С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ
Эфраим ГАНОР
Для главы правительства Биньямина Нетаниягу прошедшая неделя стала одной из самых интенсивных, значимых за всю его нынешнюю каденцию.
На фоне серьезной напряженности в отношениях с Белым домом Нетаниягу в минувший четверг вылетел Вашингтон. Именно этот момент президент США Барак Обама выбрал для программного выступления по ситуации на Ближнем Востоке. Надо сказать, что улучшению напряженной атмосферы речь Обамы не послужила. В окружении премьера были разочарованы, хотя в общих чертах тезисы Обамы были известны. Самые серьезные нарекания, в этом, как выразился один из приближенных Нетаниягу, «несимпатичном выступлении» вызвал призыв Обамы к созданию палестинского государства в границах 1967 года и упоминание поселенческих блоков. Кроме этого, президент США ничего не сказал о невозможности возвращения палестинских беженцев на территорию Израиля и не призвал палестинцев признать Израиль как государство еврейского народа. Стало окончательно ясно, что встреча Нетаниягу и Обамы пройдет в весьма непростой обстановке. Еще до нее, глава правительства в необычно жесткой форме прокомментировал выступление президента, обратив особое внимание на два последних пункта его речи.
Беседа двух лидеров состоялась в пятницу, и длилась дольше запланированного срока. Когда в Овальный кабинет были допущены журналисты, они увидели двух людей с очень напряженными лицами, словно замерших в своих креслах. Первым подвел итоги беседы президент США, который вкратце вернулся к тезисам, озвученным им же днем ранее, с той разницей, что на этот раз он выбрал менторский тон, стараясь доказать: претворение в жизнь его идей пойдет на пользу как палестинцам, так и израильтянам. Когда настала очередь Нетаниягу, по мимике президента стало видно, что он как бы пытается заслониться от предстоящих «словесных кулаков». Прямо перед телекамерами Нетаниягу резко обрушился на тезис Обамы о том, что граница между Израилем и палестинским государством якобы должна соответствовать линиям от 4 июня 1967 года: «До 1967 года ширина Израиля была всего 15 километров. Мы не можем вернуться к границам, которые нет возможности защитить. Израиль не может вести переговоры с правительством, которое поддерживается ХАМАСом. У Абу-Мазена есть простой выбор: или заключать мир с ХАМАСом или с Израилем. В 1948 году была проблема палестинских беженцев и беженцев еврейских. Возвращение спустя 63 года арабских беженцев на израильскую территорию приведет к уничтожению еврейского государства. Но такое не случится».
После этого журналистам не была предоставлена возможность задавать лидерам вопросы, но Нетаниягу все же побеседовал с сопровождавшими его представителями израильских СМИ. Так, он сказал, что осознанно сделал выбор как публично, так и с глазу на глаз разъяснить свои взгляды, ничего не приукрашивая. Нет сомнений, что премьер воспользовался этой встречей, чтоб показать всему миру, а в особенности партнерам по коалиции и соратникам по партии, что он смело и решительно борется за само существование Израиля и во имя этой борьбы не боится идти на серьезное и открытое столкновение с президентом США. Вместе с тем премьер пояснил, что, несмотря на создавшееся впечатление, его беседа с Обамой носила открытый, в позитивном смысле этого слова, характер. Он подчеркнул, что обстановка была дружественной, а разногласия случаются и между друзьями. Вместе с тем Нетаниягу снова подчеркнул негативное значение высказывания президента о границах от 1967 года и добавил, что оно наносит ущерб не только непосредственно Израилю, но и шансам на достижение прочного мира.
Высказался Нетаниягу и по поводу резолюции СБ ООН №194 (декабрь 1948), призывающей к возвращению палестинских беженцев. Как сказал глава правительства, из-за этой резолюции в арабском мире надеются на ее практическую реализацию, и подобные ожидания являются серьезнейшим тормозом на пути мирного урегулирования.
А в окружении президента обрушились с резкой критикой на Нетаниягу. Из уст американских чиновников, пожелавших сохранить инкогнито, в адрес премьера сыпались самые нелицеприятные эпитеты. Его обвинили в том, что он искусственно «разыграл карту границ 1967 года», дабы заручиться внутриполитической поддержкой. По их словам, Нетаниягу проявил черную неблагодарность и не понимает, что все шаги американцев направлены на то, чтобы торпедировать будущее решение ООН об одностороннем провозглашении палестинского государства. При этом, добавляли американцы, вся колоссальная финансовая, военная и политическая помощь, оказываемая США Израилю, воспринимается Нетаниягу как нечто само собой разумеющееся.
