама подняться на гору Мория, чтобы принести единственного сына в жертву.

В замечательном фантастическом романе Джона Уиндема "Хризалиды" описан мир после ядерной катастрофы. Главный герой книги, мутант, способен слышать голоса невидимых собеседников. Мир расколот: "люди нормы" фанатично ненавидят мутантов, выявляют, преследуют, уничтожают их, но мутантами становятся часто и те, кто ненавидит саму эту способность к мутации. В "Хризалидах" Уиндем исследует иррациональную, разрушительную природу ненависти. Кто знает, может быть и природа юдофобии такова: люди с другого берега "людям нормы" кажутся настоящими мутантами, народом способным слышать Голос и жить по его приказу. Видимо, фантастическая живучесть потомков Яакова страшит антисемитов не меньше, чем шестой палец на ножке ребенка пугал поклонников "чистоты расы" в фантазиях английского писателя. А разве неправдоподобная, исключительная гениальность "избранного народа" не указывает на следствие мутации генов? Трактовка гения любого народа говорит, что сам смертный без вмешательства высших сил не способен сочинить "Лунную сонату", изобразить красками "Подсолнухи" или раскрыть на бумаге сущность "Процесса". Все лучшее в мире создано под диктовку Голоса. Все худшее творится под едкий шепот Сатаны, за которым стоит атавистическая, языческая природа аборигенов Земли.

Вселенная, как известно, непознаваема или познаваема бесконечно. Мне кажется, что и тайна народа, который некогда двинулся за тем, кто мог слышать Голос, так же познаваема бесконечно. Ленивый мозг язычника-материалиста на все знает ответ. Он уходит в простоту, которая хуже воровства. Он уверен в своем праве на истину в последней инстанции и убежден, что Зов не может прозвучать из пустоты и услышать такой Голос невозможно. Он только не знает, и знать не может, как из пустоты и невозможности мог возникнуть целый народ, идущий за этим Голосом вот уже сорок веков — "народ избранный", народ мутантов.
Еженедельник "Секрет" (velelens.livejournal.com)