НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ИНТЕРНЕТА
Виталий Щигельский, Санкт-Петербург
Интернет есть пространство, состоящее из смеси воображения, самовнушения и несбывшихся надежд пользователей, провайдеров и сисадминов, созданное случайно и используемое большинством (а что еще требовать от большинства?) бессмысленно и бесцельно, а меньшинством (как, впрочем, везде и всегда) — бессовестно и корыстно — для извлечения прибыли и контроля-коррекции поведенческих стереотипов. Тренд развития, обратный эволюционному: от многообразия и беспорядка к структурированности и стереотипам. Через десять лет сеть станет так же проста, скучна и убога, как теперешнее телевидение.
Интернет — это модель реальности в том виде, в котором люди способны ее воспринять.
Виртуальная вселенная — обширная, да что там — безграничная, мрачная, холодная помойка, виртуальная проекция реального космопространства. А что такое космос, как не гигантская труба мусоросборника, в которой падают (в которую выбрасываются) планеты, их осколки, метеоритные облака, молочные пути и пылевые сгустки? В виртуальном пространстве их роль выполняют сайты, файлообменники, персональные странички, блоги и тому подобное барахло (здесь производное от барахолки), в большинстве случаев лишенное признаков жизни, необитаемое, непосещаемое, напрочь забытое даже собственными «создателями»…
В общем, хаос, беспорядок, бардак. Тем не менее некоторые закономерности все-таки есть.
Крупное притягивает мелкое.
Вокруг сильного вращается слабое.
И все вместе проваливаются куда-то.
Некоторые тела обладают собственным светом.
Большинство же отсвечивает чужим.
Световые пятна являются притягательными, особенно в окружающей темноте, вне зависимости от источника (собственного или заимствованного).
Не имеющих света тянет к нему или его отражению. Два щелчка по левой клавише мыши: бум-бум, хлюп-хлюп, клик-клик — и вокруг звезд образуется звездная пыль. Так возникают рейтинги.
Для большинства гомо сапиенсов ночь обеспечивается завешиванием небосвода черной тряпкой — неким аналогом натяжных потолков — чтобы гомо сапиенсу комфортней спалось. Отверстия в ткани именуются звездами и существуют исключительно для составления утешительных гороскопов. Полеты в космос, выходы в космос не разрушают картинку плоского неба (либо усилия невелики, либо ткань весьма прочна), но воспринимаются, скорее, как малобюджетные шоу. Поэтому, например, если в передаче Андрея Малахова Сергей Крикалев возьмется утверждать, что Земля вращается вокруг Солнца, а Иван Ургант скажет, что она покоится на трех китах, то большинством sms-голосов, пришедших из тесных и теплых норок, прав окажется Ургант.
И правда, на фига там какой-то космос, когда нужно кредит отдавать. В общем, никакого реального космоса для большинства не существовало и не существует.
Что уж тут говорить об Интернете — космосе виртуальном.
Блоги — берлоги разума. Персональные сайты, странички пользователей — те же норы для обывателя, только расположенные в виртуальном пространстве. Норы, обустроенные по одному шаблону: это я, и я люблю «диперпл» (ну иногда — «Deep Purple»), вот моя тачка, вот мой евроремонт (эту замечательную полочку для помазка я прикрутил сам), вот моя жена на пляже в Турции, а вот ее сногсшибательный шопинг.
Принято считать (особенно на фоне общего упадка и прободения), что в сети модерируют и рулят продвинутые образованные персоны, за которыми будущее. Только если вынести за скобку троллей, хомяков и дегенератов, окажется, что будущее поджидает немногих. Да и эти немногие на поверку оказываются сугубо задвинутыми, выпихнутыми из реальности иждивенцами, прячущимися от начальства и жен под никами и аватарами.
Несуществующий мир оказался местом, предоставляющим право на «новую» жизнь, право быть тем, кем не являешься на самом деле.
«Путен — отстой», «Навальный — вперед» — сеть завалена этими лозунгами (частота упоминаний уступает разве что волшебному слову «жопки»).
Ну а много таких, кто «пожертвовал» на борьбу с коррупцией хотя бы десять рублей?
Много тех, кто хотя бы подписью поддержал Ходорковского?
Не говоря о том, чтобы выйти на улицу.
«Я, конечно, не боюсь, но вдруг? У меня семья. У меня кредит. И корпоративно-цеховые обязательства».
Анонимные неудачники, эксгибиционисты и пустословы предпочли социальному протесту социальные сети.
Разумеется, так проще: клик-клик-клик, пук-пук — и в топ.
Среднестатистический обитатель блог-пещерки предсказуем до безобразия. Предположим, его унизил начальник, его обобрали в подъезде, обматерили в ЖЭКе, или он попал в засаду, устроенную «гайцами». Униженный и оскорбленный, он утирается, обсыхает и обтекает — и вместо того, чтобы дать сдачи сразу, прибегает домой и хватается за клавиатуру, как будто это ружье.
Час-другой он разъяренно долбит по клавишам, строчит заметку, выкладывает свой пост в ЖЖ и ждет. Наконец его замечают несколько анонимных друзей — клик-клик — мол, нравится. Кое-кто (наиболее душевный и грамотный) поддержит комментарием типа: «сволочи они все», «скоро до них доберутся» (кто интересно?). Возможно, некто сделает перепост, и наш блогер перепостит его пост в ответ.
В этой бескомпромиссной борьбе со злом подступает ночь — небесный свод убирается черной тканью. Протест затихает. Продвинутые пользователи ложатся спать усталыми и удовлетворенными, чтобы наутро столкнуться с новыми унижениями, а вечером запостить их в прозе, стихах или даже отснять в режиме home video…
Wow!
Два щелчка левой клавишей мыши: хлюп-хлюп, клик-клик. Как будто бы возникает активность. Как будто бы восстановлена справедливость. Тестостерон, адреналин, вазелин. Для кого как.
Бурлит огромный банк интеллектуальной спермы. Доводит себя до точки кипения — стерилизует сам себя и… делается бесполезным.
Насколько компьютерный вирус не способен заразить биообъект, настолько и виртуальное слово не способно оплодотворить материю.
Вот так…