ОТПУСТИТЕ ЕГО ДОМОЙ!
ОТПУСТИТЕ ЕГО ДОМОЙ!
Петр ЛЮКИМСОН
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу от имени еврейского народа, еврейского государства и его правительства, а также от себя лично обратился к президенту США Бараку Обаме с просьбой помиловать Джонатана Полларда. Как ожидается, сразу после этого члены американского движения за освобождение израильского разведчика обратятся к своему президенту, сенату и конгрессу с призывом поддержать эту просьбу Нетаниягу. Что за этим последует, пока сказать трудно
Даже самые опытные политические обозреватели американских СМИ сейчас не решаются прогнозировать, как отреагирует на этот шаг израильского премьера американская администрация. Они предпочитают отделываться туманными предположениями. Одно из них утверждает, что все уже решено и речь идет лишь о хорошо срежиссированном спектакле: Обама делает этот жест доброй воли, а Нетаниягу в качестве ответного жеста объявляет о новом замораживании строительства в Иудее и Самарии ради возобновления прямых переговоров с палестинцами. Далее эти переговоры начинают проводиться по системе нон-стоп в течение трех-четырех месяцев и завершаются израильско-палестинским соглашением, более-менее вписывающимся в рамки плана Билла Клинтона, главными проводниками которого сегодня является супруга экс-президента и нынешний госсекретарь Хиллари Клинтон. Правый лагерь в обмен на освобождение Полларда стиснет зубы и примет новый мораторий на строительство поселений без всякой борьбы, а Обама и Клинтон получат возможность записать в свой актив поистине выдающееся политическое достижение.
По другой версии, Барак Обама ответит отказом на эту просьбу израильского лидера и в американских СМИ вновь появятся статьи и открытые письма, объясняющие народу, почему Полларда освобождать никак нельзя. Правда, и в этом случае Нетаниягу, вне сомнения, заработает определенные политические очки и укрепит свои позиции в качестве лидера "Ликуда" и всего правого лагеря.
И все-таки так хочется верить, что в истории Джонатана Полларда будет, наконец, поставлена финальная точка и мы увидим, как он сходит с трапа самолета в аэропорту им. Бен-Гуриона в качестве свободного гражданина Израиля.
Повторю, хочется в это верить потому, что слишком уж многое связано у нас с этой историей.
История Полларда — это прежде всего история обычного еврея, который, будучи советским, американским, польским, французским или каким-либо другим, все равно остается евреем, которого продолжает волновать судьба своего народа. И поставляя в Израиль имевшиеся у американцев сведения о ядерных программах исламских стран, о новых их ракетно-зенитных комплексах и прочие секретные материалы, Поллард был озабочен в первую очередь судьбой евреев, живущих в Израиле. Потом, на суде, он заявит, что предложил израильтянам поставлять эти сведения лишь после того, как узнал, что американские спецслужбы в нарушение имеющихся соглашений и своих союзнических обязательств скрывают эту информацию от Израиля.
История Джонатана Полларда — это и чисто еврейская история любви, перед силой которой меркнет даже знакомая нам по школе самоотверженность и верность декабристских жен. Эта история о том, как молодая еврейка, увидев в газете фотографию "израильского шпиона", узнала в нем своего вожатого из лагеря молодежного движения "Бней-Акива" и позвонила ему в тюрьму. Затем был страстный роман по переписке, телефонные звонки и хупа в тюремном дворе, сразу после которой новобрачного снова увели в камеру. Они никогда не были наедине друг с другом, Эстер и Джонатан, и может быть, уже пришло время дать им эту возможность. Все эти десятилетия Эстер продолжает борьбу за освобождение мужа, и именно под влиянием последней встречи с этой великой женщиной Биньямин Нетаниягу и дал обещание публично обратиться к Бараку Обаме.
История Джонатана Полларда — это, вне сомнения, история подлости и предательства. Подлости со стороны американских спецслужб, Пентагона и суда, которые прекрасно знали, что утверждения о том, что Поллард нанес своими действиями колоссальный ущерб безопасности Соединенных Штатов, умышленно сильно преувеличены. Те сведения, которые он передавал Израилю, были крайне важны для обеспечения безопасности еврейского государства, но не наносили никакого ущерба интересам США. Даже если принять на веру утверждения американцев, что Израиль затем передал (в обмен на другую секретную информацию) КГБ сообщенные Поллардом имена американских агентов, работавших в странах Варшавского блока, и это привело к их провалу, это все равно не означает, что он должен сидеть за решеткой до конца жизни. Сегодня и многие отставные генералы, и ведущие американские юристы признают, что вынесенный Полларду приговор был чрезмерным, что другие американские граждане, шпионившие в пользу того же СССР или арабских стран, за куда более тяжкие преступления, за нанесение реального ущерба национальным интересам США получали куда меньшие сроки и уже давно находятся на свободе.
Нет никакого сомнения и в том, что сразу же после провала Израиль предал Полларда. Предал и в тот момент, когда передал Штатам все полученные от него документы, даже не потрудившись стереть с них его отпечатки пальцев, и когда официальный Иерусалим заявил, что задействование Полларда было лишь "местной инициативой", не согласованной с руководством соответствующих органов...
Вообще в истории провала и ареста Полларда есть немало белых пятен, на фоне которых его заявления о том, что определенные израильские политики и дружественные с ними руководители спецслужб способствовали этому провалу, отнюдь не напоминают бреда сумасшедшего или просто озлобившегося человека.
Но если Государство Израиль и предало Полларда, то он никогда не был предан и забыт своим народом. Напротив, все это время и в США, и в Израиле продолжалась борьба за его освобождение, которая сейчас — надеемся! — близится к своему успешному завершению.
Есть глубокая символика в том, что с публичной просьбой об амнистировании Полларда выступит Биньямин Нетаниягу. В 1995 году именно он, бывший тогда лидером оппозиции, добился, чтобы Полларду предоставили израильское гражданство. Одним из первых его шагов в качестве премьера в 1996 году стало официальное признание Израилем факта, что Дж. Поллард был израильским разведчиком и действовал с ведома и по прямому заданию руководства израильских спецслужб и ведомств. При Нетаниягу Полларда впервые официально посетили в тюрьме израильские министры, а правительство страны во всеуслышание заявило о своем намерении содействовать его освобождению и приезду в Израиль. Наконец, в 1999 году, незадолго до поражения Нетаниягу на выборах, в СМИ появились сообщения, что израильский премьер на переговорах в Уай Плантэйшн получил от тогдашнего президента США Билла Клинтона обещание освободить Полларда в обмен на освобождение палестинских террористов.
Таким образом, если именно Нетаниягу добьется свободы для Полларда, он замкнет некий круг, временные параметры которого простираются ровно на полтора десятилетия.
Мы не знаем, получится это у нашего премьера или нет, но будем ждать и верить. И если наши надежды опять окажутся тщетными, борьба за освобождение Полларда продолжится. До того самого момента, когда он спустится с трапа самолета в аэропорту им. Бен-Гуриона, до его возвращения домой.
Нравится нам это или нет, но другого дома, кроме Эрец-Исраэль, у еврея и в самом деле нет.
"Новости недели" — "Континент"