ЛЮБОВЬ ИЛИ РАСЧЕТ? КАК В ГЕРМАНИИ БОРЮТСЯ С ФИКТИВНЫМИ БРАКАМИ

ЛЮБОВЬ ИЛИ РАСЧЕТ? КАК В ГЕРМАНИИ БОРЮТСЯ С ФИКТИВНЫМИ БРАКАМИ

Ксения МАКСИМОВА, dw-world.de

Жениться или выйти замуж ради получения немецкого гражданства — несложно, были бы деньги. Куда сложнее не лишиться заветного статуса. Выявлением фиктивных браков в Германии занимается Ведомство по делам иностранцев.

Определить, где заканчивается любовь, а где начинается расчет, нелегко. Тем не менее понятие «фиктивный брак» в семейном кодексе Германии существует, поэтому с этим явлением борются всеми доступными средствами. И если супруги не в состоянии предъявить убедительные доказательства счастливой семейной жизни, им приходится отвечать по всей строгости закона.

Фиктивно, но эффективно
«Случаи фиктивных браков время от времени всплывают, но уже не так часто, как десять лет назад, — комментирует ситуацию глава Ведомства по делам иностранцев Кельна Дагмар Дамен (Dagmar Dahmen). — Дело в том, что сегодня существует достаточно способов получения разрешения на пребывание в Германии законным путем». Однако многие эксперты в области семейного права уверяют: фиктивные браки между немцами и иностранцами по-прежнему популярны. Просто эта тема часто остается за кадром.
«Брак гарантирует иностранному супругу разрешение на въезд и временное пребывание», — объясняет Дагмар Дамен. Его выдают сначала на два года, по истечении которых иностранец может претендовать на бессрочный вид на жительство. Получив его, обо всех семейных обязательствах при желании можно забыть: даже если еще через полгода супруги развелись, иностранцу (или иностранке) можно остаться в Германии. Прожив в стране пять лет, можно попробовать получить гражданство.

Как это работает
«Я познакомился со своей женой у входа в ЗАГС, — рассказывает Андреас Р. из Дюссельдорфа. — Мы представились, пожали друг другу руки и пошли скреплять союз подписями». Со стороны все выглядело безупречно: жених во фраке, невеста в белом платье, цветы, кольца и родители, вытирающие слезы умиления.
Собственно, жениться Андреаса попросил его отец. Компаньону по бизнесу, украинцу, хотелось поскорее перевезти в Германию свою любовницу. Самым простым и надежным способом было выдать ее замуж за гражданина Германии. Андреаса попросили прийти к назначенному времени в ЗАГС, а после церемонии «молодому» вручили две с половиной тысячи марок (дело было больше десяти лет назад) в качестве гонорара.
В течение нескольких лет после свадьбы Андреас о своей фиктивной жене не вспоминал. Пока неожиданно из Берлина ему не пришло письмо с просьбой признать отцовство. Оказалось, что супруга родила ребенка. «Я страшно испугался: какое еще отцовство? — вспоминает Андреас. — Ведь если я муж, то меня и правда могут посчитать отцом ребенка моей жены. И заставить его обеспечивать».
Проблему уладил отец. Он попросил Андреаса подождать еще год, пока его фиктивная жена не подала документы на получение гражданства. Потом состоялся заочный развод. Новоиспеченная гражданка ФРГ благополучно вышла замуж за своего фактического сожителя, украинского партнера отца Андреаса, и таким образом решила визовые проблемы последнего. Бывший любовник признал своего родного ребенка, а бывший муж — Андреас — вздохнул с облегчением.

Скажи, кто твой супруг
Сотрудникам ведомства по делам иностранцев приходится искать ответ на непростой вопрос: любовь или расчет? «Доказать то, что брак фиктивный, очень трудно. Но на основании ряда улик мы можем отказать супругу-иностранцу в выдаче вида на жительства, а суд — лишить его. Такие прецеденты в Германии были», — говорит Дагмар Дамен.
Если у чиновников возникают подозрения, они вправе навести справки. Например, поинтересоваться, действительно ли супруги живут вместе, в одной квартире. Конечно, никто не может запретить семье иметь или снимать две квартиры, но если в остальном такой роскоши не наблюдается, возникают подозрения. Тревожным сигналом для чиновников может послужить и большая разница в возрасте или определенные формулировки в брачном договоре.
При возникновении подозрения, что брак является фиктивным, сотрудники службы по делам иностранцам имеют право опросить соседей, друзей и даже детей обоих супругов. К каверзным вопросам со стороны чиновников должны быть готовы и сами «молодожены». Обычно их просят по отдельности рассказать о разных деталях своей повседневной жизни, а потом сравнивают «показания». В специальной анкете (Scheinehebefragung) можно встретить самые неожиданные вопросы. Например — как зовут соседей по лестничной площадке? Кто в семье занимается стиркой белья? Носит ли супруг контактные линзы и какую использует пену для бритья? Могут также попросить рассказать о том, как прошли выходные. Ездили ли куда? Что ели на завтрак? И с каким сыром были бутерброды?
Супругам также придется предоставить доказательства их счастливой семейной жизни: бытовые мелочи, подарки или фотографии. «Подтверждением настоящего брака могут, к примеру, послужить свадебные фотографии, — говорит Дагмар Дамен. — Ведь если брак заключается только с расчетом на то, чтобы остаться в Германии, вряд ли люди будут тратиться на пышную праздничную церемонию».

Если в расчете просчет
Если суд признал брак фиктивным, отвечать придется обоим супругам — и немцу, и иностранцу. Первому не избежать денежного штрафа. Причем присудить могут круглую сумму, например — эквивалентную размеру гонорара, полученного за предоставленную «услугу». Иногда суд не ограничивается одноразовым штрафом, а назначает регулярные ежемесячные выплаты, которые весьма чувствительно бьют по кошельку провинившегося бюргера.
«Супругу»-иностранцу придется расстаться с заветной наклейкой в своем загранпаспорте и отправиться на родину. Полученное незаконным путем разрешение на пребывание в Германии или немецкое гражданство аннулируется.