«ГДЕ-ТО В ПОЛЕ ВОЗЛЕ МАГАДАНА»

«ГДЕ-ТО В ПОЛЕ ВОЗЛЕ МАГАДАНА»

Александровский парк – один из немногих чистых и ухоженных парков в Санкт-Петербурге. Шашлык-башлык, пивко, осипший испитый шансон не приветствуются, шалманы попрятаны по кустам на периферии.

Зато здесь есть зоопарк, планетарий и театр «Балтийский Дом». А перед театром площадь.

На площади около сотни людей, с зонтами, в плащах – весь день собирается дождь. Идет митинг в поддержку Михаила Борисовича Ходорковского и Платона Леонидовича Лебедева. «Демшиза», как говорит Радзиховский.

Открывает митинг лидер Петербургского отделения ОГФ Ольга Курносова, именно ей удалось перенести мероприятие из захолустного сада имени Чернышевского сюда – в Александровский парк.

Затем берет слово писатель и правозащитник Нина Семеновна Катерли: «Мы знаем, кто виноват, а что делать – знаем не всегда...» Образованным людям необходимо «разговаривать с теми, кто сидит дома, надо объяснять, что жизнь в несвободной стране опасна для них, что каждый может оказаться на месте Ходорковского».

Эстафету подхватывает адвокат Ходорковского Юрий Маркович Шмидт: «Большинство не стало более послушным, оно стало более агрессивным – этот разрушительной результат приносит стране власть у′рок, власть партии Единая Россия».
В этот момент в ряды митингующих просачиваются два провокатора с гнусным плакатом: «Нищета России – помогите своему олигарху!» С некоторой неохотой, не спеша и вальяжно сотрудники правопорядка выпроваживают провокаторов прочь.
Вдогонку этим жалким персонам звучит приговор Юлия Рыбакова: «Общество, которое равнодушно смотрит на наличие политзаключенных, обречено на рабство».

К сожалению, это правда: Россия всегда на две трети в прошлом. Чтобы напомнить об этом, звучат стихи Заболоцкого:
От солдат, от их луженых глоток,
От бандитов шайки воровской
Здесь спасали только околодок
Да наряды в город за мукой.

Нет сомнений, что Ходорковский и Лебедев – политзаключенные. Но в обществе отношение к ним по-прежнему довольно сложное. Общество разделено.
Мы живем во времена сортирного мачизма – силовой антиобщественной доктрины, в коей полость и подлог есть способы служения, а вознаграждение за подлость – право на беспредел и коррупцию.

Все, кто знал Михаила Борисовича лично, был в курсе его реальных дел и поступков, все, кто следил за ходом второго процесса, все, кто привык думать сам, не сомневаются в его порядочности, честности и главное – в невиновности, уважают его как человека, бизнесмена и общественного деятеля.

Те, кто ничего не хочет знать либо питается дезинформацией (дезинформацию, как несложно догадаться, распространяют и придумывают разной степени вшивости деятели, которые раздербанили «ЮКОС»), – относятся к Ходорковскому враждебно.
К слову сказать, таких становится все меньше и меньше. У любого вранья ограничен срок годности.

Другое дело, что сегодня пришли не все – не выработан навык, нет культуры уличных мероприятий, мирных гражданских акций. Еще не у всех увязывается в голове: поддерживаешь попавшего в беду – поддерживаешь себя.

Но даже малочисленное стояние – это противостояние. Это отстаивание своих прав. Отпор беззаконию и подлости, творящимся вокруг.

В этот вечер нас около сотни. Ужасно мало, особенно для столь важного события. С другой стороны, смотря с чем и с кем сравнивать. Если нынешние власть предержащие однажды окажутся за решеткой (в жизни бывает все), ни один человек их защищать не пойдет.

Акции, подобные нашей, сегодня проводятся в разных странах: в Италии, Англии, США. Акции в поддержку политзаключенных приобретают международный характер – об этом говорит Сергей Гуляев.

Как неприятно это осознавать затеявшим дело «ЮКОСа» персонажам.

Люди продолжают выступать. Кто-то говорит о политзаключенных, кто-то только о Ходорковском и Лебедеве, о помощи «ЮКОСа» петербургским школам, о других полезных делах, о которых власть предержащие предпочитают не вспоминать. Кто-то говорит о коррупции и развале страны. Каждый говорит правду. Потому что все со всем связано. И наши судьбы связаны. Поэтому сегодня мы делаем очередной, пусть и маленький, шаг к свободе.
К свободе Ходорковского и Лебедева. К свободе политзаключенных. И к собственной свободе тоже.
С днем рождения, Михаил Борисович!
Свободу политзаключенным!

Виталий Щигельский