КРОВАВАЯ ПОДЛОСТЬ РЕВОЛЮЦИИ
Михаил АЛЕКСАНДРОВ
В Киргизии нарастает скандал вокруг причастности нового правительства к этнической резне в Оше и к терактам в Бишкеке. Если верить документам и комментариям, чиновники столкнули узбеков с киргизами, а потом обвинили во всем узбеков. Послали людей совершать теракты, а потом назвали их исламистами и расстреляли.
Подозрения, что члены команды президента Розы Отунбаевой были соавторами сценария резни в Оше, возникли давно. Сначала достоянием общественности стали переговоры членов временного правительства Омурбека Текебаева и Алмазбека Атамбаева с главой узбекской диаспоры в Оше Кадыржаном Батыровым (нынче он в бегах, его обвиняют в подстрекательстве южан к свержению конституционного строя). В расшифровке открыто говорится об обещаниях учредить узбекскую автономию и обсуждается, каким образом «люди пошумят».
Позднее, перед выборами в парламент, политики вдруг заговорили о растущей террористической угрозе. После выборов по всей стране и в самом деле начались теракты, иногда довольно странные. То в Бишкеке за 10 минут до суда над «альфовцами», защищавшими экс-президента Бакиева, у входа в суд разорвется бомба. То в столице находят тайник с 5 килограммами тротила (сразу же после обнаруженной в Оше взрывчатки). То в пригороде в угнанном у американца джипе находят взрывчатку. То в селе Стрельниково исламисты, задержанные за расстрел трех участковых, сбегают из под стражи, щадя при этом гаишников и таксиста.
Правительство сразу заявило, что это «звенья одной цепи», что ГКНБ предотвратил еще несколько терактов, и что за всем этим стоят исламские экстремисты и чужие спецслужбы.
Глава госкомитета нацбезопасности Кенешбек Дюшебаев обнародовал данные об организации, причастной к терактам и нападениям на силовиков. Журналистам показали видео допроса одного из членов группировки «Жаамат Кыргызстана «Жайшуль Махди»: молодой человек рассказал о том, что именно он вместе с товарищами совершил теракты у бишкекской синагоги, Дворца спорта и осуществил попытку подрыва автомобиля у здания столичного ГУВД. По данным ГКНБ, идея создания террористической организации вынашивалась ее членами с 2007 года, однако действовать она начала с 2010-го. Ее руководителем избрали некоего Советбека Исламова. Членами организации стали граждане Кыргызстана и один россиянин. Целью являлось создание на территории Кыргызстана и других стран Центральной Азии халифата.
Однако несколько дней назад киргизскоязычная газета «Эл Созу» обнародовала «временный мандат» правительства с фамилиями 13 эмиссаров, которых руководство страны в конце июля направило на юг для урегулирования последствий киргизско-узбекской резни. Публикация сразу стала информационной бомбой. Ибо в списке оказались фамилии лиц, недавно объявленных террористами. Это в частности Эдил Абдрахманов, которого задержали в ходе спецоперации в Стрельниково, и Бакыт Кенжегулов, которого ГКНБ называет главарем банды (он и еще двое были убиты во время штурма). Абдрахманов содержится в СИЗО ГКНБ и даже якобы сознался в совершении теракта у Дворца спорта во время скандального суда над альфовцами. Ещё шестеро правительственных эмиссаров из списка также сидят в СИЗО по обвинению в подготовке терактов.
«Временный мандат» подписан тогдашним руководителем аппарата временного правительства Эмильбеком Каптагаевым, ныне был возглавляющим Администрацию президента. Мало того, по словам правозащитницы Токтоайым Уметалиевой, возглавившей этот «гуманитарно-террористический» десант, список был утвержден лично Розой Отунбаевой.
Теперь та же правозащитница выдает умопомрачительные детали. «Складывается ощущение, что все террористические акты были тщательно срежиссированы, и следы этой режиссуры ведут в Белый дом (киргизский — прим. ред), — рассуждает Уметалиева. — Не исключено, что спецслужбы использовали этих ребят с целью создать видимость террористической угрозы в стране и привлечь международные гранты от антитеррористических организаций. Теперь же кому-то невыгодно, чтобы исполнители обнародовали истинные имена заказчиков устроенных спектаклей».
По ее словам, те, с кем она ездила на юг, были участниками митинга 7 апреля (когда свергли Бакиева), а один из террористов, погибших от пуль спецназа в Стрельниково, проходил в качестве свидетеля в судебном процессе по событиям 7 апреля. И именно их задержали в ходе спецоперации. Мало того, лица из «временного мандата» являются членами трех парламентских партий, представленных как правящей коалиции, так и в оппозиции. А некоторых из задержанных парней Дуйшебаев и Каптагаев знают лично. «Они подставили своих же людей», — резюмировала правозащитница.
Бывший замглавы ГСНБ генерал Артур Медетбеков, возглавлявший «Альфу», озвучил еще более любопытные детали: «Оружие, которое было изъято в результате спецоперации в селе Стрельниково, было использовано в убийстве трех милиционеров в Бишкеке. Именно это оружие, предположительно, находилось у одного из митингующих (сторонников нынешнего президента — прим. ред.) на площади 7 апреля (когда свергали предыдущего президента — прим. ред.). Вероятно, автомат был отобран у представителей правоохранительных органов». «Конечно, руководитель аппарата временного правительства должен был полностью доверять тем лицам, которых направляет на юг в гуманитарных целях, — продолжает Медетбеков. — Хотя Каптагаев должен был знать, что отдельные представители делегируемой на юг группы участвовали в событиях 7 апреля и вполне могли иметь незаконно захваченное оружие».
Если вспомнить, что показания против бойцов «Альфы», защищавших Бакиева, в суде давали свидетели, позже причисленные к террористическим группировкам, то рисуется поистине эпическое полотно.
В Киргизии правит откровенно бандитский режим Бакиева. Потом вооруженным путем его сменяет «серпентарий единомышленников» под руководством интеллигентной и демократичной Розы Отунбаевой. Однако юг Киргизии все еще под контролем бакиевцев, сил подчинить их у Бишкека не хватает. Представители новой власти подговаривают лидеров богатой и амбициозной узбекской общины юга выступить против остатков бакиевского клана, обещая узбекам автономию. В Оше начинается жуткая этническая резня, контролировать которую Бишкек не в состоянии. Власти обращаются к России и Западу с призывом ввести в зону конфликта миротворцев, но получают лишь гумпомощь. Когда бойня на юге затихает, в Бишкеке официально обвиняют в ней узбеков: мол, хотели получить национальную автономию и вообще отделить юг страны.
Тем же летом первые лица страны посылают на юг лиц, с оружием в руках помогавших им свергать прежнюю власть. Что они там делают, неизвестно. Вернувшись с юга, эмиссары правительства по какой-то причине начинают устраивать в Бишкеке и окрестностях взрывы, убивают милиционеров, а потом сами отчасти гибнут от пуль спецназа, отчасти садятся в тюрьму. Почему они так поступают, непонятно. Эксперты полагают, что рост экстремизма стал для власти хорошим поводом забыть о своих обещаниях вывести из страны американскую авиабазу и решить массу других тактических задач. Власти же, напомним, приписывали теракты исламистам, мечтающим установить в Центральной Азии халифат.
Что тут сказать? Можно лишь привести слова председателя Нацкомиссии по расследованию ошских столкновений Абдыганы Эркебаева: «У меня не поворачивается язык сказать, что Роза Отунбаева, избранная народом на референдуме президентом, виновата в трагедии, произошедшей на юге Кыргызстана».
rosbalt.ru