КОКТЕЙЛЬ УГОЛОВЩИНЫ С \"АЛЬ-КАИДОЙ\"

КОКТЕЙЛЬ УГОЛОВЩИНЫ С \

Давид ШАРП

С момента окончания операции "Литой свинец" в январе 2009 года ХАМАС и ЦАХАЛ в целом соблюдают правила игры, принятые по ее итогам. Практически не участвуя в ракетных обстрелах израильской территории, ХАМАС избегает такой ответной реакции как точеные ликвидации

В большинстве своем ограниченные боевые действия в Газе идут в двух направлениях. Первое – противостояние возле пограничного забора, отделяющего сектор от Израиля. Здесь террористы, в основном из небольших организаций, таких как "Исламский джихад", "Комитеты народного сопротивления" и "Армия ислама", предпринимают попытки минирования и засад на бойцов ЦАХАЛа, обычно безуспешные. Второе направление – периодические обстрелы израильской территории из минометов, "касамами", реже — ракетами типа "град". Здесь ШАБАК и ЦАХАЛ пытаются, что называется, подловить группы ракетчиков и минометчиков непосредственно на месте. Правда сказать, что это удается всегда, к сожалению, нельзя.

С момента окончания "Литого свинца" армия и спецслужбы крайне редко прибегали к такому столь полюбившемуся им методу как точечные ликвидации террористов. Тем более примечательным является тот факт, что в последние недели Израиль дважды действовал подобным образом в секторе Газы, причем это не было реакцией на какие-то теракты. Мишенью стали высокопоставленные боевики экстремистской организации "Армия ислама", позиционирующей себя в качестве своего рода филиала "Аль-Каиды" в Газе. Однако история и анализ деятельности этой группировки дают повод усомниться в близкой "родственной связи" между ними.

По большому счету, "Армия ислама" является крупнейшей мафиозной структурой Газы. Ее основу составляет клан Дормуш, возможно, самый влиятельный в секторе. Численность семьи — примерно 5 тысяч человек, их база — квартал района Сабра в городе Газа. Резкий рост влияния клана примерно совпал с началом второй интифады. Обширная преступная деятельность по всем направлениям на фоне бессилия палестинских властей стала быстро приносить свои плоды. Дормуши не брезговали ничем: контрабанда товаров, оружия и наркотиков, рэкет, заказные убийства… Плюс умелое лавирование между ХАМАСом и ФАТХом, что позволяло увеличивать доходы, а главное — непрерывно вооружаться. Именно уровень вооруженности и сплоченности боевиков клана стал постепенно выделять его из ряда других подобных семей в секторе.
Среди Дормушей особого внимания заслуживает лидер "Армии ислама" Момтаз. Свою карьеру он начал в палестинских спецслужбах, откуда впоследствии был изгнан. Тогда Момтаз Дормуш присоединился к основателю "Комитетов народного сопротивления" Джамалю Абу-Самахадне (ликвидирован в июне 2006 года). Однако их пути вскоре разошлись. В 2005 году ведомые Дормушем боевики атаковали в Газе дом племянника Ясера Арафата, бывшего начальника палестинской военной разведки генерала Мусы Арафата. Здание взяли штурмом, а Мусу Арафата расстреляли. ХАМАС осудил убийство, а Абу-Самахадна принял решение изгнать Момтаза Дормуша из рядов организации. Выйдя из нее с рядом единомышленников и опираясь на членов своего клана, Момтаз Дормуш объявил о создании "Армии ислама"
Отношения новой организации с ХАМАСом носили двоякий характер. С одной стороны, имело место сотрудничество в разных областях, а с другой, дело доходило до жесточайших столкновений. Своего рода поворотным пунктом стало неудачное покушение на Момтаза Дормуша неизвестных в масках в декабре 2006 года, когда в Газе царила полная анархия. Тогда в ходе перестрелки погибли два двоюродных брата лидера клана. Тот обвинил во всем ХАМАС, и "Армия ислама" объявила о прекращении сотрудничества с этой организацией. С тех пор как она, так и "Комитеты народного сопротивления" стали действовать вообще, и против Израиля в частности, с гораздо меньшей оглядкой на ХАМАС.

Позднее клан дорого за это заплатит. После ликвидации Абу-Самахадны летом 2006-го, "Комитеты", в которых по-прежнему оставалось немало Дормушей, стали теснее координировать свои действия с людьми Момтаза. Тем временем их родовой квартал в районе Сабра продолжал оставаться государством в государстве. Палестинские полицейские давно обходили его стороной, а с наступлением анархии в Газе ни о чем подобном не могло идти и речи. Однако, в отличие от фатховских силовых структур, в ХАМАСе не были намерены терпеть своеволие Дормушей. В 2007 году между ХАМАСом, захватившим власть в секторе, и "Армией ислама" вспыхнула резкая конфронтация. Требования хамасовцев выдать члена клана, убившего полицейского, встретили решительный отпор. Тогда началась осада "родового имения" Дормушей, сопровождавшаяся ожесточенными перестрелками и тяжелыми потерями. Дом Момтаза был разрушен, а самому ему, во избежание расправы над всей семьей, пришлось сдаться. Тем не менее, организация не была раздавлена, а с Дормушем и его приближенными вскоре договорились о сотрудничестве.

