ЛЬВОВСКИЙ АВТОБУС ДЛЯ ЮРИЯ ГАГАРИНА
Анатолий ГОРОХОВСКИЙ, журналист, заслуженный работник культуры Украины
Видимо, нет надобности убеждать читателей — выходцев из бывшего Советского Союза — в том, что львовские автобусы, которые курсировали по многим городам и весям, им хорошо знакомы, ибо не раз доводилось пользоваться их услугами.
Однако не все знают, что первый камень в фундамент ведущего в стране автобусного предприятия был заложен 21 мая 1945 года, то есть спустя 12 дней после победного завершения Великой Отечественной войны. В том торжестве принимали участие танкисты 10-го гвардейского корпуса, освобождавшие Львов от фашистских оккупантов. При этом следует указать, что командир танка Т-34 Александр Марченко, в прошлом инженер управления Львовской железной дороги, поднял 27 июля 1944 года над городской ратушей победное знамя. При возвращении в боевую машину Марченко был убит вражеским снайпером. Именем героя-танкиста была названа одна из улиц города. А между тем, пришедшее к власти новое руководство Львова сделало все для того, чтобы имя Марченко было забыто.
Как грибы после дождя рос завод. Строители торопились, хотелось как можно скорее сдать в эксплуатацию первенца будущего индустриального Львова. Появились механические цеха, вступило в строй инструментальное производство и наконец был собран первенец — пассажирский автобус , предназначенный для внутригородских перевозок, на радиаторе которого возвышалась золотистая эмблема "ЛАЗ" — львовский автобусный завод.
Напротив предприятия, о котором идет речь, находилась областная типография, в которой печаталась газета, которую я редактировал. А на заводе была своя многотиражка, ее возглавлял мой добрый приятель, журналист с большим опытом работы. Он нередко приглашал меня на завод, во время бесед на газетные темы происходило знакомство с новинками производства автобусов.
Надолго в память врезалось событие, происшедшее на заводе примерно за полгода до полета Гагарина в космос. Когда я в очередной раз пришел на завод, то он совпал с приездом авторитетных представителей из Москвы. В кабинете директора завода Александра Следя состоялось закрытое совещание, в котором приняли участие ведущие конструкторы, начальники цехов и отделов. О правительственном задании, стоящем перед автобусостроителями, рассказали высокопоставленные руководители, прибывшие из столицы , а так же командиры космодрома Байконур. О чем шла речь на этом секретном совещании коллективу завода долгое время не было известно, больше того сотрудники КГБ обязали рабочих, занятых на изготовлении автобуса для Гагарина, не рассказывать чем они заняты.
В сборочном цехе отгородили охраняемый участок, в котором начались работы по созданию автобуса для первого космонавта Юрия Гагарина. Надо было торопиться, ибо стало известно, что американцы собираются запустить человека в космос 20 апреля 1961 года их надо было опередить и львовяне не подкачали.
С конвейера была снята серийная машина ЛАЗ-695, послужившая основой для космического автобуса и начались работы по его переоснащению, согласно требованиям правительственной комиссии. Прежде всего было сделано высококачественное антикоррозийное покрытие, затем приступили к изготовлению кресла для космонавта. Оно оказалось огромным, так как предназначалось для пассажира в скафандре. Установили кресла для врача и сопровождающих космонавта специалистов. В автобусе установили радио, телефоны, кондиционеры, вентиляторы, аппаратуру для видеосъемки.
Особое внимание было уделено герметичности салона и пылесосам. И вот почему. Оказывается, что космонавтам, находящемся в невесомости, пыль причиняет большие неприятности. Попадет в глаз — и человек теряет ориентацию, не говоря уже о болезненных ощущениях. К тому же пыль огнеопасна. Поэтому при сборке машины пылесосам было уделено особое внимание.
Наконец, после длительных и очень тщательных испытаний автобус, предназначенный для Юрия Гагарина, был представлен государственной комиссии. И начались сложнейшие проверки, машину подвергали разнообразным нагрузкам, которые она выдержала без сучка и задоринки. Военным самолетом ЛАЗ-695 был доставлен в Байконур. Вместе с автобусом прибыл водитель-испытатель Степан Бойко, который мог устранить любую поломку.
Утром 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин в полном космическом облачении сел в автобус и поехал к стартовой площадке, где была установлена ракета "Союз". И хотя дорога была не долгой, Юрий Алексеевич успел оглядеться вокруг и оценить работу львовских мастеров. Ему понравилась компоновка салона, удобные кресла, хорошая вентиляция и надежные устройства средств связи. Будущий космонавт попросил своего дублера Германа Титова передать благодарность львовянам за добротную работу и за золотые руки.
А теперь несколько слов о непредвиденной заранее ситуации. В связи с тем, что на стартовом комплексе не было туалета, будущий первооткрыватель космоса был вынужден справить малую нужду прямо у переднего колеса автобуса, после чего отправился в полет. Вслед за Гагариным все космонавты при подъезде к стартовой площадке просят водителя остановить автобус и совершают традиционный акт у колеса автобуса, исключение составляют женщины.
Кроме того, все космонавты повторяют введенный Гагариным ритуал: в последний вечер перед запуском они смотрят фильм "Белое солнце пустыни", а утром расписываются на двери гостиничного номера.
О львовском автобусе, предназначенном для первого космонавта, сказано уже довольно много. А как выглядит аналогичный американский автобус? Этот вопрос меня давно интересовал и ответ на него я получил от моего хорошего знакомого Леонида Каденюка — космонавта независимой Украины, генерал-майора, Героя Украины. Кроме того, он является автором вступительной статьи к моей книге, посвященной первой в мире женщине — украинке Гайди Стефанишин-Пайпер, — ставшей американской астронавткой.
В составе советского отряда космонавтов, — вспоминает Леонид Каденюк, — я готовился возглавить полет на корабле "Буран", предназначенный для исследования неведомых космических далей. Часто приходилось ездить в Байконур и каждый раз пользовался услугами гагаринского автобуса. Однако полет, к которому я готовился, не состоялся, пришлось переехать в Киев и вскоре я стал представителем независимой Украины в составе экипажа американского космического корабля, совершивший полет на международную космическую станцию.
На космодромах США тоже есть специально изготовленные автобусы, мне неоднократно приходилось ими пользоваться и поэтому имею полное право высказать свое мнение по поводу того, что лучшим во многих измерениях является львовский космический автобус.
28 марта 1968 года Гагарину вместе с летчиком Серегиным предстояло совершить полет на реактивном истребителе. В то время за первым космонавтом была закреплена легковая машина и водитель, однако Юрий Алексеевич попросил, чтобы на аэродром повез полюбившейся ему львовский автобус. Проехав некоторое расстояние, космонавт попросил водителя вернуться домой за оставленным пропуском на аэродром. Возвращаться с дороги считалось у летчиков очень плохой приметой и эта поездка, оказалась последней в жизни Гагарина.
Шли годы, состарился автобус, но он продолжал свое дело, доставляя космонавтов на пусковую площадку Байконура. А когда исполнилось 50 лет со дня выпуска первого автобуса, во Львове состоялись торжества, посвященные этому событию. Поздравить автобусостроителей приехал дважды Герой Советского Союза космонавт Борис Волынов. На этом празднике коллективу завода был вручен правительственный диплом.
Автобус, рожденный во Львове, уже давно достиг преклонного возраста. Хотелось бы, что бы он обрел покой в заводском музее , что даст возможность посетителям узнать много нового о первом покорителе космоса и о трудолюбивых строителях автобусов.