ИНТРИГА-2011: НАСТРОЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Иван ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
В наступившем году россиян ждут большие политические перемены — заметить их будет нетрудно. Кампания по выборам в Госдуму наверняка де факто стартует уже в начале года. И, как уже сейчас понятно, она будет более грязной и скандальной, чем даже выборы 1999 года. В конце же года правящий тандем назовет своего кандидата в президенты. Ну а фон для этих событий создадут — в экономике вступление России в ВТО, а в политике — усиление влияния националистов.
Парламентские выборы ждут Россию в конце 2011 года. И уже в 2010 году стало известно, что «Единой России» может не достаться конституционное большинство в Госдуме. Правящая партия испытывает давление со стороны как своих кураторов в Кремле, так и оппозиции. Достаточно сказать, что аппарат «Справедливой России» возглавил депутат Олег Михеев, которого многие называют очень энергичным политтехнологом, не гнушающимся самых жестких методов борьбы. В свою очередь ЛДПР опасается, что Кремль намерен попытаться превратить ее в непарламентскую партию, не дав набрать 7%. Так что и соратники Владимира Жириновского готовы «жизнь положить» на предстоящих выборах.
В ответ, как утверждают некоторые СМИ, депутат от «Единой России» Валерий Гальченко рекомендовал партийным «штабистам» уже на предстоящих мартовских выборах в регионах не стесняться ничего и даже вычислять источники финансирования оппозиции, чтобы на них воздействовать. Однако для того, чтобы бороться с оппозицией эффективно, партии власти придется преодолеть раскол в своих рядах. Пока еще он не заметен, но уже весной 2011 года будет налицо. Ведь если «Единая Россия» не получит конституционное большинство, то многие из нынешних депутатов вынуждены будут вернуться в бизнес или искать новую работу (если они приходили в Госдуму из чиновничьей среды).
Дележ мандатов будет жесткий — с использованием клыков, зубов, черного пиара и административного ресурса. Прежде чем оппозиция испытает на себе всю тяжесть «гнева единороссов», в «ЕР» пройдет жесткий внутрипартийный естественный отбор и выживут, то есть попадут в избирательные списки, только сильнейшие. В отличие от денег, мандаты «распилу» не поддаются, и на одном кресле в Госдуме не могут усесться два депутата.
Что касается других политических сил, то ожидается появление новой партии с условно «националистической» идеологией. Вероятно, это будет проект Кремля «Родина-2», и он может заместить в Госдуме ЛДПР. Недаром в последнее время так нервничает Владимир Жириновский.
О возможности создания нового партийного проекта, причем именно с националистическим уклоном, в околокремлевских кругах заговорили еще осенью 2010 года. Но тогда, по большому счету, Кремлем был объявлен партийный конкурс — появилась «Партия Дела», проснулись, казалось бы, уже почти прекратившие свое существование «Яблоко» и «Патриоты России». Даже в мертворожденном либеральном партийном проекте «Правое дело» начала бить ключом жизнь, что для лидера московского отделения адвоката Трунова закончилось изгнанием из этой «авторитетнейшей» политической организации. Брожение умов продолжалось бы и в 2011 году, особенно после того, как первый замглавы администрации президента Владислав Сурков посулил, что в Госдуму могут пройти не четыре, как сейчас, а пять партий.
Но после беспорядков на Манежной площади и встречи Владимира Путина с футбольными фанатами, закончившейся посещением могилы убитого болельщика Егора Свиридова, как представляется, вопрос о том, какая именно партия будет «допущена» в Госдуму, был снят. То есть вначале, после жесткой реакции Дмитрия Медведева на выступления националистов, сложилось ощущение, что выбор падет на одну из либеральных партий, чтобы они могли составить противовес нарастающему влиянию праворадикалов. Но после того как Владислав Сурков попытался в одном из своих интервью убедить общество, что именно либералы были вдохновителями националистов, а Владимир Путин продемонстрировал уважение к могиле нового символа праворадикального движения в России, стало ясно, что власти намерены частично удовлетворить националистический запрос.
Удобнее всего сделать это, допустив в парламент не самых ярких лидеров «правых», чтобы они стали частью политического истеблишмента и не устраивали больше брутальных уличных боев. А раз так, то Россию в 2011 году точно ждет появление такой партии. Либералам же, если им не поможет Дмитрий Медведев, остается рассчитывать как раз только на уличные акции протеста, — вернуться в парламент им вряд ли дадут.
А насколько велики возможности президента кому-то помочь, станет ясно не раньше лета 2011 года. Некоторые эксперты уверены, что именно тогда будет решено, кто станет кандидатом в президенты от правящего тандема и политической элиты. Это якобы должно быть видно уже по спискам «Единой России» — кого в них будет больше, «путинских» или «медведевских». Другие специалисты, правда, говорят, что все будет не так явно и ясность наступит в декабре, как и в 2007 году, когда определялся преемник Путина.
В любом случае, как минимум, до лета будет продолжаться кремлевская «операция прикрытия». То вице-премьер Сергей Иванов поедет на Мюнхенскую конференцию по безопасности (где Владимир Путин в свое время произнес историческую «антизападную» речь), то, скажем, его коллега Игорь Сечин туманно намекнет на свои «большие амбиции». Соответственно, все это время и Владимир Путин, и, что особенно важно для либералов, Дмитрий Медведев будут продолжать править в полсилы. Точнее, их указания будут выполняться разве что наполовину. Ведь чиновники не станут торопиться, не зная, кто им дает приказ — будущий президент или пенсионер. Ведь все понимают, что «распилить» президентский мандат на двоих, как это было в 2008 году, у правящего тандема во второй раз не получится.
Ну а от этого в стране, к сожалению, скорее всего, будут только нарастать бардак и неразбериха. И социальный фон начнет отчетливо «чернеть». А вот насколько — это единственное, чего нельзя предсказать сегодня. Так что настроение уже и без того рассерженного российского общества станет главной интригой 2011 года.
Rosbalt