ВОЙНА ЗА СИМПАТИИ ЕВРОПЫ
Александр МАЙСТРОВОЙ, "Новости недели" — "Континент"
Впервые за многие годы МИД инициировал встречную кампанию в объявленной нам Старым Светом информационной войне.
Трудно предсказать, к каким последствиям приведут последние события на Ближнем Востоке, но большинство обозревателей согласны с тем, что Израиль вряд ли окажется в выигрыше. Абсурдный парадокс: хотя революции на Ближнем Востоке не имеют ни малейшего отношения к палестинской проблеме, западные страны, особенно государства Западной Европы, с еще большей настойчивостью, чем прежде, взывают к решению "палестинского вопроса" и установлению мира на Ближнем Востоке. Даже сталкиваясь с опасностью арабской экспансии в виде тысяч беженцев из стран Магриба и создания агрессивных теократических режимов, общественное мнение в Старом Свете, как и раньше, вопреки логике и здравому смыслу продолжает видеть опасность для мира в Израиле и рассматривать под микроскопом любую операцию ЦАХАЛа.
Такова реальность, и как бы в самом Израиле к ней ни относились, она не меняется. Годы пренебрежительного отношения к информационной войне привели к драматическим результатам. Теперь уже не только Западная Европа, но и Новый Свет, от Австралии и Канады до Латинской Америки, берущих пример с бывших метрополий, отравлен вирусом воинствующего антиизраилизма.
Волна иррациональной враждебности к еврейскому государству, захлестнувшая западноевропейские страны, перекидывается и на Восточную Европу, последний бастион произраильских настроений, и, что еще хуже, на Соединенные Штаты, в кампусах и общественных организациях которых все чаще можно услышать призывы к бойкоту нашей страны и сравнение Израиля с нацистской Германией и режимом апартеида.
Понадобилось более десяти лет со времени второй интифады, чтобы Израиль очнулся от летаргического сна и осознал, что является объектом глобальной информационной войны, которую ведет красно-зеленый альянс. Это поздно, но, как известно, лучше поздно, чем никогда, и можно только радоваться тому, что осознание угрозы произошло и первые шаги по ее нейтрализации предприняты.
Несколько недель назад отечественный МИД развернул по инициативе Авигдора Либермана кампанию, направленную на изменение имиджа Израиля в ведущих странах Западной Европы. Речь идет как о новых методах влияния, так и о значительном увеличении ассигнований. Для ведения пропагандистской войны будут привлечены лоббисты, рекламные агентства и добровольцы. Каждое израильское посольство в десяти европейских странах — Великобритании, Германии, Италии, Испании, Франции, Нидерландах и государствах Скандинавии — должно будет мобилизовать около тысячи человек, готовых отстаивать произраильскую позицию на самых разных уровнях. Сторонники Израиля, представители еврейских и христианских организаций, политики, журналисты, общественные деятели и научные работники будут разъяснять позицию нашей страны по целому спектру вопросов, начиная с безопасности, поселенческой деятельности и позиции ООН вплоть до объяснения ситуации на Ближнем Востоке в целом. Им предстоит довести до своей аудитории положение дел с правами человека в таких странах как Иран и Сирия, рассказать об отношении к проблемам религиозных и этнических меньшинств, оппозиционных движений, женщин и гомосексуалистов, воинствующих исламистов, в частности, "Хизбаллы" в Ливане и ХАМАСа в Газе. На пропагандистские цели МИД вдвое увеличил годовой бюджет посольств в указанных выше государствах. Сегодня он достигает 12 миллионов шекелей. Это очень мало по сравнению с инвестициями арабских государств, но все же гораздо лучше, чем ничего. Предполагается организовать отправку в Израиль представителей общественных организаций (в первую очередь, молодежных), которые не имеют представления ни о ситуации в нашей стране, ни о конфликте с палестинцами, черпая всю информацию из антиизраильских сайтов и леволиберальных СМИ типа "Гардиан" и "Монд", демонизирующих нашу страну.
Сам глава МИДа признает, что принял это решение после очередного опроса общественного мнения в западноевропейских государствах, результаты которого были опубликованы в "Едиот ахронот". Результаты эти Либерман назвал катастрофическими. Например, более половины населения Германии, одной из наиболее дружественных Израилю стран континента, считают, что именно Израиль, а не Иран, "Хизбалла", ХАМАС или Сирия, является источником напряженности на Ближнем Востоке. В поддержку Израиля высказались всего 15% немцев, при том что 27% убеждены в агрессивности израильтян по отношению к палестинцам. Еще хуже ситуация в Норвегии, где подобного мнения придерживаются 43%. 38% опрошенных заявили, что "израильтяне расисты", а 58% — что "израильтяне экстремисты". Здесь, так же, как в Германии, убеждены, что Израиль постоянно провоцирует своих соседей и зарится на их земли.
