ВСЕМ СЕСТРАМ ПО ПРИЗАМ, А БРАТЬЯМ — НИ ОДНОГО
Виталий НУРИЕВ
В Лос-Анджелесе в кинотеатре «Кодак» прошла очередная ежегодная церемония вручения премии «Оскар». Результат не стал большим сюрпризом — в главных номинациях победила историческая разговорная драма британца Тома Хупера «Король говорит!».
В оскаровской гонке было несколько основных фаворитов. Новый фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть» о создании сети Facebook. Лента сделана вполне в финчеровском духе и привычно заставляет в нужных местах красивую, продуманную форму вступать в резкий конфликт с содержанием, от которого хочется поскорее уйти. Она хороша даже как некий социологический документ, достоверно отображающий типовых представителей молодежи 2000-х. Номинировалась на «Оскар» в восьми разных категориях. Получила в трех: за лучший саундтрек, за монтаж и лучший адаптированный сценарий.
В основанной на реальной истории боксерской драме Дэвида О.Рассела «Боец» больше показывается не сам бокс, а живописуются социальные проблемы. Чернушная затхлость маленьких американских городков. Слепая вера в семейные ценности, лишающая человека права на самость. Дело доходит до вреда наркотиков. Доведя зрителя до тошноты, режиссер дает ему вдоволь насладиться хеппи-эндом — воплощением американской мечты. Фильм, залихватский по ритму, сделан с хорошим монтажом и крепкой актерской игрой. Номинировался в семи категориях. Взял «Оскара» в двух: за лучшую мужскую роль второго плана (Кристиан Бейл, который не упустил шанса крепко матюгнуться на сцене) и лучшую женскую роль второго плана (Мелисса Лео не оторвалась от микрофона, пока не поблагодарила всех, кого только смогла вспомнить).
Одноименная экранизация романа «Железная хватка» — из национального литературного достояния Америки. Режиссеры — братья Коэны. Фильм открывал международный кинофестиваль в Берлине. Повествуя о том, как во времена Дикого Запада девочка-подросток с железной коммерческой хваткой ищет убийцу своего отца, рассказывает скорее об основных американских архетипах, тех, что до сих пор определяют жизнь в обществе. Фильм тщательно стилизован, до манерного красиво снят, гладко сыгран, обращается к жанру вестерна как трамплину в сегодняшний кинематограф. Номинировался в 10 категориях. Не получил ни в одной.
Историческая лента Тома Хупера «Король говорит!» про монарха-заику, где до парадоксального просто (читай — без технических сумасшествий) конфликт завладевает зрительским вниманием. На это работают монтаж и камера, сценарий, умелая расстановка актеров. Режиссер строит свое высказывание на страхах обычного человека (неуверенность в себе) и присваивает их королю, ловко убирая дистанцию между зрителем и героем. Фильм был представлен в 12 номинациях. Получил четыре награды: за лучший оригинальный сценарий, за лучший фильм, за лучшую мужскую роль первого плана (Колин Ферт, у него, кажется, всегда наготове отлаженная речь, и уже без заикания), Том Хупер признан лучшим режиссером (добравшись с благодарностями до микрофона, говорил долго, по-британски чопорно и занудно).
Что до остальных, то лучшей актрисой первого плана, как и предполагалось, стала Натали Портман («Черный лебедь»). Помнится, кто-то пошутил, неужели девушке дадут «Оскара» только за то, что она рабочая лошадка? Ну да, дали. С другой стороны, она и вправду много готовилась, чтобы сыграть балерину Нину, которая должна станцевать партию и Черного, и Белого лебедя в «Лебедином озере». И беременная она. И милая. И говорит журналистам взвешенные и правильные вещи вроде того «как я благодарна Даррену Аронофски!» Четырьмя «Оскарами» отметили технические достижения в фильме Кристофера Нолана «Начало», где режиссер вылепливает мир снов и вместе со зрителем путешествует там. Фильм получил награды за операторскую работу, лучший звук и работу со звуком, лучшие спецэффекты. Не забыли «Алису в Стране чудес» Тима Бёртона. Ее наградили за костюмы и работу художника-постановщика. Лучшим мультфильмом стала «История игрушек 3» (режиссер Ли Анкрич). Почему? Видимо, потому, что своих конкурентов — «Иллюзиониста» (Сильвен Шоме) и «Как приручить дракона» (Дин ДеБлуа, Крис Сандерс) — она бьет по части универсальности. Затрагивая сразу все возрастные категории, будучи и жесткой (в изображении детской жестокости), и одновременно милой, пробивающей на слезу (говоря о дружбе). Потом, у американцев с трехчастной сагой про «Историю игрушек» свои отношения — долгие, теплые, растянутые на несколько десятилетий. Как же ее не отметить «Оскаром»?
Что до главного лауреата — насчет заслуженности будут наверняка много спорить. Уж больно простоват. Перед началом церемонии на красной ковровой дорожке репортер поймал Сандру Буллок (лучшую актрису первого плана на «Оскаре-2010») и спросил об ожиданиях. Она сказала: «Да какая разница, лишь бы вечер удался». А Опра Уинфри дожала эту мысль со сцены: «Мы ходим в кино, чтобы отвлечься». «Король говорит!» отвлекает. Хоть и простая, но история работает, и в ней уютно.
ng.ru