СИРИЯ И АЗЕРБАЙДЖАН: СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

СИРИЯ И АЗЕРБАЙДЖАН: СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

Рамис ЮНУСОВ

Бурные события в арабских странах как-то отвлекли внимание ведущих средств массовой информации мира от похожих сценариев развития политических процессов на постсоветском пространстве. О возможности таких всплесков недовольства на бывшей территории Союза предупреждали многие эксперты, включая и автора этих строк, но о том, насколько политически корректно и правомочно проводить такие параллели, пишется не так часто. Дабы ликвидировать этот пробел, давайте попробуем проанализировать и сравнить идущие политические процессы за последние несколько десятилетий в двух странах — Сирии и Азербайджане, находящихся не так далеко друг от друга географически. У несведущего читателя сразу может возникнуть вопрос: а что общего может быть у населенной в основном арабами, Сирии с Азербайджаном, населенным, в основном, турками-азерами? И почему всплеск недовольства в арабских странах может сработать по принципу домино в бывших республиках Советского Союза? Для того, чтобы ответить на вышеуказанные вопросы, давайте сделаем параллельный, я подчеркиваю, именно параллельный экскурс в недавнюю историю и Сирии, и Азербайджана.

Вначале ознакомимся с некоторыми «анкетными данными» о Сирии из энциклопедии. Так вот, арабы (включая 400 тысяч палестинских беженцев) составляют 80% населения страны, остальное население — это курды, армяне, ассирийцы, черкезы, турки. В религиозном плане 90% населения страны — мусульмане, 10% — христиане. Из мусульман — 75% сунниты, 25% — алавиты, исмаилиты и шииты. Теперь такие же данные об Азербайджане. Население Азербайджана на 90% состоит из турков-азеров (включая беженцев из Армении и Нагорного Карабаха), остальные 10% — лезгины, русские, армяне, талыши и евреи. В религиозном плане более 90% населения — мусульмане, остальные 10% исповедуют христианство и иудаизм. Среди мусульман — более 70% — шииты, а остальные, в основном, являются суннитами. Как мы видим, и в Сирии и в Азербайджане большинство населения — мусульмане, при этом, в обеих странах достаточно толерантно сосуществуют и другие конфессии.

