БРАЗИЛЬСКАЯ СИСТЕМА НА ГРОЗНЕНСКОМ ПОЛЕ
Сергей МАРКЕДОНОВ — приглашенным научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США)
То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник». Пушкинские строки, посвященные царю-реформатору Петру Великому, в сегодняшней России вызывают другие ассоциации. Правда, скорее саркастические, чем пафосные. В особенности когда новоявленные академики с большим трудом припоминают темы «своих» «научных» исследований. Так несколько лет назад академик Российской Академии естественных наук, почетный академик Академии наук Чеченской Республики и почетный профессор Чеченского государственного университета Рамзан Кадыров отвечая на вопрос журналиста «А диплом по какому праву? Уголовному? Гражданскому?» со всей своей непосредственностью ответил: «Забыл. Тему записал, но забыл. Событий сейчас много…» И в самом деле, обустройство республики — которая по словам не корреспондента «Каспаров.ру» и не лидера оппозиционной Партии народной свободы, а председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, вся находится в собственности у ее президента — требует больших временных затрат.
Так, например, в день 8 марта президент Чечни подарил футбольным болельщикам (а среди них женщины, между прочим, составляют немалую часть) очередной спортивно-политический праздник. В столице республики был проведен матч ветеранской сборной Бразилии (национальная команда этой страны обладает титулом пятикратного чемпиона мира) и «команды Кадырова». Именно так называли журналисты визави именитых бразильцев, так как в составе команды «Грозный» помимо чемпиона мира 1990 года Лотара Маттеуса, чемпиона Европы 1988 года «летучего голландца» Рууда Гуллита, знаменитого спартаковского защитника и вице-чемпиона Евро-88 Вагиза Хидиятуллина на поле вышел президент Чечни, многократный академик и член Союза журналистов. Национального лидера поддерживали также Адам Делимханов, депутат Государственной думы РФ (его Рамзан Ахматович называл близким другом и возможным преемником), а также футбольные функционеры грозненского «Терека» и республиканские чиновники рангом поменьше). Что же касается «кудесников мяча», то они привезли на игру звезд далеко не «шапочного разбора». Имена Бебето, Ромарио, Дунги говорят многое даже тем, кто от футбола далек. Поскольку трансляция матча велась по каналу «Россия-2», было ясно, что данное событие выходит далеко за пределы одного лишь «спортивного проекта» Рамзана Кадырова, а общественное значение игры не ограничивается рамками Чечни.
Мартовская игра в Грозном привлекала серьезное внимание СМИ, как в России, так и за ее пределами. Однако дискуссии по поводу ее значения были ограничены двумя сюжетами. Первый можно назвать как «Цена вопроса». Понятное дело, что такие «звезды» футбола, как Гуллит, Маттеус, Бебето и другие стоят в прямом и в переносном смысле недешево. И заполучить их на любое шоу удается далеко не каждому. «В какой-то степени это благотворительная акция. Мы приехали в Россию, которая помогает Рио-де-Жанейро после наводнения. У нас после потопа погибло 1200 человек. И мы солидарны с Чеченской Республикой, которая тоже переживала не лучшие времена», — заявил Бебето на послематчевой пресс-конференции. Однако даже если мы согласимся с именитым «кудесником мяча», то все равно остаются неясности. Приглашение прессы, разного рода банкеты и прочие гостиницы также чего-то стоят. Это особенно резонирует на фоне упадка детско-юношеского футбола в России, нехватки полей и квалифицированных тренерских кадров. Об этом наша пресса пишет всякий раз, когда после шапкозакидательских приступов у нас наступают «словенские дни». Вот недавно национальная сборная, хотя и в товарищеском матче, но уступила отнюдь не гранду мирового футбола Ирану, не показав при этом ни воли, ни желания побеждать! Второй сюжет может быть определен, как «Эстетика». Роскошный матч в столице Чечни на фоне роста тарифов и розничных цен и, мягко говоря, не слишком благоприятных прогнозов экономистов, многими видится, если не как «пир во время чумы», то как не вполне оправданное барство а-ля Кирилла Петрович Троекуров из известной повести классика. Добавим к этому, что хотя на фоне Кабардино-Балкарии и Дагестана, ситуация с терактами в Чечне выглядит несколько лучше, проблему политического насилия и нестабильности из повестки дня республики никто не снимал. Как справедливо замечает правозащитник Александр Черкасов, «причина этого не только в реальном положении вещей, но и в отсутствии информации. Ведь и в Приэльбрусье ситуация давно уже неблагополучна, но заговорили о ней только в последнее время». Заметим, что после отмены режима КТО в апреле 2009 года количество терактов в республике не уменьшилось. За прошлый год в Чечне было проведено 62 специальные операции. При этом локальные (не в рамках всей республики, а на отдельных территориях) режимы КТО вводились трижды. Было убито 127 человек (44 — сотрудники правоохранительных структур) и ранено около 123. В течение года республику потрясли 37 взрывов (включая и атаки смертников), хотя еще 10 терактов удалось предотвратить. Как видим, все это не слишком напоминает картину под условным названием «Оазис мира».
