НОВЫЕ СОЮЗЫ ВОСТОЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

НОВЫЕ СОЮЗЫ ВОСТОЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Александр МАЙСТРОВОЙ

Фактическое самоустранение Америки из ближневосточной политики отбросило наш регион в прошлое, когда расклад сил определяли позиция локальных держав и религиозно-этнические союзы

Столетие европейских военных блоков, "холодной войны" и американского триумфа закончилось. Восточное Средиземноморье возвращается к исходной точке — к региональным союзам, где нет места идеологии, но действует древний, как мир, принцип "враг моего врага — мой друг".

"Многосторонний подход" Барака Обамы к ближневосточной проблеме привел к печальному результату: союзники США на Ближнем Востоке и Балканах вынуждены отныне надеяться на самих себя. Мировой шериф ушел со сцены. Его место занял пастор, несущий благую весть миру. Супердержава добровольно выбрала статус второго Ватикана, не оставив своим друзьям иного выхода, кроме как искать спасения в объятиях местных монстров или пытаться создавать собственные союзы.

Ливанский премьер Саад Харири с почестями принимает Ахмадинеджада. Некогда непримиримый враг Сирии, один из лидеров ливанских христиан Мишель Аун делает откровенную ставку на иранский режим. Превозмогая плохо скрываемую враждебность и страх, готовится к визиту в Тегеран король Саудовской Аравии Абдалла. После бесплодных предупреждений Вашингтона об иранской угрозе, ставших достоянием гласности, демонстративно сближается с Ираном иорданский король Абдалла II. В поддержку союза с Ираном высказался высокопоставленный чиновник в Кувейте. Расширяет контакты с иранскими правителями, в том числе и военные, Катар, где находятся крупнейшие базы американских ВМС. Это выбор в отсутствие выбора: арабы осознают, что лучше быть в упряжке агрессора, чем в его пасти.

Министр иностранных дел Ирака Али Акбар Салехи заявляет о намерении создать блок Иран-Ирак-Турция-Сирия. Это пробуждает реминисценции 1939 года. "Русские протянут нам руку помощи, а ноги мы протянем сами", — горько шутили поляки после того как их страну поделили нацисты и коммунисты. Иракцам остается разделить этот горький юмор.
Турция отлично осознает временность союза с Ираном. Пока две извечно враждовавшие державы Среднего Востока объединены тактическими целями: желанием вытеснить из региона общего врага, США, и дележом сфер влияния в регионе. Заигрывание турок с Тегераном напоминает флирт сталинского режима с нацистской Германией до июня 1941 года. Используя вакуум власти в регионе, Анкара ускоренными темпами возрождает Османскую империю во всех направлениях. Новая "Блистательная Порта" формирует единое экономическое пространство на Ближнем Востоке, втягивая в свою орбиту влияния сравнительно слабые Сирию и Иорданию, а также балансирующий на грани хаоса Ливан.

В июне 2009 года четыре страны подписали соглашение о создании зоны свободной торговли, а встреча в Аммане в начале января стала первым шагом к осуществлению этой идеи. По сообщению Jordan Times, каждое из четырех государств будет отвечать за специфическое направление: Иордания — за транспорт, Сирия — за топливно-энергетический комплекс, Ливан — за туризм. Турция будет курировать промышленное развитие. Вот вам и точки над i. В роли ближневосточной Германии индустриальная Турция обречена стать гегемоном в новом союзе. Это не мешает соперничеству между Эрдоганом и Ахмадинеджадом. Путь к сердцу араба лежит через поношение Израиля, и здесь лидер Партии справедливости и развития явно на высоте. Каждый выпад и каждая угроза в адрес Израиля, каждая скандальная акция типа "Флотилии мира" в мае прошлого года, приносят ему дополнительные очки. В Газе, где правит ХАМАС, популярность Эрдогана сегодня куда выше, чем Ахмадинеджада, чей режим годами перечисляет деньги палестинским исламистам.

Однако Ближним Востоком притязания Турции не ограничиваются. Они распространяются на север, где фактически уже сейчас существует "кавказский эмират" во главе с Кадыровым, лишь номинально подчиняющийся России, и на Балканы, где Запад своими руками создал плацдармы турецкого присутствия в виде Боснии и Косово, не говоря уже об Албании.

Прожектерство Обамы, импотенция ЕС и растерянность НАТО привели мир к качественно новой ситуации. Христианские страны на Балканах вновь очутились в зловещей тени османской экспансии. В еще большей опасности находится Израиль: изолированный, лишенный могущественного покровителя, в одночасье обретший опасного врага вместо надежного друга в лице Турции.

Биньямин Нетаниягу не случайно назвал Грецию "нашим лучшим другом", благодаря ее за экстренную помощь при тушении пожара на Кармеле, а греческий премьер Георгиос Папандреу трижды за последнее время встречался с Нетаниягу, заявив в Иерусалиме в июле прошлого года об укреплении двусторонних отношений. Общая угроза бросила эти страны в объятия друг друга.

