МАЙКЛ МАКФОЛ О «НЕЗАВЕРШЕННОМ ДЕЛЕ» США В ГРУЗИИ

МАЙКЛ МАКФОЛ О «НЕЗАВЕРШЕННОМ ДЕЛЕ» США В ГРУЗИИ

Нестан ЧАРКВИАНИ

Советник президента Обамы считает, что ситуация в Грузии по-прежнему нестабильна
Обеспечение безопасности Грузии остается в списке «незавершенных дел» США. Об этом заявил советник президента США по вопросам национальной безопасности, директор по вопросам России и Евразии в Совете национальной безопасности Майкл Макфол 15 апреля, выступая на конференции в Вашингтоне.

«Мы считаем, что Грузия сейчас защищена лучше, чем два года назад. И мы ведем активные переговоры и с Тбилиси, и с Москвой, чтобы сделать все возможное для обеспечения безопасности региона. Однако ситуация там по-прежнему нестабильна, Россия продолжает оккупировать части Грузии. И мы думаем, что многое еще можно сделать, чтобы обеспечить большую безопасность в регионе. Так что эта ситуация пока остается в списке незавершенных дел», — отметил Макфол.
Одновременно советник Белого дома отметил, что на фоне «перезагрузки» российско-американских отношений улучшилась динамика отношений РФ и ряда европейских стран. «Произошла “перезагрузка” отношений России с некоторыми европейскими странами — с Польшей, Норвегией, Латвией, а сейчас, может быть, и с Великобританией. Когда представители этих стран приезжают к нам, они рассказывают, что новая атмосфера в российско-американских отношениях улучшила обстановку в сфере безопасности и для них тоже», — сказал Майкл Макфол.

Комментируя роль США в переговорах по вступлению России в ВТО, Макфол пояснил, что Соединенные Штаты заинтересованы в членстве РФ в ВТО, но «вполне сознательно» не выступают посредниками в российско-грузинских переговорах, хотя и призывают стороны «не политизировать» данный вопрос. «Мы ни одну из сторон не можем поддержать. Мы против политизации», – отметил советник американского президента.
В то же время, говоря о спорных вопросах в переговорах по ВТО между Грузией и Россией, Макфол подчеркнул, что вопрос российского эмбарго на грузинские продукты «решаем и будет решен». Требование же Тбилиси о присутствии грузинских таможенников на границе у Псоу (абхазский участок грузино-российской границы) и у Рокского тоннеля (южноосетинский участок грузино-российской границы) Майкл Макфол назвал «фундаментальным» вопросом. «Россия, заявляющая, что эта граница абхазская, не находит поддержки ни у одной из стран-членов ВТО», – пояснил он.
Макфол также сообщил, что вопросом вступления РФ в ВТО «лично занимался» президент США Барак Обама, и выразил надежду на скорейшее решение проблем, стоящих на пути России во Всемирную торговую организацию. «Это вопрос, который необходимо решить уже в этом году», — отметил советник Белого дома.

Директор института политологии Тбилисского государственного университета профессор Малхаз Мацаберидзе считает, что Москва надеялась избежать прямых переговоров с Грузией по поводу членства России в ВТО при помощи США. «Несмотря на то что США неоднократно выражали нежелание вмешиваться в данный вопрос, Москва все же надеялась, что Америка окажет давление на грузинскую сторону. Но позиция Белого дома еще раз указывает на то, что переговоры необходимы», — сказал эксперт в интервью «Голосу Америки».

Мацаберидзе подчеркнул, что и грузинская сторона в свою очередь получила предупреждение о том, что переговоры по ВТО не могут быть платформой для урегулирования территориальных проблем страны и Тбилиси должен удовлетвориться лишь отменой российского эмбарго на грузинские продукты.
Доцент центра по социальным наукам при Тбилисском государственном университете Георгий Мчедлишвили считает, что в последнее время Грузия стала играть роль «лакмусовой бумажки» — индикатора того, как развивается российско-американская «перезагрузка». По мнению политолога, «более спокойный и менее конфронтационный режим» нынешних отношений между Москвой и Вашингтоном «заметно снижает вероятность возникновения конфликта», подобного августу 2008-го, так как «новая открытая агрессия России будет означать по сути конец “перезагрузки”».
«Это легко читается между строк в письменных и устных высказываниях американских высокопоставленных правительственных чиновников, равно как и конгрессменов», – пояснил Мчедлишвили.
Одновременно эксперт отметил, что в связи с «перезагрузкой» возникает ряд вопросов: в частности, насколько высок интерес со стороны России «к истинному и качественному» улучшению отношений, и является ли этот интерес «долгосрочным». «Договор СНВ, сотрудничество по Афганистану (обеспечение т.н. «северного коридора»), поддержка санкций против Ирана (правда, запоздалых и не слишком действенных) — если список взаимных общих интересов этим не исчерпывается, то можно ожидать, что перемирие продолжится», — полагает Мчедлишвили.

Между тем эксперт не исключает, что «спокойствие» в российско-американских отношениях относительное и продлится в том случае, если руководство РФ не поменяет курса, ориентированного на реформы. «Сегодня российская политическая элита считает, что помощь Запада, в особенности Соединенных Штатов, необходима для успешного претворения в жизнь “модернизации”, и это, пожалуй, самое большее из того, что нужно России от Америки. Нет гарантии того, что подобный интерес продлится и дальше», — сказал Георгий Мчедлишвили.

Например, продолжает он, если в будущем году премьер-министр Путин вернет себе президентство, вполне возможно, что все разговоры о модернизации и реформах прекратятся. «Тем более что в российском обществе реформы не пользуются большой популярностью», — отметил он.
Политолог уверен, что добрые и конструктивные отношения между РФ и США лежат в сфере интересов Грузии. «Не нуждаясь в американской поддержке, не исключено, что Россия, тем более путинская, осуществит еще одну агрессию против Грузии, что делает положение Тбилиси еще более уязвимым», – резюмировал эксперт.

VOA