В принципе эти опросы лишь в очередной раз обозначили поражение нашей страны в информационной битве, которую мы до сих пор почему-то не хотели признавать, несмотря на всю очевидность ее необходимости. Тревожные признаки появились давно, но их легкомысленно игнорировали. Опрос, проведенный пять лет назад Американским институтом изучения общественного мнения Princeton Survey Research Associates International, продемонстрировал преобладающие симпатии европейцев к палестинцам. Так, в Великобритании 29% поддерживали палестинцев и только 16% — израильтян. Во Франции соотношение было 43% против 32%. В Испании на стороне палестинцев выступали 27%, а на стороне Израиля — 11%. В Швеции 18% симпатизировали израильтянам и 29% — палестинцам.
Проведенный до этого, в 2003 году, по заказу организации "Евробарометр" опрос показал: 59% европейцев считают, что Израиль представляет угрозу миру, "опережая" по степени опасности Иран, Северную Корею и США (53%). Тогда выяснилось, что больше всего боятся Израиля в Нидерландах (74%) и меньше всего (48%) — в Италии.
С тех пор ситуация усугубилась, причем самым серьезным образом. Тогда, например, большинство немцев поддерживали израильтян (34% против 21%), а в Италии сторонники палестинцев обладали минимальным преимуществом (11% против 9%). Сегодня в обеих странах Израиль потерял свои позиции, и об этом свидетельствует последний опрос в Германии.
Все это сопровождается стремительным ростом антисемитских проявлений. Характерный пример тому — Англия, где юдофобские настроения были традиционно невысоки по сравнению с остальными государствами Западной Европы. Сегодня Великобритания, по выражению известной журналистки Мелани Филипс, автора книги "Лондонстан", бьет рекорды антисемитизма, опережая Францию, занимающую второе место по этому "достойному" показателю в Западной Европе. И хотя большая часть антисемитских выходок — дело рук мусульманских молодчиков, значительная часть общественного мнения осуждает не их, а Израиль. Мол, он своими действиями побуждает к ответной агрессии. "Истерия в отношении Израиля со стороны СМИ и так называемого образованного сословия, ее интенсивность и иррациональность столь сильны, а предрассудки так велики, что Израиль обречен в любом конфликте оставаться агрессором в глазах населения", — пишет Филипс.
Еще десять лет назад никто даже в страшном сне не мог предположить, что Англия и Скандинавия станут форпостами антиизраильских настроений. Сегодня 59% шведов полагают, что "Израиль представляет главную угрозу миру во всем мире", а шведское правительство систематически финансирует местные неправительственные организации, занимающиеся демонизацией Израиля. Не лучшим образом обстоит дело в Норвегии, которая, по словам заместителя министра иностранных дел Дани Аялона, "стала сверхдержавой по делегитимации Израиля".
В Бельгии, утверждает эксперт по антисемитизму в современной Европе профессор Джоэль Котек, антисионизм и антиизраилизм превратились в подобие современной религии. Враждебность к Израилю, по его словам, объединяет заклятых врагов — католиков, консерваторов, желающих избавиться от постколониального комплекса вины, фламандских националистов, чье движение запятнало себя коллаборационизмом с нацистами, с одной стороны, и левых — с другой, не говоря уже о мусульманах, на которых эти левые ориентируются.
"Испания стала жертвой самого тяжелого в Европе теракта и находится в центре внимания террористических исламских организаций. Нас убивали с сотовых телефонов через спутники из ближневосточного средневековья, но испанские левые остаются едва ли не самыми ярыми ненавистниками Израиля в мире", — констатирует известная испанская журналистка Пилар Рахола, подчеркивающая, что она не еврейка. Рахола свидетельствует о настроениях, царящих в социалистической элите ее страны. "Один из испанских журналистов был отчислен из рядов левой партии за то, что разместил произраильский материал на своем сайте. Объяснение этого шага было следующим: "Наши друзья — это народы Ирана, Ливии и Венесуэлы, борющиеся с империализмом, а не нацистское государство Израиль", — пишет журналистка.
Мы можем сколько угодно обсуждать причины взлета антиизраильских настроений в Западной Европе, но это тема не газетной статьи, а научного исследования. По всей видимости, наиболее близок к истине эксперт по Израилю и Европе в Оксфордском университете Эммануэль Оттоленги, по словам которого "для европейцев Израиль воплощает демонов собственного прошлого", мрачные тени своей истории.
Однако сегодня наша задача не разбираться в причинах европейских фобий, а попытаться если не переломить, то хотя бы умерить антиизраильский накал в Старом Свете. Пока о каких-либо результатах говорить рано. С самого начала кампания по защите Израиля наткнулась на серьезные препятствия. Так, в Норвегии агентства по пиару отказались от сотрудничества с Израилем, высказав сомнения в том, что потребители воспримут попытки сформировать у них положительный образ нашей страны с пониманием. Однако после публикации статьи в "Едиот ахронот", констатирующей этот факт, ситуация изменилась. В израильское посольство в Осло начали поступать многочисленные предложения от компаний по пиару о сотрудничестве, и сегодня можно говорить об определенном, хотя пока еще тактическом, прорыве на этом участке информационного фронта.
Разумеется, это только первый шаг, очень незначительный. Но дорогу, как известно, осилит идущий. Чтобы одержать победу в войне, надо как минимум признать, что мы не имеем права не вести ее, и начать действовать.