СТАБИЛЬНОСТЬ ПУЩЕ РАЗВИТИЯ
Дмитрий КАРАСЕВ, Главный редактор городской деловой газеты «Бизнес в Сибири»
Говорят, охота пуще неволи. В том смысле, что, заставь дурака Богу молиться, он сделает, сами понимаете, что…
Так и с нашей сегодняшней, странным образом напоминающей позднебрежневскую, застойной стабильностью, — можно конечно, заняться реальной модернизацией экономики, развитием несырьевых отраслей и инфраструктуры. Но, во-первых, это потребует крупного отвлечения сил и средств, а немедленной отдачи не будет. Во-вторых, придется урезать не только «социалку», но и множество других, не имеющих к вышеуказанным проблемам, программ, а кое-кому отказываться от кровных 20%, которые, как известно, разворовываются по пути от ассигнования до реализации любых бюджетных проектов. А в-третьих, реальная несырьевая экономика при отсутствии существенных вложений в модернизацию находится в гораздо более плачевном состоянии, чем 20 лет назад. Тогда как реформы в области здравоохранения и образования, помноженные на современные тенденции в области налогообложения и защиты труда, как будто специально написаны под копирку ЦРУ, которое давно мечтало развалить СССР, да проклятая Советская власть не давала. Сегодня все делается для того, чтобы российский плебс (рядовые граждане) трудился до самого гроба, болел быстро, жил недолго и при этом по скудоумию и недостатку образования не задумывался о том, почему это ТАК с ним… Тогда как, вопреки всем заклинаниям об «инновациях» и «модернизациях», надежды нашей власти как и 20 лет назад, по-прежнему на матушку-нефть да на русский «авось».
Действительно, согласно базисной экономической теории, ускоренное развитие невозможно без умеренной инфляции. Это не когда монополиям позволяют вздувать цены и тем самым разгонять цены, а когда государство в лице финансовых властей постепенно увеличивает денежную массу и через банковскую систему делает деньги доступными для граждан и предприятий. В ответ на это предприятия получают возможность развиваться, больше продавать и увеличивать заработную плату своим сотрудникам. Тогда как последние, ощутив последствия экономического роста, начинают больше потреблять, брать в банке кредиты на свои нужды и тем самым подстегивать экономический рост.
У нас же, как водится, все наоборот. Проводимая правительством политика «сильного рубля» и борьба с инфляцией угнетает развитие отечественных предприятий и поощряет рост импорта. Как поведали недавно аналитики международного банка HSBC, в этом году деловая активность в российской перерабатывающей промышленности падает теми же темпами что и в приснопамятном 1998 году. Эксперты утверждают, что если в 2010 году рост промпроизводства составил 8,2% по сравнению с предыдущим годом, то по результатам I кв. 2011 года он едва заметен.
Кто еще помнит, именно такая политика (банка пива Holsten в ларьке в середине 1998 года стоила дешевле аналогичной продукции отечественных производителей) привела нашу экономику к краху 1998 года. Тогда как при высокой инфляции и падении курса рубля в 1999-2000 годах национальная экономика демонстрировала двузначные темпы роста, а иностранные инвестиции текли в страну рекой. Кстати, практическое отсутствие этих инвестиций является одной из основных озабоченностей президента Дмитрия Медведева. Тем не менее, власти в лице премьера Владимира Путина, министра финансов Кудрина и главы Центробанка Игнатьева продолжают «на голубом глазу» муссировать идею о снижении уровня инфляции к 2014 году до 4-5%. Или у нас сегодня все настолько хорошо, что стимулировать экономический рост нет нужды? Вот и не подумай после этого, что где-то наверху засели кое-чьи «агенты влияния»!
Кроме того, вместо того чтобы стимулировать предприятия к автоматизации производства и обновлению основных средств (это же денег стоит!), у нас раздувается миф о том, что россияне слишком мало работают и слишком много получают. Именно этим объясняются усилившиеся со стороны крупного бизнеса требования ужесточить нормы Трудового кодекса. Например, увеличить продолжительность рабочей недели, узаконить т. н. «аренду» персонала и увольнение без «суда и следствия и выходного пособия. Ведь это самый простой и дешевый путь поднять производительность и возобновить экономический рост.
