ГАГАУЗЫ ВЗБУНТОВАЛИСЬ
Андрей САФОНОВ
Молдавские унионисты рискуют получить «второе Приднестровье» в лице Гагаузской автономии. Гагаузы демонстративно отказываются подчиняться языковой политике центра. Протестные настроения нарастают по мере сближения Кишинева с Бухарестом. Это бьет по молдавским планам поглощения ПМР и может замедлить процесс поглощения самой Молдовы Румынией.
В конце июля стало известно, что в этом году более чем 100 выпускникам лицеев, колледжей и университетов из Гагаузской автономии, получившим неуд по «румынскому» языку и литературе, было отказано в пересдаче экзамена. На просьбы жителей и руководства Гагаузии к властям Молдовы разрешить пересдачу те ответили отказом. Максимум, на что согласны в Кишиневе – дать гагаузам справки об окончании школы, которых хватит только для поступления в ПТУ.
В ответ башкан (глава, президент — прим ред.) Гагаузии Михаил Формузал заявил, что в новом году напечатает собственные дипломы — вообще без оценок по этому предмету. И выразил уверенность, что местные дипломы и без оценок по языку будут признаны российскими, турецкими и приднестровскими вузами.
Сказано-сделано: 29 июля власти Гагаузии утвердили образец собственного диплома — без оценки по молдавскому. Министр образования в ответ заявил о грубейшем нарушении законодательства Молдовы. Переговоры не завершились ничем. Более того, гагаузские власти намерены выдать дипломы собственного образца выпускникам уже этого учебного года.
Почему же столь малого, казалось бы, повода хватило, чтобы гагаузов охватили протестные настроения?
Гагаузы — тюркоязычный народ православного вероисповедания, населяющий юг Молдовы и юго-запад Украины. В конце 1980-х годов в МССР проживало порядка 150 тысяч, еще несколько десятков тысяч жило на Украине, однако отличие от малых народов Крайнего Севера, насчитывавших по 7-8 тыс. человек, своей автономии у гагаузов не было. Места компактного проживания гагаузов — Чадыр-Лунгский, Комратский и Вулканештский районы — традиционно были развиты хуже прочих.
Когда СССР стал стремительно разрушаться, молдавское «Демократическое движение в поддержку перестройки» (будущий Народный Фронт) предложило гагаузам автономию. Но как только националисты укрепились, в политике Кишинева возобладал жестко унитарный подход, а наиболее оголтелые прорумынские политики окрестили гагаузов «лишаем на теле Молдовы». Ответом стало провозглашение 19 августа 1990 года в Комрате Гагаузской Республики в составе СССР.
До конца 1994 года ГР, бывшая союзным Приднестровью государственным образованием, сохраняла полную самостоятельность. Но в Гагаузии сравнительно немного жителей и, в отличие от ПМР, нет серьезной промышленной базы. Нет и естественной водной преграды вроде Днестра, который отделяет от Молдовы. Наконец, в 1991 году Советский Союз распался, а общей границы с ПМР у Гагаузии не оказалось, что затрудняло получение приднестровской помощи на случай силового противостояния с молдавскими властями.
В этих условиях между Комратом и Кишиневом начались переговоры. В конце 1994 года парламент Молдовы предоставил гагаузам автономию. Многие из них полагают, что права Автономии недостаточны и не соблюдаются в полной мере. Молдавские правые стремятся предотвратить создание единого гагаузско-приднестровского фронта против политики Кишинева. Они также хотели бы уменьшить роль русского языка в Гагаузии. Это старая, еще румынская тактика 1918-1940 годов: перевести этнические общины на их национальные языки с целью политического раздробления.
Гагаузские политики это понимают, а потому из Комрата нередко слышатся голоса о целесообразности превращения Гагаузии в субъект федерации или конфедерации будущего Общего государства — если конфликт между ПМР и РМ будет урегулирован в рамках границ бывшей МССР.
В 2009 году власть в Молдове перешла в руки правых, в том числе прорумынских сил. Усиление крена в сторону Бухареста вызвало тревогу гагаузов. Усилилась и роль русского языка как фактора сопротивления этим тенденциям. Немалое число и гагаузских политиков и простых гагаузов полагают, что правые силы Кишинева, как и в начале 1990-х, стремятся изменить языковую среду в Автономии с целью постепенной ассимиляции гагаузов, в том числе — путем создания препятствий в доступе гагаузам к высшему образованию.
Недавно молдавские СМИ сообщили, что Первый Съезд учителей в Кишиневе был организован Генеральной Ассоциацией Учителей Румынии. Министр образования Шляхтицкий на форуме присутствовал. По словам спикера Народного Собрания Гагаузии (НСГ) Анны Харламенко, «из уст многих жителей Гагаузии звучат обвинения в дискриминации по национальному признаку по отношению к нашим детям. И это может дестабилизировать ситуацию в регионе, вновь вызвать межэтнический конфликт».
В связи с этим НСГ предложило разрешить выпускникам, у которых хорошие оценки по всем остальным предметам, поступить в Комратский госуниверситет с последующей сдачей одного экзамена на степень бакалавра по государственному языку. Как пишет газета «Единая Гагаузия», с дипломами «без молдавского» гагаузские юноши и девушки смогут поступать «в вузы России, Турции, Кипра и других стран, с которыми имеются договоры на обучение».
В конце прошлой недели «дипломная война», вроде бы, пошла на спад. Башкан Гагаузии сделал примирительное заявление: мол, он не против госъязыка, но поскольку Молдова не помогает его народу ни деньгами, ни учебниками, на молдавском в Комрате просто никто не говорит.
Однако уже сегодня Гагаузия провела новый резкий демарш: вернула без рассмотрения письмо Минрегионразвития Молдовы. Причина — молдавский текст письма не был продублирован по-русски.
Rosbalt