ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ИЗРАИЛЬСКОГО ВОПРОСА
Виктория МАРТЫНОВА
Сразу после выступления президента США Барака Обамы с новой ближневосточной речью разочарованные палестинцы пообещали не торопиться с выводами, а подумать, все взвесить и только потом отреагировать. Их «ответ Чемберлену» не заставил себя долго ждать…
Выступление председателя Палестинской автономии Абу-Мазена минувшим субботним вечером на заседании Лиги арабских государств, проходившем в Дохе (Катар), потрясло широкую общественность. На сей раз Абу-Мазен, долгое время позиционировавший себя в качестве умеренного лидера, не сдержался и сформулировал позицию с пугающей четкостью. «Земля Палестины должна быть свободна от израильтян, как военных, так и гражданских». Сия пиаровская находка произвела впечатление прежде всего своей явной схожестью с подходом Гитлера, призывавшего к освобождению Германии от евреев. Что касается палестинцев, у них, видимо, другое мнение по поводу того, что Абу-Мазен стал отвешивать подобные высказывания: Чтобы узнать их мнение, я обратилась за содействием к Абир Копти, сотруднице палестинского правительственного медиацентра. В итоге дать комментарий нашей газете согласился высокопоставленный представитель палестинской переговорной группы на условиях анонимности.
— Салам Файяд неоднократно заявлял о том, что евреи, если они того пожелают, смогут спокойно проживать в будущем палестинском государстве. И вдруг «Палестина, чистая от израильтян». Это что — палестинский вариант окончательного решения еврейского вопроса?
— Абу-Мазен имел в виду полный уход израильских поселенцев с территории будущего Палестинского государства и, естественно, вывод подразделений ЦАХАЛа. С международной точки зрения, пребывание поселенцев, живущих на палестинских территориях под израильским суверенитетом, нелегально, оно противоречит международным нормам. Об этом неоднократно заявляли представители международного сообщества. Поэтому мы требуем, чтобы поселенцы ушли с палестинских территорий и демонтировали поселения. Мы не согласны на то, чтобы в Палестине остался хотя бы один из них. Но если евреи обратятся в палестинское правительство с просьбой перейти под защиту палестинского государства и жить на территории Палестины, эти просьбы будут рассмотрены и, можно заявить с большой долей вероятности, восприняты положительно. Еще раз повторю: речь идет о ликвидации поселений. Тема старая, председатель ПА лишь изменил формулировку, но само требование существует уже много лет.
— Подобные просьбы от евреев, желающих жить под палестинским суверенитетом, поступали к вам?
— Пока нет. Но мы допускаем, что могут появиться евреи, которые захотят жить под палестинским суверенитетом.
— Но почему палестинцы так упорствуют в своем несогласии признать еврейский характер государства Израиль? Если мы говорим о завершении столетнего конфликта и создаем два государства, одно из которых палестинское, так почему второе не должно стать еврейским? Целый ряд государств, в том числе Германия, Великобритания, сейчас вот США, высказывались в пользу возможности признания Израиля как еврейского государства с условием соблюдения равных прав для национальных меньшинств, в том числе арабского…
— Вы верите в равенство прав еврейского и арабского населения Израиля?
— Не просто верю, а имею доказательства того, что права соблюдаются. Арабское меньшинство в Израиле имеет свое демократическое представительство в кнессете, постоянно увеличиваются бюджеты, выделяемые на развитие арабских городов и деревень... Эксперты и политологи предсказывают, что именно демократическое устройство израильского общества будет вести к расширению прав меньшинств.
— Ну а мы не верим в равные права для израильских арабов. Для нас это звучит как насмешка, но дело не в этом. Международные документы, определяющие создание двух государств для двух народов, в частности, документы ООН, не требуют признания Израиля как еврейского государства. Почему мы должны признавать его еврейским, если международное сообщество этого не хочет? Мы же не требуем, чтобы Палестину признали мусульманской или христианской! Ее признают как палестинское государство — и все. Что касается высказываний руководителей различных государств, они остаются высказываниями и в международных документах не закреплены. Пока это идеи, а не требования ООН.
— Но ведь только что на наших глазах отношение к этой проблеме самым существенным образом изменилось. Президент Обама сказал, что Израиль — это еврейское демократическое государство.
— Позвольте прояснить... Президент Обама продемонстрировал свое личное видение государства Израиль как демократического еврейского государства, но он никогда не обращался к нам с просьбой признать Израиль как еврейское государство.
— И на сей раз, в Вашингтоне, тоже?
— Я же сказал — вообще не обращался.
— Перейдем к другой теме, которая волнует наших читателей. Махмуд Аббас пошел на соглашение с ХАМАСом, но не потребовал от него признания права Израиля на существование. Каким же образом, по-вашему, Израиль должен вести переговоры с правительством, часть которого составляют люди, не желающие смириться с существованием государства Израиль?