Однако (слава блоггерам и свободной прессе!) нам-то с вами известно, что за исключением части элит, у нас нет проблем тунеядства и ничегонеделанья. Есть проблемы плохой организации, низкой квалифицированности и бессмысленности труда. И в этом тягаться с родной бюрократией наверное никто не сможет. Всем известно, что «Держи вора!» громче всех обычно кричит тот, у кого «рыльце в пушку».
Конечно, правительству можно было бы попробовать стимулировать экономику за счет роста благосостояния граждан, но государство глухо ко всем инициативам, не сулящим немедленных доходов для бюджета.
Свидетельством же того, что нашей власти образованные граждане не нужны, является возврат интереса власть имущих к пролетариату. Людям, которые успели получить высшее образование в советское время, наверное, памятна цитата из «Манифеста Коммунистической партии» Карла Маркса (1848 год): «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир». Мир этой категории граждан новой России не обещают, но поскольку терять им все равно нечего, не посулить ничего тоже нельзя. Доброе слово и кошке приятно!
Так, премьер Путин на днях официально рекомендовал пропагандировать примеры героического труда и отметил: «На их горбу всё держится, между прочим!». А в канун Первомая даже встретился с учащимися профтехучилищ. Раз пошло такое дело, «правильная» профессия рабочего стала усердно противопоставляться «неправильным» специальностям всяких там юристов и экономистов. Например, как поведал полпред Александр Хлопонин, «надо начинать готовить людей так, чтобы они понимали, что получив в техникуме эту (!) профессию, они будут 100% трудоустроены». Ему вторит известный олигарх Михаил Прохоров: «Нужно давать отсрочку от армии как раз квалифицированным рабочим кадрам. Если часть юристов или экономистов на год уйдут в армию, ничего страшного не будет для экономики в целом». Не мог не «отметиться» и крупный специалист по околовсяческим вопросам Борис Грызлов: «Для нас (?) гордостью является человек труда, а не офисный планктон». Из чего следует, что клерки к этой почетной категории отнюдь не относятся.
Кроме того, министр Минздравсоцразвития Голикова наобещала пролетариям соцпакет, министр Фурсенко — непрерывное профобразование и стирание граней между синими и белыми «воротничками», а благодаря стараниям премьера мы вскоре увидим кино с сугубо положительными образами российских работяг. Что им теперь остается? Только соответствовать!
Между тем с 3 мая ЦБ РФ повысил ставку рефинансирования с 8% до 8,25%. Кто не знает, величина этой ставки напрямую влияет на уровень кредитных ставок в банковской системе. Однако поскольку нормативы фондов обязательного резервирования (под «плохие» кредиты) банковским регулятором не повышены, считается, что к резкому скачку кредитных ставок это не приведет. Спасибо и на этом!
Кроме того, застой в экономике провоцирует невозврат кредитов заемщиками. Эта проблема обостряется всегда, когда ввиду падения платежеспособного спроса коммерческие предприятия вынуждены сокращать свою деятельность, переходить на режим жесткой экономии, сокращать рабочие места и заработные платы работников.
Одним из серьезных «звонков» стали проблема так называемых «черных коллекторов». Например, в одном из небольших сибирских городов бедного должника за долги забили битами до смерти. Тогда как по статистике жалобы граждан на банки-кредиторы в последнее время участились. Связано это с тем, что долги физических лиц банкам в 2010 году выросли с 2,5 трлн. руб. в 2009 году до 4 трлн. руб. в 2010 году при увеличении просроченной задолженности с 4% до 7,2%. При этом многие коллекторы пользуются правовой неурегулированностью своей деятельности и зачастую попросту запугивают и терроризируют должников, их родственников, друзей и сослуживцев.
Также осложнились отношения банков и заемщиков — юридических лиц. Согласно недавнему предписанию Высшего арбитражного суда, кредитные организации получили право менять условия кредитного договора без ведома владельцев заложенного имущества. Как написано в постановлении ВАС «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге»: «Изменение размера или срока исполнения обеспеченного залогом обязательства вследствие изменения процентной ставки по кредиту либо изменения срока возврата кредита по сравнению с тем, как такое условие определено в договоре о залоге, само по себе не является основанием для прекращения залога». Таким образом, кредитор получает право менять условия кредитного договора без согласия владельца залога. Есть подозрения, что это создаст новые предпосылки для рейдерских захватов лакомых активов предприятий-должников.
Таким образом, какое нам вскоре покажут «кино», неизвестно. Пока (выражаясь словесами Бориса Акунина) смотрите (выше) другую «фильму»!