Не лучшим образом четверговое выступление Обамы было встречено большинством еврейских организаций США. Это было особенно значимо в преддверии его речи на конференции АЙПАК (американского произраильского лобби). Многие опасались, что президента вообще освистают. Перед новой аудиторией президент попытался сгладить сложившееся ранее негативное впечатление, и это ему удалось. Начал он с того, что, несмотря на разногласия, которые случаются и между самыми близкими союзниками, безопасность Израиля является важнейшим принципом, от которого США ни в коем случае не намерены отступать. После шквала аплодисментов он продолжил: «Сильный Израиль, безопасность которого обеспечена — это первостепенный интерес США, как нации, признавшей Государство Израиль через считанные минуты после провозглашения его независимости. Наш долг способствовать сохранению Израиля, как сильного и безопасного национального очага еврейского народа. Именно по этой причине мы вывели наше двустороннее военное сотрудничество на небывалый уровень. По этой причине мы открыли нашим израильским друзьям доступ к нашим новейшим технологиям. Именно по этой причине, несмотря на серьезнейшие экономические трудности, мы довели до рекордного уровня размеры военной помощи Израилю. Она включает и дополнительное финансирование, как в случае с противоракетной системой "Железный купол". Пусть ни у кого не будет сомнений: мы продолжим сохранять качественное военное превосходство Израиля. Мы доказали свою приверженность безопасности Израиля, и именно поэтому необходимо направить все усилия на достижение мира между израильтянами и палестинцами. Поэтому во время своей четверговой речи я не раз повторял, что договор между ФАТХом и ХАМАСом создает огромные препятствия для достижения мира.
Невозможно требовать ни от одной страны ведения переговоров с террористической организацией, поклявшейся эту страну уничтожить. Мы и дальше продолжим требовать от ХАМАСа признать Государство Израиль, отмежеваться от насилия и принять соглашения, подписанные в прошлом. Это является базисом для достижения мира. Мы снова призываем ХАМАС отпустить Гилада Шалита, который уже 5 долгих лет находится вдали от семьи. Я глубоко уверен, о чем говорил и в четверг: нельзя навязывать мир конфликтующим сторонам». Вернулся Обама и к своему заявлению о границах 1967 года, вызвавшему ожесточенную критику: «Я говорил следующее: США верят, что результатом переговоров должны стать государства с постоянными границами... Границы между Израилем и палестинским государством должны базироваться на линиях 1967 года, включая обмен территориями по обоюдной договоренности. Из-за того, что мои слова были искажены, позволю себе снова объяснить, что я имел в виду. Это означает, что израильтяне и палестинцы будут вести переговоры о границе, которая будет отличаться от линии 4 июня 67 года. Эта формула прекрасно известно каждому, кто занимался данным вопросом в последнее время... Она позволит сторонам учесть те перемены демографического характера, которые произошли за последние 44 года. Если разногласия и имеются, то они не фундаментальны. В четверг я высказал то, что уже является общепризнанным».
В отличие от предыдущей речи, выступление Обамы перед еврейским лобби уже привело к изменению напряженной атмосферы в лучшую сторону. Заслужила она и позитивный отклик со стороны Нетаниягу, который немедля высказал благодарность Обаме за его помощь и усилия и добавил, что достижение мира является насущной необходимостью.