Оба народа, разделенные уходящим в века недоверием и соперничеством, обнаружили себя в одной лодке. Израилю необходимы влиятельный союзник в Восточном Средиземноморье и воздушное пространство для учений ВВС. Греция нуждается в израильских военных и гражданских технологиях, в позитивном израильском опыте регулирования экономики. Пока израильтяне делали ставку на турок, а греки — на арабов, обе страны находились по разные стороны баррикад. Фактический разрыв отношений Израиля с Турцией и разочарование греков в арабах превратили оба народа из прохладно относящихся друг к другу соседей в стратегических союзников.

"В прошлом мы не считали перспективы сотрудничества с Израилем блестящими. Почему? Потому что в то время Израиль был слишком сфокусирован на своих связях с Турцией", — разъяснил министр иностранных дел Греции Димитрис Друцас.

Еще более активно развивается сегодня сотрудничество Израиля с другими балканскими странами и Кипром. Не омраченные застарелыми обидами отношения между еврейским государством, с одной стороны, и Болгарией, Румынией, Македонией, Сербией и Черногорией — с другой, переживают необычайный подъем. Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов подписал военное соглашение с Израилем. София готова предоставить израильским ВВС военные базы и заинтересована в сотрудничестве с "Мосадом". Израильские туристы заполонили болгарские курорты, найдя в них отличную замену Анталии.

Политика является продолжением экономики. Болгары, в отличие от так называемого просвещенного мира, не спешат по любому поводу осуждать Израиль. Напротив, они заявляют, как глава болгарский МИДа Николай Младенов после встречи со своим израильским коллегой Авигдором Либерманом в Иерусалиме, о твердой приверженности безопасности еврейского государства.

Набирает обороты союз Израиля с Сербией. Историческая дружба между обоими народами и сходные угрозы стали фундаментом растущего взаимного сотрудничества, которое вышло на новый уровень еще в 2006 году. Тогда экс-министр иностранных дел Сербии Вук Драшкович на встрече с Либерманом, в то время министром по вопросам стратегических угроз, в полной мере принял точку зрения своего собеседника: противоборство на Балканах и в Ближнем Востоке — не территориальный спор, а конфликт цивилизаций. "Существуют сотни мультфильмов об Иисусе, есть книги, которые утверждают, что его не было вовсе или что это была женщина, — прокомментировал бывший глава МИДа Сербии "карикатурный скандал", — но вы никогда не увидите, чтобы христиане вели себя подобно мусульманам. Это параллельные линии, которые не пересекаются".

Милорад Додик, президент Республики Сербской, входящей в состав Боснии-Герцеговины, с демонстративной пышностью встречал Либермана в начале декабря 2010 года в Баня-Лука. (Во время операции "Литой свинец" Додик направил на имя Шимона Переса письмо с выражением поддержки, а сайт боснийских сербов Serbian Cetnik выразил солидарность с народом Израиля, который сражается против "наших общих врагов").

Либерман и его македонский коллега Антонио Милошоски демонстрируют редкостное единодушие в видении ситуации на Ближнем Востоке. Премьер-министр Македонии Никола Груевский со всей серьезностью отнесся к предупреждениям главы израильского МИДа о том, что радикальные элементы "рекрутируют боснийских мусульман и албанцев в Косово и Македонии для организации массового террора". Во время повторного голосования в ООН по отчету Голдстоуна Македония стала одной из семи стран, выступивших в поддержку Израиля.
Несмотря на горечь событий Второй мировой войны, происходит интенсивное сближение еврейского государства с Хорватией, также заинтересованной в израильском опыте и технологиях.
Израильтяне и киприоты, невзирая на негодование Анкары, подписали в Никосии соглашение о совместном разведывании газовых месторождений в водах на севере Израиля.
Сможет ли балканский союз вместе с Израилем противостоять турецкой экспансии и мировому джихаду?
Если курс Обамы продолжится, многое будет зависеть от России, так как ЕС демонстрирует свою полнейшую несостоятельность. Россия, традиционный соперник Османской империи и сильного Ирана, до последнего времени использовала амбиции этих стран, чтобы вытеснить США из региона. Теперь, когда позиции Америки, благодаря ее собственным усилиям, расшатаны, ситуация может измениться. Наступление турок на Кавказе и Балканах может побудить Кремль вернуться к традиционной роли покровителя славянских и христианских народов, что изменит ход игры на Ближнем Востоке.
События развиваются стремительно. Ближний Восток вернулся в 19 век, но уже с ядерным оружием в руках и фанатическими режимами. А конфликт здесь вошел в такую стадию, в которой вряд ли найдется место компромиссу…

"Новости недели" — "Континент"