КИРГИЗИЯ: ХАЛИФАТ НА ПОДХОДЕ

КИРГИЗИЯ: ХАЛИФАТ НА ПОДХОДЕ

Михаил АЛЕКСАНДРОВ

Радикальная исламизация Киргизии все больше походит на подготовку к войне. В ночь на воскресенье в Оше обнаружен большой склад взрывчатки и боеприпасов. Схронов еще много, признают в ГСНБ, рынки наводнены экстремистской литературой и дисками, спецслужбы развалены. Для Киргизии это чревато хаосом и распадом. Для России — дальнейшей радикализацией миллионов гастарбайтеров, которых будет становиться все больше.

В ночь на воскресенье 12 декабря вблизи села Он-Адыр Ошской области обнаружили и изъяли несколько автоматов Калашникова, снайперские винтовки, гранаты, около 15 килограммов взрывчатого вещества и 3 тысячи патронов. Взрывчатка оказалась аналогичной той, что была найдена ранее в Бишкеке, так что можно говорить о действиях одной террористической группы.

Учитывая, что две недели назад у дворца спорта в Бишкеке, где судили сотрудников бакиевской администрации и «альфовцев», стрелявших в демонстрантов, взорвали около 10 кг тротила, можно говорить о серьезной террористической угрозе в Киргизии. Власти никак не реагируют на создавшуюся ситуацию. Во всяком случае, никаких заявлений от руководства ГСНБ и МВД не прозвучало, кроме скупых сообщений в пресс релизах. Сообщить любые подробности в этих ведомствах также отказываются, ссылаясь на продолжающиеся оперативно-следственные мероприятия.

Между тем, на минувшей неделе президент Отунбаева поручила руководству спецслужб подготовить программу, направленную на усиление противодействия террористическим и экстремистским проявлениям. Кем будет укомплектована эта служба и когда начнется реализация поручения сказать сложно — в киргизском бюджете зияет огромная дыра в $650 млн.

Отдельные эксперты считают, что такая активность связана со значительно возросшим наркотрафиком. Однако глава агентства по контролю наркотиков Виталий Орозалиев говорит, что делать такие предположения пока рано: «Сейчас рано делать какие-то определенные выводы. Найденная взрывчатка в Оше аналогична той, что была обнаружена в Бишкеке две недели назад. Объемы примерно такие же. Высока вероятность, что действует одна и та же группа, а поскольку один из задержанных — узбекский гражданин, то совершенно точно группа — трансграничная. Не исключено, что она также связана с наркотрафиком. Это все, что я могу сейчас вам сообщить».
Источники в ГСНБ утверждают, что террористические схроны с оружием и взрывчаткой постоянно пополняются и погранслужба просто не в состоянии с этим потоком справиться. Трудно сказать, когда и где это оружие начнет стрелять. Но самое опасное — это распространение экстремистских идей. В Киргизию нескончаемым потоком льется соответствующая литература, на рынках распространяются диски с проповедями экстремистских взглядов. Все это нисколько не способствует спокойствию в этой стране.
«Киргизия вступила в очень опасную полосу в своей истории, — говорит бывший секретарь совета безопасности КР, генерал-майор КГБ СССР Мирослав Ниязов. — Угроза терроризма стала не просто реальностью — теперь ей наполнен буквально каждый день жизни каждого из граждан нашей страны, и никто не может сказать, когда и как эта угроза проявится. Сейчас Киргизия — одна из наиболее активных точек приложения экстремистских сил в Центральной Азии. Страна буквально нашпигована силами, стремящимися подчинить себе политические процессы. В конце концов, не имеет большого значения, какие именно это силы — это могут быть и сепаратисты, прошедшие тренинги в лагерях Талибана на территории сопредельных стран, и профессиональные террористы из числа сторонников ИДУ».

Главная проблема, по словам Ниязова, состоит в другом: Киргизия не может противопоставить этим террористическим угрозам ничего. «В советское время и первые годы после развала СССР, когда угроза терроризма была не ниже, подобные проблемы решал КГБ, а затем, уже после обретения независимости, СНБ Киргизии вполне могла справляться с этими угрозами, — рассказывает генерал. — В последние годы из-за крайне неквалифицированного руководства службы национальной безопасности оказываются просто неспособны противостоять вызовам. Судите сами: за последние годы кто только не руководил ГСНБ — и высшие милицейские чины, и военные и даже гражданские люди. Бакиев вообще попытался сделать ГСНБ семейной охранкой. У руля службы давно уже не было профессионального человека».

Президент Отунбаева заявляет о создании специальной антитеррористической службы. Но все эти заявления — не более чем пустые декларации, считает эксперт. «Как можно говорить о создании эффективной службы по борьбе с терроризмом, имея в бюджете дефицит более 650 миллионов долларов? — Изумляется Ниязов. — О какой эффективной антитеррористической службе можно говорить, если нет людей для подготовки кадров? А специалисты, на подготовку которых ушли годы, в частности сотрудники группы «Альфа» в главе со своим командиром, сидят на скамье подсудимых и обвиняются в преступлениях, которых не совершали? Власти, как всегда, пытаются найти крайнего. Так было после трагедии в Аксы, когда обвинили милицейских офицеров, то же самое происходит и сейчас. Власти втаптывают офицерскую честь в грязь. Так что в Киргизии следует ожидать новых террористических актов, справиться с которыми будет очень и очень трудно».

Rosbalt