Между тем, помимо двух описанных выше сюжетов приглашение «кудесников мяча» в Грозном интересно своими знаковыми политическими символами, на которые было бы небезынтересно обратить внимание. С одной стороны, от матча ветеранов ждать реального футбола наивно. Не для того они делаются. Такие игры — это большие шоу для решения тех или иных задач. Вопрос, каких. Приглашая «кудесников мяча» в Грозный, Кадыров не только показал, что он является «хозяином Чечни». В самом деле, кроме боевиков ему послушны все. Он продемонстрировал и свой высокий общероссийский политический статус. Любой проект подобного рода, предложенный президентами Татарстана, Башкирии или Чувашии был бы непременно «придержан» в высоких кабинетах, как «несвоевременный», экономически затратный и т.п. Президенту дотационной республики, подвергающейся террористическим атакам и диверсионным вылазкам, футбольное пиршество позволяется. Более того, оно всячески поддерживается. Потому, что Рамзан Кадыров — держатель имиджа Кремля, как замирителя Чечни. Про то, что у него в собственности вся республика, говорят уже практически не стесняясь официальные лица страны. Но покушаться на пиар самого высокого уровня никому не позволено!
Сама игра дала нам также богатую пищу для размышления. Встреча бразильцев и «кадыровцев» показала, что даже в футболе (если игра проводится в Грозном) правила определяет не судья и не ФИФА, а футболист в ранге президента. Так регламент матча был изменен по ходу игры (вспомним, как часто наши комментаторы образно призывают не менять правил во время самого соревнования). Поскольку в ходе первой двадцатиминутки (а ветеранское шоу планировалась по «укороченному регламенту», не как стандартный футбольный тайм в 45 минут) Рамзану так и не удалось поразить ворота соперника, игрокам сообщили, что игра будет продлена до 30 минут. И вовсе не потому, что кому-то оказывали медицинскую помощь! Но когда счастье все-таки свершилось (для этого «кудесники мяча» из Латинской Америки играли так, как будто находились во сне или под легким «кайфом»), регламент был тут же переутвержден — 25 минут! 8 марта судьи свистели в одну сторону. Не насчитай они десятка «офсайдов» (положений «вне игры»), не уйти бы «Грозному» от поражения в двухзначным счетом. И этот факт с новой силой доказал очевидное: для того, чтобы быть мастером в любом деле, надо знать его. Мало выйти на поле и играть с явно поддающимся соперником. Надо еще уметь попадать по мячу. С этим у президента Чечни возникли вполне ожидаемые проблемы. Ведь футбольный болельщик автоматически не становится профессионалом игры в кожаный мяч. Из трех пенальти в его честь, Кадыров умудрился забить только один. Да и с игры капитан «Грозного» промахивался с завидной регулярностью. Наверное, если бы он вообще не забил голов, вероятно, игра продлилась бы на несколько часов. Но даже в этой атмосфере шоу бразильцы сумели доказать: мастерство не испортишь ничем. Даже если ставить «поддавки» главным спортивным приоритетом. В итоге счет 6:4 в пользу пятикратных чемпионов мира.
Таким образом, грозненский матч стал миниатюрной спортивной моделью управления Чечней. Тут и «поддавки», и изменение регламента по воле одного человека, и «свистки» в одну сторону, и создание особых «парниковых» условий. Как говорится, играй не хочу. Но даже в этих условиях, не владея техникой мяча, не имея необходимых физических кондиций и тактического видения, побеждать невозможно! К сожалению, понять то же самое применительно к управлению проблемной республикой не получается.
Наверное, если бы речь шла просто об отдельно взятом экстравагантном руководителе регионального уровня, проблему не стоило бы так эмоционально обсуждать. Но то, что делает Кадыров влияет, мягко говоря, неоднозначно на имидж страны. И внутри страны, и за рубежом. И дело здесь совсем не в соответствии РФ неким «демократическим стандартам». Существование «государства в государстве», влияющего на выработку российской политики, ставит вопрос о состоятельности России, ее способности реализовывать цели и задачи, формулируемые центральной властью, а также осуществлять контроль над всей своей территорией. Здесь на первое место выходит уже не проблема силы, а проблема слабости. Вот об этом нужно серьезно думать тем, кто непосредственно работает с Чечней и ее многосторонне развитым президентом.