ПОЛКОВНИК ПО УШИ В КРОВИ
Александр ШУМИЛИН, специально для «Новой», Абу-Даби
Каддафи теряет контроль над Ливией и своим разумом
К всемирному осуждению преступлений режима Каддафи Россия пока не присоединилась. Глава российского МИД Сергей Лавров рассуждает о неприемлемости применения силы — без указания стороны, которая это делает (наверное, это называется «тонкой дипломатией»). А президент Медведев — об опасностях «революций арабского типа»…
В момент, когда полковник Муаммар Каддафи направлял самолеты отбомбиться по толпам мирных сограждан в Триполи и Бенгази, российские коммунисты на митинге, посвященном Дню защитника Отечества, громко скандировали лозунг: «Каддафи. Ливия. Социализм!». Чем измеряется глубина столь странной любви — уж не объемами ли пролитой арабскими диктаторами крови?
Ливийская бойня
А крови на улицах ливийских городов уже пролито немало: по имеющимся сведениям, убито не менее двух тысяч человек. На самом деле наверняка больше — Каддафи стал первым из правителей, применивших боевую технику против демонстрантов. Более того, в отличие от Мубарака в Египте и Бен Али в Тунисе, он открыто грозит «уничтожить» демонстрантов, называя их «крысами». А свою страну — ввергнуть в пучину хаоса, планируя разбомбить нефтескважины и нефтепроводы. Как когда-то Саддам Хусейн запалил нефтяные скважины Кувейта — в память о своем «пребывании» в этом эмирате. Точно отражает ситуацию заголовок статьи в эмиратской газете Gulf News от 24 февраля — «Каддафи теряет контроль над Ливией и своим разумом».
Уже в последние дни поступало немало свидетельств о настоящей бойне, устроенной семейством Каддафи на улицах городов. В Египте и Тунисе не было ничего подобного: там выведенные на улицы армейские подразделения не сделали ни единого выстрела. А потому и реакция в мире на действия полковника совсем не та, что в двух других упомянутых случаях. В Каире экстренно собралась Лига арабских государств, чтобы осудить зарвавшегося полковника. В Нью-Йорке прошло заседание Совбеза ООН — с той же целью. Это означает одно: Каддафи загнан в угол. США и Евросоюз разрабатывают санкции против клана Каддафи на случай, если тому удастся выстоять. Французское руководство говорит о неизбежном процессе над полковником по примеру суда над военными преступниками бывшей Югославии.
Против Каддафи выступили многие ведущие ливийские дипломаты: достаточно упомянуть глав двух крупнейших диппредставительств Ливии — при ООН и в США. Полковника покинули несколько министров, включая главу МВД и Минюста. Кстати, последний — уже бывший министр юстиции Мустафа Абдель Джалиль — заявил, что приказ сбить американский пассажирский самолет над Локкерби в 1988 году отдавал лично Муаммар Каддафи. Напомним, что в 90-е годы это был главный процесс по статье «международный терроризм»: подсудимыми были представители спецслужб Ливии.
Хваткая рука Ахмадинежада
Либерально настроенные арабские интеллектуалы рассуждают сегодня об особом типе «чисто арабской революции против тиранов», которая не имеет ничего общего ни с исламской революцией Хомейни в Иране в 1979 году, ни навязанными извне бунтами. Случай с Бахрейном особый. В отличие от других арабских стран, здесь явственно ощущается влияние внешней силы — Ирана.
Подавляющее большинство людей, собирающихся на Жемчужной площади столицы Бахрейна — шииты. К шиитам относят себя порядка трех четвертей мусульман Бахрейна, к суннитам — оставшаяся четверть, в том числе правящая королевская семья. Именно это обстоятельство давно превратило Королевство Бахрейн в объект «особой заботы» со стороны «главной шиитской державы» — Ирана. Власти Тегерана, воспринимая Бахрейн как часть «шиитской империи», уже давно пытаются вмешиваться в его дела под предлогом защиты «эксплуатируемых суннитским меньшинством шиитов». Руководство же Бахрейна и других соседних арабских монархий Персидского залива утверждает, что шиитов никто не дискриминирует, а иранцы просто ищут предлог для свержения правящей королевской семьи, с тем чтобы привести к власти дружественные Ирану шиитские кланы.
И действительно, начавшие протестные акции с требований изменить кадровый состав правительства обитатели Жемчужной площади вдруг резко изменили свои лозунги, начав требовать полной смены правящего режима. Причиной таких перемен они назвали результаты недавних столкновений демонстрантов с армейскими подразделениями, когда погибли семь человек. После этого власти убрали военных с площадей и улиц столицы и приступили к расследованию каждого из этих случаев. В стране был объявлен национальный траур. К урегулированию ситуации в Манаме начало активно подключаться руководство Саудовской Аравии и ОАЭ. Это и понятно, ибо Бахрейн входит в состав Совета сотрудничества стран Персидского залива, участники которого (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Оман, Бахрейн и Катар) давно придерживаются общей стратегии противодействия экспансионизму Ирана. На днях в центре Манамы прошла массовая манифестация с требованием уже смены правительства, а не режима. Обошлось без столкновений и жертв. Обещающие ввести в стране конституцию власти приступили к освобождению политических заключенных — в преддверии начала широких переговоров с оппозицией. Процесс примирения и демократизации пошел. Если ему не помешают из Тегерана.
novayagazeta.ru