Теперь перейдем к политике. В Сирии после переворота, инспирированного Москвой, в 1970 году к власти пришел генерал Хафез Асад, отец нынешнего президента Башара Асада. Хафез Асад проходил военную стажировку в СССР. На момент переворота в Сирии, Хафез Асад был министром обороны этой страны. В Азербайджане, почти в это же время, а точнее в 1969 году, теми же политиками из Москвы, главой республики (напомним, что Азербайджан был республикой в составе СССР) был назначен такой же кадровый военный, а точнее генерал КГБ, Гейдар Алиев, отец нынешнего президента Ильхама Алиева. На момент своего назначения Гейдар Алиев был председателем КГБ Азербайджана. Далее. Правление Хафеза Асада, фактически, являлось как его личной диктатурой, так и диктатурой его партии власти БААС. В течение всего времени правления Хафеза Асада в Сирии действовало чрезвычайное положение, в связи с чем имели место расширенные полномочия правоохранительных органов. Из-за этого страна часто сталкивалась с обвинениями в нарушении гражданских прав. В частности, организация Amnesty International утверждала о наличии в Сирии по крайней мере 600 политзаключенных. Ряд правозащитных организаций в своих отчетах регулярно характеризует Сирию как крайне неблагоприятную страну с точки зрения соблюдения прав человека. Human Rights Watch, Freedom House и другие обвиняют сирийские власти в ограничении свободы слова, свободы собраний, а также в политических репрессиях.
Теперь про Азербайджан. Придя к власти в 1969 году, Гейдар Алиев проводил в жизнь политику КПСС, идеология которой не осталяла места ни для какого инакомыслия. Потому в Азербайджане творилось то же, что и на всей территории СССР. Отличие составляла только местная, «восточная» специфика, а именно клановость и регионализм при назначении на руководящие должности. Этим отличалось все время правления Гейдара Алиева, прозванное в народе «алиевщиной». Если не считать времен горбачевской перестройки, когда, в 1987 году, Гейдара Алиева исключили из членов Политбюро и отстранили от власти, после чего он вернулся к себе на Родину, в Нахичевань, а оттуда, уже на русских танках, в июне 1993 года — в Баку, то получается, что Гейдар Алиев возглавлял Азербайджан ровно 30 лет. О том, как он руководил Азербайджаном и на сколько его правление соответствовало нормам демократии все эти годы, я писал довольно часто во многих своих статьях. Потому, не желая повторяться, считаю уместным здесь отметить то, что в ежегодных отчетах Госдепартамента США в разделе «Азербайджан» все эти годы регулярно говорится о том, что власти Азербайджана проводят целенаправленную политику, направленную на ограничение критики в свой адрес в СМИ. Для этой цели создаются препятствия в издании независимых и оппозиционных СМИ, предъявляются судебные иски по обвинению в клевете, взимаются высокие судебные штрафы, осуществляется запрет на доступ к источникам информации и преследование журналистов. Повсеместно идет засилье всех слоев общества и структур власти членами правящей партии «Ени Азербайджан», созданной лично Гейдаром Алиевым. В Азербайджане за все эти годы не проводились свободные выборы президента и парламента, которые могли быть признаны цивилизованным миром и его институтами. Запрещены митинги и другие формы несоласия с политикой властей, а попытки их провести заканчиваются репрессиями со стороны властей. Все эти годы в стране не уменьшается количество политзаключенных, убивают журналистов и неугодных политиков, коррупцией охвачено все общество. Поэтому, на сегодняшний день, только интернет является одной из менее контролируемых сфер деятельности журналистов.
Далее. Хафез Асад, как мы отмечали выше, правил страной 30 лет и, в 2000 году, буквально перед смертью, передал власть своему сыну, Башару, который в это время учился в Англии и которому было на тот момент 34 года. Учитывая болезнь Хафеза Асада, была срочно проведена поправка в Конституцию страны, где возрастной ценз президента Сирии уменьшили с 40 лет до 34, чтобы Башар Асад смог наследовать власть отца. Это и произошло в 2000 году. В Азербайджане, после почти 30 летнего правления отца Алиева, в 2003 году, в момент, когда Гейдар Алиев попал в кому и не мог управлять страной, его командой была проведена «операция престолонаследия», чтобы протащить на пост президента его сына Ильхама, что и было сделано в 2003 году. Предварительно была проведена поправка в Конституции страны, где второй в структуре государственной власти становилась должность премьер-министра, на которую в срочном порядке сын Алиева и был утвержден.

Теперь поговорим о сыне Хафиза Асада, нынешнем президенте страны, Башаре Асаде. Вот его цитата, сказанная им по поводу событий в арабском мире. "У нас больше серьезных противоречий, чем в остальных арабских странах, но, несмотря на это, Сирия стабильна. Почему? Да потому, что нужно быть очень близким к интересам народа. Это ключевой вопрос. Если между политикой и интересами народа возникают противоречия, появляется вакуум, который создает беспорядки. Сирия не пойдет по пути Туниса либо Египта, что связано с коренными отличиями во внутреннем устройстве этих стран", — заявлял президент Сирии Башар Асад в интервью газете The Wall Street Journal в январе этого года.

Как показало время, сирийский президент, к его большому сожалению, ошибался по части стабильности в своей стране. На данный момент ситуация в этой стране, по всем признакам, приближается к некоему кульминационному моменту. Власть выбрала тактику постепенных уступок, с одновременным наращиванием силовых мер подавления инакомыслящих. Вопрос только в том, насколько предложенные правительством меры "либерализации" способны в совокупности с репрессиями сбить волну протестов.
Предложенные Дамаском меры вряд ли способны эту задачу решить. Отмена чрезвычайного положения и назначение нового кабинета министров являются некой ретушью, которая никого из протестующих удовлетворить не может. Суть проблемы не в чрезвычайном положении, а в абсолютном засилье спецслужб, коих в стране целых 17. Это самостоятельные структуры, которые пользуются безусловным преимуществом в решении любого рода вопросов. Отмена чрезвычайного положения ничего в этой системе не изменила и не упростила. Вот этот беспредел и вызывает пока протест большинства населения. При этом было допущено принципиальное нарушение баланса сил, когда произошел перекос в пользу спецслужб при одновременном нивелировании роли партийных ячеек и руководителей среднего звена. На самом деле — это мина замедленного действия, потому что режим в Дамаске опирается в настоящее время исключительно на силовиков, что делает общую безопасность системы неустойчивой. Как следствие, около 70% членов правящей партии Баас недовольны своим положением. Брожение затронуло и руководство среднего звена. Этот перекос, вероятно, является самой большой ошибкой президента Б.Асада. И это при условии, что в Сирии де-факто существует система межконфессионального квотирования должностей и постов наподобие ливанской. По-видимому, речь здесь идет не о нарушении системы сдержек и противовесов, а именно о беспредельном вмешательстве в нее руководства всесильных спецслужб, отчего устала не только политическая и экономическая элита, но и простое население. Б.Асад, таким образом, оказался заложником своих силовиков. Уменьшить их влияние в настоящих условиях он не может в силу ситуации в стране. При таком накале страстей это смерти подобно. А гражданского аппарата воздействия на ситуацию у сирийского руководителя уже нет.