— Создаваемое ныне правительство — правительство технократов. Это не правительство ХАМАСа. Оно будет подчиняться Абу-Мазену, и его требованиям. Халед Машаль согласился с тем, что во главе должен стоять Абу-Мазен. Мы не требуем, чтобы все израильские партии, входящие в коалицию, согласились на признание палестинского государства. Например, Либерман постоянно говорит о том, что не надо признавать палестинское государство, а надо отложить его создание на длительный период времени. Но мы требуем, чтобы Нетаниягу заставил Либермана и его партию признать палестинское государство. Своя точка зрения и у ШАСа. Но мы считаем, что государство Израиль должно признать государство Палестина вне зависимости от мнения отдельных партий, в том числе и входящих в коалицию.
— Вы хотите сказать, что Абу-Мазен, которого абсолютно все считают слабым лидером, внезапно стал сильнее?
— Он стал значительно сильнее, но не внезапно, а сделав несколько правильных шагов. Поэтому теперь именно он возглавит переговоры с Израилем.
...В заключение нашей беседы представитель переговорной группы сказал, что ему очень интересно мнение русскоязычных израильтян по поводу происходящего, и предложил встретиться в Иерусалиме.
***
Пообщавшись с представителем переговорной группы, я позвонила в Рамаллу человеку, который давно не скрывает свое имя, Самаану Хури, главе Палестинского форума за мир и демократию, с которым я виделась в Иордании и в Тель-Авиве.
— Саман, какова реакция миротворческих организаций на заявление Абу-Мазена о том, что Палестина должна быть очищена от израильтян, в смысле от евреев?
— От израильтян? Он имел в виду, от поселенцев. Мы создаем палестинское государство, соответственно, израильтяне должны жить в Израиле, а палестинцы в Палестине. Но тут требуется пояснение. О евреях не было сказано ни слова. Я думаю, что если бы Абу-Мазен сказал, что Палестина должна быть свободна от евреев, у нас произошла бы революция. Палестинцы не хотят сегрегации по религиозному признаку и, будь такие слова сказаны, палестинцы бы их не приняли.
— Каковы нынешние настроения палестинской улицы? Сегодня Абу-Мазен воспринимается лучше, чем до заключения сделки с ХАМАСом?
— Достижение внутрипалестинского единства очень укрепило позиции президента Махмуда Аббаса. Палестинцам надоела раздробленность. Мы хотим, чтобы от имени палестинцев звучал один голос, одно мнение, а не пятнадцать и не двадцать. Нам не нужно несколько государств, нам нужно одно — на всех.
— Ну, о нескольких государствах речи не было. Говорили только о двух: ХАМАСстан и ФАТХленд. Вас не пугает то, что теперь создались все предпосылки для формирования единого ХАМАСстана?
— Я считаю, что палестинцы изменились. Они в большинстве своем согласны на признание Государства Израиль и хотят, чтобы было создано палестинское государство. Мы за переговоры, которые должны идти от имени ООП под руководством Абу-Мазена.
— Но если он, как вы считаете, достаточно силен, почему он не требует, чтобы ХАМАС признал существование Государства Израиль?
— Абу-Мазен требует от ХАМАСа прекращения террора. «Нет террористическим актам!», — таково его требование. В том, что касается политической программы, партии сами вправе ее определять. А народ потом будет решать, поддержать ту или иную партию или нет.
— Палестинцы все время упираются в проблему поселений. А ведь были времена, когда никаких израильских поселений в Иудее и Самарии не было, но и мира тоже не было. Почему же теперь главное препятствие к миру — это поселения?
— Мы не можем говорить о войне 1948 года — она была проиграна. Но Шестидневная война, по международному признанию, привела к израильской оккупации палестинских земель. Поэтому основное требование сейчас — прекращение оккупации и ликвидация поселений.
— Как вы себя чувствуете в Рамалле, будучи представителем миротворческой организации?
— Люди относятся к нам по-разному. Одни поддерживают, другие считают нас наивными, третьи выражают враждебность… Я к этому привык.
***
Вот такая ситуация. Остается напомнить слова специалиста по стратегическим вопросам Дана Шифтана о том, что в случае возникновения демократического выбора в арабской стране наибольшую популярность неминуемо приобретают экстремисты. Судя по всему, вывод правильный, и для того чтобы укрепить позиции Абу-Мазен решил заговорить на другом языке.
«Новости недели» — «Континент»
Хеврон. Нет мира под оливами — и этого мира явно не хотят те, кто мечтает очистить Иудею от иудеев. Фото Владимира Плетинского