ВООРУЖЕНЫ ДО ЗУБОВ
Давид ШАРП
Ситуация в нашем регионе остается взрывоопасной, а гонка вооружений на Ближнем Востоке не прекращалась никогда. Если шансы на военное столкновение с рядом близких и не очень соседей (Сирия, Ливан и Иран) весьма велики, то о таких странах как Египет и Иордания этого сказать нельзя. Тем не менее, в качестве потенциального противника и их нельзя сбрасывать со счетов
Грядущая смена власти в Египте на фоне неблагополучного экономического положения в стране и весьма высокого уровня влияния исламистов внушает определенные опасения. Что касается Иордании, не будем забывать, что большинство ее населения составляют палестинцы, а на протяжении всей своей истории Хашимитское королевство не раз вынуждено было следовать в русле антиизраильской политики других арабских государств. Иногда его монархи делали ошибочный выбор, поставив "не на ту лошадь". Классический пример — вступление Иордании в Шестидневную войну. Зато Война Судного дня стала прекрасным примером абсурдности ближневосточных политических реалий… Незадолго до ее начала король Хусейн во время тайной встречи с Голдой Меир предупредил ее о готовящемся нападении, а затем, чтобы не показаться в глазах арабского мира "сионистским агентом", был вынужден направить свои части на помощь злейшему врагу: на завершающем этапе войны иорданские части приняли участие в боевых действиях на сирийском фронте. Гораздо более актуальным примером иорданской внешнеполитической "маневренности" стал 1990 год, когда Хусейн допустил грубую ошибку, поддержав Саддама Хусейна, совершившего агрессию против Кувейта. В связи со всем вышесказанным армии данных государств представляют для нас большой интерес, тем более что каждая из них является весьма внушительной силой.
До заключения мирного договора с Египтом эта страна являлась основным противником Израиля, а после этого еврейское государство было переведено египтянами в разряд противников потенциальных. Именно израильский сценарий разыгрывается на большинстве египетских военных маневров. Собственно, с кем им еще воевать, если не с Израилем! Для чего тогда Египту столь мощные по численности личного состава и оснащению вооруженные силы?!
После Войны Судного дня отношения Каира с Москвой заметно охладились, а после Кэмп-Дэвидских соглашений основным поставщиком оружия Египту стали США и, в заметно меньшей степени, другие западные страны вместе с Китаем. В последние годы были заключены также отдельные сделки с Россией, Украиной и Белоруссией. На данный момент вооружение египетской армии представляет собой симбиоз Запада и Востока, но преобладает именно западное, что представляет для нас наибольшую угрозу. Выбор основного поставщика объясняется просто: США оказывают Египту ежегодную военную помощь в размере 1,3 миллиарда долларов, что обязывает Каир делать основные закупки в Америке.
Согласно данным Института исследований в области национальной безопасности при Тель-Авивском университете, общая численность египетских вооруженных сил составляет 704 тыс. человек. Из них 254 тыс. — резервисты. Огромное внимание Каир уделяет развитию своих ВВС. На его вооружении состоит 505 боевых самолетов. Из них 211 — F-16 различных модификаций и 18 весьма современных "мираж-2000" французского производства. Остальные боевые машины — это МиГ-21 и их китайская версия, американские "фантомы" и устаревшие модели "миражей". Для сравнения: по данным из того же источника, на вооружении ЦАХАЛа состоят 343 F-16 всех модификаций.
Вскоре Египет получит еще 20 таких истребителей, причем новейшего типа. Если говорить об ударных боевых вертолетах, главной силой египтян в этой категории являются 35 американских машин AH-64D Apache, в то время как у Израиля их всего 17 штук. Правда, есть в израильских ВВС и менее продвинутая версия AH-64A Apache. Этих вертолетов в ЦАХАЛе 27.
Стоит также обратить внимание на транспортную составляющую египетской авиации. Не так давно в ее состав вошли 3 АН-74 украинского производства. Украинские специалисты проводили и модернизацию египетских МиГ-21.