Однако, что любопытно, по материалам мировых СМИ, в протестах непосредственно на площадях участвует от силы 20% населения. 40% хранят молчание, опасаясь за свою безопасность и безопасность своих родственников. То есть кульминацию протестов мы еще не наблюдаем. По большому счету, сейчас на улицах бурлит молодежь. "Демократический альянс", который объединяет в своих рядах интеллигенцию, в протестах участвует, но явно не является той силой, которая решится на вооруженное сопротивление. Нет большой активности и со стороны других политических партий, которые находятся не в самой оптимальной форме по причине долгого нахождения в полуподпольном состоянии. Из наиболее структурированных на сегодняшний день, можно отметить отколовшиеся от сирийской Компартии фракции под руководством Рияда Турка и "Комитет единства коммунистов" под руководством Кадри Джамаля. Несмотря на малочисленность, эти структуры хотя бы пользуются авторитетом у молодежи и имеют филиалы по стране. То есть налицо отсутствие единого организующего ядра у оппозиции, что облегчает властям решение задачи по локализации волнений.

Вернемся теперь в Азербайджан и посмотрим, что говорит сын Гейдара Алиева, нынешний президент страны Ильхам Алиев, о ситуации в Азербайджане. "В Азербайджане созданы все условия для свободы собраний, свободы слова и свободы прессы". Об этом он сказал в интервью зарубежным СМИ, комментируя заявления некоторых международных организаций о нарушении права на свободу собраний в Азербайджане. "Эти заявления необоснованны. Свобода собрания, свобода мышления, свобода выражения и прессы, информационная деятельность — все это конституционные нормы Азербайджана. Для деятельности этих институтов созданы все необходимые условия, и это является неотъемлемой частью процесса демократического государственного строительств а Азербайджана", — сказал Алиев. Иногда международные организации делают подобные заключения в результате поступившей из отдельных источников информации, не вникая в их суть. "Если они подразумевают, что несанкционированные акции пресечены, то это так и есть, так будет и впредь. Азербайджан — правовое государство, здесь правовые нормы превыше всего. Государство создает условия для проведения санкционированных акций, на которых обеспечивается безопасность участников. Несанкционированные акции пресекались, пресекаются и будут пресекаться впредь. Поэтому международные организации не должны выступать с теми или иными обращениями к нам. Только в случае, если в Азербайджане эти фундаментальные права реально ограничиваются, тогда, пожалуйста, мы готовы обсуждать с ними этот вопрос", — сказал Ильхам Алиев. Конечно, Ильхама Алиева беспокоит активность оппозиции, которая сегодня объединилась в "Общественной палате", где представлены все ведущие политические организации страны, во главе с партией "МУСАВАТ " и Народным фронтом. Это видно из заявления главного идеолога правящей партии, завотдела администрации президента Али Гасанова, который подчеркивает, что в Азербайджане всегда создавались и будут создаваться условия для проведения подобных акций в заранее выделенных местах, в местах, где не нарушаются режим работы городского транспорта, передвижения жителей города, гармония динамичной городской жизни. Активизацию оппозиционных партий в последнее время связывают не с потребностями общества, не с социальным заказом, а с влиянием процессов, происходящих в отдельных странах. "Фактически, они знают, что сегодня в Азербайджане у них нет никакой социальной опоры, социальных заказов и сил, поддерживающих их в серьезных антиправительственных акциях, в совершении государственного переворота или в приходе к власти другими путями. Просто они осуществляют это под влиянием процессов, происходящих в отдельных странах, забывая при этом, что менталитет азербайджанского народа совершенно отличается от менталитета арабов и что в результате приводит к их поражению и это так и должно быть", — заявил Али Гасанов.