Следующий виток напряжения наступил в результате похищения "Армией ислама" британского журналиста Алана Джонсона. Промышлявший похищениями с целью выкупа клан решил подзаработать и на этот раз. И снова терпение ХАМАСА иссякло. Пришедшие к власти в секторе исламисты не могли мириться с подобными бесчинствами, выставляющими эту власть в крайне негативном свете. Снова логово Дормушей было окружено боевиками ХАМАСа. Члены "Армии ислама" отказались сдаваться. Взяв в заложники 10 хамасовцев, они пригрозили расстрелять их в случае начала штурма. Тогда ХАМАС тоже арестовал нескольких членов организации, включая ее пресс-секретаря. Тем не менее, осознавая, что сила не на его стороне — а в намерениях ХАМАСа сомневаться не приходится, — Момтаз решил полюбовно договориться с властями. Алан Джонсон был отпущен без выкупа, а "Армия ислама" получила от ХАМАСа оружие и деньги. Стороны договорились о совместных действиях против Израиля. Арестованные боевики "Армии ислама" были выпущены на свободу, а Момтазу Дормушу обещана амнистия.

Подводя итоги, можно сказать, что бесчинств, подобных тем, что имели место ранее, клан себе уже не позволяет, тем не менее, его определенное влияние, а вместе с ним и автономность "Армии ислама", сохранились. С глубоко уголовным фундаментом организации прекрасно уживаются экстремистские исламистские позиции ее лидера. Он не допускает каких-либо возможностей перемирия с Израилем и в целом разделяет линию "Аль-Каиды".

Среди антиизраильских акций "Армии ислама" наиболее знаковым является теракт у Керем Шалом, в результате которого в плену у палестинцев оказался солдат ЦАХАЛа Гилад Шалит. Правда, это была совместная акция "Армии" с "Комитетами народного сопротивления" и ХАМАСом. Как и полагается сторонникам "Аль-Каиды", члены "Исламской армии" не обходят стороной немногочисленные объекты "неверных" в секторе Газы. Их мишенями уже становились американская школа, различные христианские организации, пляжи и Интернет-кафе. Многие из ближайших родственников и соратников Момтаза Дормуша погибли в ходе столкновений с ЦАХАЛом и ХАМАСом, а также в результате точечных ликвидаций.

Две последние по времени операции этого рода заслуживают особого внимания. Тот факт, что террористы были уничтожены во время действующего перемирия с ХАМАСом, говорит об одном: они представляли самую непосредственную угрозу. "Бомба с включенным часовым механизмом" — так принято называть таких террористов в израильской системе безопасности.

3 ноября, около полудня, возле штаба хамасовской полиции в Газе взлетела на воздух машина марки "юндай", в которой находился один из командиров "Армии ислама" Мохаммед Джамаль А-Намнам. Палестинцы долго не могли понять, что стало причиной этой операции. Добавило загадочности и молчание Израиля. Правда, через несколько часов ЦАХАЛ признал, что это была совместная работа армии и ШАБАКа, а террорист уничтожен ударом с воздуха. Тем не менее, версию с заминированной машиной палестинцы рассматривали еще долго после этого. Масла в огонь подлило то, что новый "юндай", на котором разъезжал террорист, незадолго до этого прибыл в Газу через Израиль. Именно из опасений "израильских сюрпризов" местное МВД призвало граждан, покупающих новые машины, тщательно проверять их на наличие подсушивающих и взрывных устройств.

Так какую же угрозу представлял А-Намнам? Согласно опубликованным в английских СМИ сведениям, египетские спецслужбы передали израильским коллегам информацию о том, что он намеревается совершить теракт против израильских туристов на Синае. Дальше все было делом техники.

Но одной этой ликвидацией дело не ограничилось. 11 ноября Штаб по борьбе с террором при канцелярии главы правительства опубликовал призыв к израильским гражданам немедленно покинуть Синайский полуостров в связи с непосредственной угрозы их жизни. А 17 ноября настал черед Ислама Ясина, командира организации в северной части сектора. На этот раз ни у кого не оставалось сомнений, что речь идет о ракетном ударе. Вместе с Исламом, родственником покойного лидера ХАМАСа шейха Ахмеда Ясина, погиб его брат Мохаммед, также состоящий в "Армии ислама". В этом случае официальное израильское "признание" последовало быстро, а вместе с ним и пояснения пресс-службы ЦАХАЛа о том, что Ясин и ранее уничтоженный А-Намнам готовили теракты против израильских граждан на Синае. Кстати, именно Ислам Ясин был ответственным за то самое похищение журналиста Би-би-си Алана Джонсона.
"Новости недели" — "Континент"