Масштабную модернизацию проходят также многочисленные системы советского производства, находящиеся на вооружении египетских ПВО. О том, какое значение придает войскам ПВО египетское руководство, говорит численность этого рода войск: 150 тыс. человек, из которых 70 тыс. — резервисты. Эти войска обладают 155 ракетными батареями, тяжелыми и средними, в том числе американским модернизированным "Хоком", а также советскими ЗРК SА-2, SА-3 и SА-6, прошедшими модернизацию или запланированными к ней россиянами, белорусами и украинцами. Закупили египтяне в небольшом количестве и новые российские системы "Тор" М1 и "Бук" М1, а также комплексы ближнего радиуса действия "Стрелец".
Основной ударной силой сухопутных сил Египта являются танковые войска численностью, согласно тому же источнику, 3380 машин. Более 1 тыс. из них — танки "второй линии", устаревшие советские Т-55 и Т-62. 1435 — это американские М-60 различных модификаций, а 880 — гораздо более современные американские М1А1 "Абрамс", которые наши соседи собирают сами из американских комплектующих. Производство этих машин продолжается, и вскоре их количество в египетской армии вырастет до 1 тысячи.
Серьезно насыщена эта армия противотанковыми ракетами и артиллерией. И здесь также значительная часть систем отвечает современным требованиям.
Впечатляют, как количественно, так и качественно, суда египетских ВМФ. При этом серьезным минусом многочисленного и сильного египетского флота является отсутствие современных подводных лодок. Имеющиеся в его арсенале 4 китайских корабля этого класса к таковым никак не отнесешь.
Впрочем, об уровне подготовки египетской армии из разных источников, в том числе и американских, частенько слышатся не самые лестные отзывы, чего нельзя сказать об иорданской армии. Высокий уровень боевой подготовки всегда был ее отличительной чертой в сравнении с другими арабскими соседями. По численности, количеству и качеству вооружений иорданцы значительно уступают Египту, тем не менее, и в этом плане не стоит сбрасывать их со счетов, тем более учитывая высокий уровень выучки иорданских офицеров и рядовых.
В вооружении иорданской армии преобладают западные системы, но встречаются также советские и российские. Недавно был подписан контракт с Москвой по созданию в Иордании предприятия по производству новейшего гранатомета "хашим" (РПГ-32).
Основу кадрового состава армии Хашимитского королевства составляют представители бедуинского меньшинства, к которому принадлежит и королевская семья. Численность регулярной армии — чуть более 100 тыс., еще 60 тыс. — резервисты. В сухопутных войсках — 4 дивизии. 2 из них танковые, 2 — механизированные. В строю находятся 927 танков, среди которых в явном большинстве "англичане". Это 390 машин "челленджер-1" и 275 модернизированных "чифтейнов". 260 танков — это М-60, часть которых прошли модернизацию.
Среди более чем 2300 бронемашин различных классов, которыми располагают иорданцы, есть и 35 российских БМП-2. Артиллеристский парк иорданской армии насчитывает примерно 850 единиц. Среди них около 350 самоходных орудий.
Особое внимание в вооруженных силах королевства уделяют противотанковым ракетным комплексам (ПТРК). Здесь российская составляющая выделяется особо: 200 ПТРК "Корнет" и 1 тыс. ракет к ним.
ВВС Хашимитского королевства относительно малочисленны, но значительная часть их техники и вооружений соответствуют современным требованиям. То же самое можно сказать и об уровне подготовки летного состава. У иорданцев имеется 83 боевых самолета из которых 46 — различные модели F-16, а остальные — французские "мираж" F1 и не относящиеся к современным американские истребители F-5.
В военно-транспортной авиации королевства среди прочих машин имеются 2 российских ИЛ-76, а парк ударных вертолетов состоит из 25 американских "кобр".
Основу ПВО составляют 14 батарей модернизированного американского ЗРК "Хок". Однако именно здесь доля советского и российского оружия особенно высока. Это ЗРК СА-8 и СА-13, а также многочисленные ПЗРК "Стрела" и "Игла" разных типов.
"Новости недели" — "Континент"