Как видим и Ильхам Алиев и Башар Асад уверены в том (или же хотят в этом уверить других), что все творящееся в соседних странах, в их государстве невозможно априори, т.к. народ их любит, так же как до этого любили их отцов. Вам не кажется, уважаемые читатели, что мы где-то уже это читали или слышали? В свое время и Саддам Хусейн говорил про то, что 100% населения его поддерживает, а когда пришло время, то 23 миллиона иракцев даже не вышли из дома. А что произошло с Саддамом и его сыновьями мы видели на кадрах в прямом эфире... Сегодня другой диктатор, Каддафи, также ведет страну в пропасть, делая как простых граждан, так и членов своей семьи, заложниками своих больных амбиций и жажды власти. Мы тоже видим все это в том же прямом эфире. И если Башар Асад и Ильхам Алиев пытаются идти этим же путем и надеются на свою победу, как надеялись до них в Тунисе и Египте, и как надеются сегодня в других тоталитарных и авторитарных странах другие диктаторы, то ответ здесь может быть только один — они понимают, какая может быть альтернатива такой кровавой победе: это конец их режимов и свершение возмездия над ними и их сподвижниками. То есть Башар Асад идет навстречу своему неизбежному концу. Он надеется на армию, из рядов которой вышел его отец, Хафез Асад, чью форму он примерил незадолго до своего избрания главой государства. Безусловно, Башар Асад носит погоны потому, что к этому обязывает его должность. Сам же он человек сугубо штатский, позиционирующий себя как интеллектуал. Но, никакая его приверженность специальной медицинской литературе или сочинениям западных политиков и восточных мудрецов не спасает положения. Он проявляет себя как бескомпромиссный автократ и циничный повелитель, каковым был его отец. Точно также поступает и Ильхам Алиев, делающий ставку на спецслужбы, идейным руководителем которых был его отец.

На вопрос, как долго может продержаться режим Асада,известный политолог из Германии, профессор Фолькер Пертес отвечает: "Несмотря на то, что поддержка клана Асада в армии намного сильнее, чем это было, например, в Египте эпохи Мубарака, мы являемся свидетелями начала конца диктатуры Асадов". Что касается перспектив режима клана Алиевых в Азербайджане, то даже беглый экскурс в недавнее прошлое и Сирии и Азербайджана говорит о схожести многих параллелей в судьбах этих стран, и прежде чем делать заявления про различия в менталитетах, было бы неплохо помнить про то, что менталитет недовольства у всех народов один, это известно из истории. И есть много примеров тому, чем это все заканчивается. Уместно здесь вспомнить ситуацию во времена перестройки в СССР. Буквально за полгода до развала СССР был проведен референдум, где большинство населения, по утверждению тогдашних властей, проголосовало за сохранение Союза. И что? Не прошло и полгода как страна развалилась и миллионы вышли на улицы, скандируя лозунги против этого Союза. Так где же была правда? Можно продолжить эти параллели и отметить в этой связи влияние Москвы на оба режима, поддержку Россией клана Асадов и клана Алиевых, борьбу суннитской Турции и шиитского Ирана за влияние на Азербайджан и Сирию, и многое другое. Автор этих строк знает Азербайджан и его политическую элиту изнутри достаточно неплохо, а многолетний опыт работы в арабских странах позволяет сказать, что в вопросах прогнозов на развитие ситуации надо слушать не уверенные речи лидеров существующих режимов, а делать экскурс в недавнюю историю соседних регионов и идущие в них процессы. И проводить параллели. Что мы и попытались сделать, проведя параллели между такими "сиамскими близнецами ", каковыми, с моей точки зрения, являются Сирия и Азербайджан.
Автор статьи — Рамис Юнусов, известный политолог, имеющий опыт работы как в высших эшелонах власти Азербайджана, так и за рубежом. Он был руководителем аппарата Правительства Азербайджана, был Управляюшим Делами Парламента страны. Кроме этого он несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии.Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки стран, про которые пишет. В настоящее время проживает в США, где консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.