В понедельник настала очередь Нетаниягу выступать на конференции АЙПАК. Для него это было, что называется, «своим полем». Начал премьер со слов: «Нет у Израиля более близкого друга, чем Америка, а у Америки нет более близкого друга, чем Израиль». Затем он поблагодарил президента и американцев за поддержку еврейского государства. Премьер специально выразил благодарность, как демократам, так и республиканцам. Это стало ответом тем, кто хотел представить его пытающимся настроить конгресс против Обамы. С присущим ему пафосом премьер коснулся иранской угрозы существованию Государства Израиль, прозрачно намекнув: если вы не остановите Иран, то мы сохраняем за собой право сделать это самостоятельно. Далее он обратился к публике, все время прерывавшей его речь бурными овациями:
«Вы должный задаться вопросом: если плоды мира с палестинцами настолько очевидны, то почему мир все время от нас ускользает? Шесть глав правительства Израиля, начиная с подписания соглашения в Осло, приняли планы образования палестинского государства. В их числе был и я. Так почему же мир не был достигнут? Потому что палестинцы отказывались принять палестинское государство, поскольку это влекло за собой и признание находящегося с ним рядом еврейского государства. Настало время президенту Абу-Мазену сказать своему народу: «Я готов признать еврейское государство». Эти слова изменят ход истории. С таким партнером народ Израиля будет готов на далеко идущие компромиссы. Эти компромиссы должны отражать демографические изменения драматического характера, которые произошли с 1967 года. Подавляющее большинство из 650 тыс. израильтян, проживающих за линиями 1967 года, обитают в различных районах и пригородах Иерусалима. Точное определение границ должно быть произведено по итогам мирных переговоров. Мы будем очень щедры во всем, что касается будущих границ палестинского государства. Вместе с тем, как сказал президент Обама, границы будут отличаться от линий 4 июня 1967 года... Израиль не вернется к этим границам, защитить которые не представляется возможным. Я буду предельно ясен: во всем, что относится к конфигурации границ, мы будем досконально принципиальны. Что касается Иерусалима, то он должен остаться объединенной столицей Израиля. Я знаю, что для палестинцев это очень сложный вопрос, но я верю, что желание и творческий подход позволят прийти к решению. Мира можно достигнуть только по итогам переговоров Попытка палестинцев навязать соглашение через ООН к миру не приведет, я высоко ценю совершенно ясную позицию президента Обамы на данный счет. Мир нельзя навязать».
Апогеем визита Нетаниягу в США стало его выступление во вторник в конгрессе на Капитолийском холме. Именно к этой речи премьер готовился весь последний месяц. Изначально ожидалось, что она будет успешной, но реальность превзошла все самые смелые надежды. Давно известно, что Нетаниягу — прекрасный оратор, но на этот раз он был в особом ударе. Реакция зала была соответствующей. Речь израильского премьера 45 раз прерывалась аплодисментами, а 31 один раз премьера приветствовали стоя. Глава правительства, который превзошел самого себя, говорил на языке своих слушателей в прямом и переносном смысле этого слова. Отлично сформулированные предложения, тон и мимика Биньямина Нетаниягу глубоко затронули самые потаенные струны души конгрессменов. Израильский лидер говорил о ценностях, которые очень близки и им.
Несмотря на то, что ничего особенно неожиданного премьер в своей речи не сказал, его выступление было встречено с восторгом. В качестве лидера правого лагеря, который еще не так давно выступал против палестинского государства, Нетаниягу говорил о создании палестинского государства, о готовности идти на далеко идущие уступки и компромиссы. Все это при условии, что Абу-Мазен разорвет договор с ХАМАСом, палестинцы признают Израиль как еврейское государство, откажутся от претензий на Иерусалим, согласятся на демилитаризацию своего будущего государства и израильское военное присутствие в Иорданской долине.
Большинство израильтян считают перечисленные требования необходимым фундаментом и условием для достижения прочного мира. Все это Нетаниягу объяснил примерами из истории еврейского народа. Премьер рассказал, почему живущие в Иудее и Самарии поселенцы не являются оккупантами, как их пытаются представить во всем мире. Эта фраза была также встречена бурной овацией. И здесь Нетаниягу не забыл коснуться иранской угрозы, подчеркнув, что военное решение проблемы остается актуальным.
Многое высказанное премьером было уже не раз озвучено и ранее, но во время выступления в конгрессе все это приобрело особо значимый смысл.
В среду, после успешного и плодотворного визита в Вашингтон, глава правительства вернулся домой. Его поездка в США не привела к какому-то прорыву на израильско-палестинском направлении, но за эту неделю премьеру удалось доказать: что бы о нем у нас ни писали или говорили, он самый достоин из лидеров стоять у руля Государства Израиль в эти непростые дни, хотя очень многие пытаются представить его в качестве препятствия на пути к миру.
Нетаниягу подтвердил, что выступает за мир, но только за такой, который в полной мере обеспечит безопасность Государства Израиль.
«Новости недели» — «Континент»